Станет легче и бухгалтерам предприятий, которым нужно будет отчитываться не в четырех фондах, а только в одном
Сейчас часто звучит словосочетание «единый социальный взнос». Его планируют ввести, и чуть ли не со следующего года Только пока что мало кто знает, что это за взнос, зачем он нужен и как он повлияет на жизнь и благосостояние граждан Украины. Разобраться в этом «ФАКТАМ» помогла консультант совместного проекта Министерства труда и социальной политики Украины и Мирового банка (Международного банка реконструкции и развития) «Пенсионная реформа и развитие системы социального страхования» Светлана Димитренко.
- Светлана Юрьевна, так что же такое единый социальный взнос?
- Для того чтобы это объяснить, необходимо вернуться к концу 90-х годов прошлого столетия, когда в нашей стране начали создавать систему социального страхования. Она помогает государству финансово поддерживать людей, которые по тем или иным причинам лишились возможности работать и зарабатывать. Например, система социального страхования позволяет оплачивать больничные листы, выдавать пособие по безработице и помощь по уходу за ребенком до трех лет, регулировать финансовое обеспечение людей, лишившихся трудоспособности в результате несчастного случая на производстве. И наконец, именно эта система сейчас обеспечивает выплату «трудовых» пенсий.
Изначально планировалось создать пять видов социального страхования: пенсионное, медицинское, на случай безработицы, от несчастного случая на производстве и на случай временной потери трудоспособности. Сейчас у нас полноценно действуют только четыре вида — исключение составляет медицинское страхование, которое все еще находится в стадии разработки. Каждый вид страхования автономно управляется соответствующим фондом. Таким образом, в нашей стране работают четыре социальных страховых фонда:
Пенсионный фонд;
Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;
Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;
Фонд социального страхования от несчастных случаев.
Причем каждый фонд в настоящее время собирает и учитывает взносы на «свой» вид страхования и контролирует полноту и своевременность их уплаты.
- А кто платит взносы в эти фонды?
- Работники, работодатели и самозанятые лица (предприниматели и люди, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью: адвокаты, частные нотариусы, аудиторы и так далее, если они не работают по найму). При этом работодатели и самозанятые лица регистрируются во всех фондах, платят взносы по каждому виду страхования, подают четыре платежных поручения и составляют отчетность по каждому фонду. Кроме того, они проверяются каждым фондом отдельно.
Так что необходимость упростить и удешевить эту систему назрела уже давно. Поэтому и был разработан законопроект «О едином социальном взносе».
- Что предлагается нового?
- Документ предусматривает объединение всех четырех видов социальных сборов и передачу идентичных для всех фондов функций одному — Пенсионному. То есть плательщик будет начислять только один социальный взнос и перечислять его одним платежным поручением в один фонд. И только этот фонд, в свою очередь, будет вести учет страховщиков, контролировать полноту и своевременность уплаты ими единого взноса, а также производить взыскание задолженности.
После внедрения закона существенно уменьшится как административная, так и финансовая нагрузка на работодателей, связанная с уплатой страховых взносов. По нашим подсчетам, общая экономия у работодателей может составить до 800 миллионов гривен в год.
- Сумма впечатляющая! Кстати, а почему собирать единые социальные взносы будет именно Пенсионный фонд?
- В настоящее время в этом фонде создана более мощная по сравнению с другими фондами организационная, кадровая и программно-техническая инфраструктура. Только в нем существует централизованная база данных из 26 миллионов персональных дел застрахованных граждан, которая содержит полную информацию обо всех физических лицах — плательщиках социальных взносов. Поэтому создание на базе Пенсионного фонда единого реестра застрахованных лиц потребует наименьших затрат.
- Каким будет размер социального взноса?
- В законопроекте это не указано. Размер единого социального взноса для работодателей и застрахованных лиц, а также пропорции его распределения между видами социального страхования будут устанавливаться ежегодно в законе о Государственном бюджете. Предложения о размерах единого взноса будет подавать Министерство труда и социальной политики по согласованию с организациями профсоюзов и работодателей.
Впрочем, на первом этапе размер взноса не может быть существенно уменьшен, поскольку от этих поступлений зависят суммы выплат застрахованным лицам. И мы не должны допустить их снижения. Считаем, что после полугодовой или годовой практической реализации нового закона можно будет рассмотреть вопрос о снижении размеров страховых взносов как с учетом фактического повышения поступлений, так и с учетом влияния возможных рисков. Но этот вопрос еще будет обсуждаться.
- Кстати, единый взнос будут платить и те, кто перешел на фиксированный или единый налог?
- Конечно. Правда, для плательщиков, которые выбрали специальный режим налогообложения — единый или фиксированный налог — предлагается ввести особый порядок уплаты. Они могут выплачивать по собственному выбору единый социальный взнос в размере 50, 75 или 100 процентов ставки единого социального взноса, установленного для самозанятых лиц, который направляется в солидарную систему Пенсионного фонда. При этом базой для начисления такого взноса будет минимальная заработная плата.
Кроме того, предлагается провести с 1 января по 31 декабря 2006 года эксперимент для работодателей — юридических и физических лиц, которые являются плательщиками единого налога и на 1 июля 2005 года имели не больше десяти наемных работников. Они будут платить единый социальный взнос в размере 20 процентов базы начисления. По расчетам Пенсионного фонда, экспериментом будет охвачено 2,3 процента наемных работников.
- И такой еще вопрос: кто будет делить поступившие деньги между фондами?
- Государственное казначейство Украины. Оно станет распределять средства в указанных законом пропорциях по счетам фондов социального страхования в автоматизированном режиме.
- Каковы преимущества введения единого социального взноса для рядовых жителей Украины?
- Повышение эффективности сбора взносов приведет к росту доходов фондов, что даст возможность увеличить страховые выплаты. Также общее повышение доходов системы социального страхования позволит ускорить введение медицинского страхования (без увеличения общего размера страховых взносов).
К тому же человек получит возможность контролировать, сколько работодатель перечисляет на его социальное страхование. Застрахованные лица смогут централизованно получать информацию, какие взносы и в какие фонды переводит за них руководитель.
Кроме того, освободившиеся от большинства административных обязанностей фонды социального страхования смогут уделять больше внимания работе с застрахованными людьми.
Вид страхования На случай безработицы На случай временной потери трудоспособности Пенсионное От несчастного случая на производстве Вместе
Кто платит
Работодатели 1,6% 2,9% 32,3% 1,73%* 38,53%
Работники 0,5% * на зарплату меньше прожиточного минимума — 0,5% * на сумму менее 150 гривен — 1% — * на зарплату менее 150 гривен — 2%
* на зарплату больше прожиточного минимума — 1% * на сумму более 150 гривен — 2% * на зарплату более 150 гривен и меньше прожиточного минимума — 3%
* на зарплату больше прожиточного минимума — 3,5%
Вместе (работодатели и работники) 2,4% * на зарплату меньше прожиточного минимума — 3,4% * на сумму менее 150 гривен — 33,3% 1,73% * на зарплату менее 150 гривен — 40,53%
* на зарплату больше прожиточного минимума — 3,9% * на сумму более 150 гривен — 34,3% * на зарплату более 150 гривен и меньше прожиточного минимума — 41,53%
* на зарплату больше прожиточного минимума — 42,03%
* Страховые тарифы по этому виду страхования дифференцированы по отраслям экономики и видам работ. Существует 67 классов профессионального риска производства. Первому классу соответствует страховой тариф — 0,86%, 67-му — 13,8%