Происшествия

В украине разработана уникальная программа, позволяющая обнаружить плагиат в дипломных работах, кандидатских и докторских диссертациях

0:00 — 26 октября 2005 eye 406

Канули в Лету времена, когда студенты, чтобы написать курсовую или дипломную работу, массово сидели в читальных залах библиотек и штудировали первоисточники. Нынче в Интернете более трех тысяч сайтов с предложением рефератов, а на столбах возле вузов — телефоны тех, кто продает все виды зачетных и экзаменационных работ по договорной цене.

- Не секрет, что сегодня «дипломно-курсовым» бизнесом занимаются не только студенты и лаборанты, а и преподаватели, — говорят авторы уникальной программы директор научно-производственного предприятия «Авиа-Центр» Анатолий Шевченко и декан факультета компьютерных систем Национального авиационного университета Александр Литвиненко.  — Педагоги продают работы студентов-»предшественников». Нередко доходит до того, что покупателю надо только заменить титульный лист.

Мы апробировали нашу разработку в нескольких вузах и обнаружили: некоторые курсовые и дипломные работы на 98 процентов — плагиат. Наша программа позволяет обнаружить и «псевдоисследования» в кандидатских и докторских диссертациях. Бывает, соискатели просто переводят работу с другого языка и выдают за новое слово в науке. «Из вежливости» только слова переставляют местами или заменяют синонимами. Кстати, наша программа, пока единственная в мире, может распознать и такие виды плагиата, как «переводной» или «творческий».

Единственное условие — все работы должны быть в электронном виде. К примеру, вот дипломный проект студента. Сравниваем его с другими проектами, которые занесены в базу данных. И что видим? Все, что выделено синим цветом, — плагиат «точь-в-точь», розовым — «творческий», желтым — «переводной». Рядом с каждым подчеркиванием — номера работ, с которыми и обнаружено совпадение. Чья работа датирована более поздней датой, тот, очевидно, и списал. Правда, может оказаться и такое, что оба автора списали из одного источника. Но и это несложно установить.

Наша «фильтрационная» программа работает пока только в Национальном авиационном университете. Хотя мы показывали разработку многим ректорам. Поначалу все они восторгались, даже называли наше изобретение «экспертизой века». Но когда мы предлагали внедрить разработку у себя в учебном заведении, ректора вдруг менялись в лице и говорили, что пока с внедрением… повременят.

В Министерстве образования и науки знают о «ноу-хау» и дали добро на его внедрение. Но… не все вузы заинтересованы. Да и не мы, разработчики, должны внедрять нашу программу. В ней должно быть заинтересовано государство. Если министерство использование этой программы сделает обязательным пунктом аккредитации вузов, быть может, мы приблизимся к цивилизованному миру.