Очевидцы трагедии на автотрассе Донецк- Харьков утверждают, что автобус, в котором находился 41 пассажир, сгорел за семь минут «ФАКТЫ» уже сообщали, как 14 октября в 4. 15 утра в автобусе «Karosa», возвращавшемся из Харькова в Донецк, возник пожар. Четыре пассажира погибли, а одна женщина была госпитализирована с ожогами верхних дыхательных путей. Когда в салоне произошло возгорание, пассажирам, ехавшим с харьковского рынка, пришлось пробираться к переднему выходу по головам, тюкам и сумкам, которыми был забит весь салон, включая заднюю дверь.
С 20-летней студенткой Донецкого национального университета Азныв Оганесян нам удалось побеседовать лишь на третий день после трагедии. Только сейчас девушку собираются выписать из больницы, куда ее вместе с 15-летним братом госпитализировали с отравлением продуктами горения. До сих пор Азныв с ужасом вспоминает о той ночи.
- Когда мы с братом добрались домой в Донецк, у нас началась рвота, потом сильный кашель, и тогда решили вызвать «скорую», — рассказала Азныв Оганесян. — Брата увезли в реанимацию детской больницы, а меня — в терапевтическое отделение городской. Врачи, увидев мое закопченное лицо, в шутку спросили: «Вы что, дома шашлыки жарили?». Поняла, что они ничего не знают о той страшной трагедии. Все произошло так быстро! Я еще от предыдущего(!), домашнего пожара отойти не успела!..
По словам Азныв, накануне поездки, в минувшую среду, в подъезде ее девятиэтажки загорелся мусор в мусоропроводе.
- До приезда пожарных я вынуждена была выйти на балкон, подъезд так заполнился дымом, что он даже сквозь щели проникал в квартиру, — вспоминает девушка. — Вроде не слишком серьезный пожар, но я почему-то запаниковала, меня не покидала мысль: «А что если не успею выйти?» К счастью, все обошлось. Но после этого на душе было неспокойно, не покидало предчувствие беды. Даже удачные покупки, которые мы с братом сделали на рынке, почему-то не принесли радости. Ехала обратно в плохом настроении.
Увы, предчувствие девушку не обмануло: утром в пятницу она снова попала в огненную ловушку.
Когда к отправлению в Донецк в 1. 30 моя собеседница с братом вернулись в автобус, в салоне все было завалено вещами.
- Чтобы пробраться на наши места недалеко от заднего выхода, мне пришлось разуться и пройти по сиденьям, — рассказывает Азныв. — Весь проход по салону был завален огромными сумками. Как я понимаю, и багажный отсек был забит. Оптовики везли в основном зимние вещи — дубленки. Мы еще возмущались, когда увидели, как бабушка, сидевшая рядом с нашими местами, на свою гору сумок ставит тележку. Мы боялись, что, если автобус тряхнет, эта тележка свалится прямо на голову моему брату. Думаю, эта бабушка не смогла выбраться при пожаре. И та, что сидела впереди нее, полная женщина, — тоже вряд ли спаслась
И действительно, по информации МЧС, среди четверых погибших женщин одна была 1939 года рождения, другая — 1955-го. Данные остальных погибших уточняются. Их тела нашли уже в средней и передней части автобуса — люди чуть-чуть не добрались до выхода.
По словам девушки, некоторые пассажиры вернулись другим автобусом: то ли опоздали, то ли, как говорят, Бог отвел. А может, просто не нашли себе места: на заднем, длинном сиденье, уместились только двое мужчин, все остальное пространство заняли сумки.
- Я кричала «Пожар!», наверное, громче всех, потому и гари хватанула полные легкие, — с ужасом вспоминает моя собеседница. — Я еще не успела опомниться, как увидела над головой ноги мужчин: они сидели сзади и первыми стали пробираться к выходу. Ведь выйти через заблокированный тюками второй выход, который находился рядом с нами, было невозможно.
Огнетушителя так и не нашлось. Не удалось выбить и стекла, хотя мужчины били по ним ногами и тяжелыми предметами. Увы, от ударов в окнах образовывались только небольшие отверстия.
Через минуту свет в салоне погас, и Азныв, задыхаясь, стала пробираться ползком по сумкам, стоявшим в проходе, уже в сплошной дымовой завесе. Ее брату-спортсмену удалось дойти до выхода быстрее: Карен перескакивал по спинкам сидений, при этом стараясь дышать через воротник своего свитера. А вот сестра, добравшись до выхода, не сразу выбралась наружу — она упала на пороге.
- Когда я упала и по мне промчался «табун» спасающихся, которым тоже некогда было останавливаться, — рассказывает Азныв, — вспомнился видеосюжет давки после какого-то рок-концерта, в которой погибло много народу. Автобус сгорел за семь минут!
По словам девушки, если бы не женщина, которая стояла на выходе, буквально выдергивала всех за руки на воздух и при этом еще успевала записывать фамилии спасенных, то Азныв просто затоптали бы.
- Когда меня спрашивают: «Неужели нельзя было хоть что-то из вещей спасти?», я отвечаю, что у нас самих был один шанс из ста, чтобы спастись, — продолжает девушка, у которой сгорели не только обновки, но и мобильный телефон и даже ключи от квартиры. — Люди выскакивали из салона босиком. Их потом рыночники из попуток обули в только что купленные на продажу тапочки.
Как рассказала Азныв, подобравший их после ЧП автобус, тоже возвращавшийся из шоп-тура, не был захламлен так сильно, как их. То есть часть пассажиров того злополучного рейса могла добраться домой на других машинах. Девушка отметила и еще одну невероятную деталь: останавливающиеся на месте происшествия маршрутки не отказывали в помощи — кто-то давал лекарства, кто-то воду, кто-то подбирал пассажиров. Но почему-то ни один водитель попутки не смог одолжить огнетушитель! Неужели в салоне маршруток действительно не было огнетушителей?
Как удалось узнать «ФАКТАМ» у профессора Эмиля Фисталя, заведующего Центром термических поражений и пластической хирургии донецкого Института неотложной и восстановительной хирургии имени Гусака Академии наук Украины, госпитализированная с места происшествия 44-летняя Тамара Басова, сидевшая в средней части салона автобуса, получила серьезное отравление продуктами горения, ожог лица и верхних дыхательных путей, который по тяжести приравнивается к ожогу 45 процентов поверхности тела. Врачи пока не делают никаких прогнозов. Однако, по словам дочери потерпевшей Инны, маме стало лучше.
Семья Тамары Басовой обращается с просьбой оказать помощь пострадавшей, которой предстоит еще длительное лечение.
Средства для лечения можно перечислять на благотворительный счет Института неотложной и восстановительной хирургии. 35 223 003 000 325 в УГК Донецкой области МФО 834016 ОКПО 25672427 ИНВХ им. В. К. Гусака АМН Украины Назначение платежа:
для лечения Тамары Евгеньевны Басовой
P. S. Как сообщили в отделе по расследованию ДТП следственного управления УМВД Украины в Донецкой области, по предварительным данным, дело будет возбуждено по факту «нарушения правил эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее за собой гибель нескольких лиц» — статья 286 часть 3 Уголовного кодекса Украины. Следователи также попросили пострадавших помочь следствию в установлении личностей погибших, позвонив по телефону (380622) 66-33-51.