В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка уникальных исторических реликвий, восстановленных украинскими мастерами На выставке «Сквозь патину времени. Возрождение прошлого» представлены экспонаты из 30 ведущих музеев страны, восстановленные в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины. Войдя в первый зал, мы увидели в стеклянном шкафу скромные шинель с пелериной и мундир. Рядом — портрет российского императора Александра I. «Это его одежда, — объяснили реставраторы. — Шинель сшита в 1812-м, а мундир — в 1816 году. В Киев, в Национальный музей истории Украины, вещи были переданы лет 70 назад из гардеробной Эрмитажа».
- Судя по одежде, Александр I был небольшого роста, — обращаюсь к заведующей сектором реставрации произведений из ткани Татьяне Менжулиной.
- Это если говорить о нынешних мерках, — отвечает реставратор. — Для своего же времени Александр I был довольно высоким: в XIX веке средний рост мужчины составлял 160-165 сантиметров. Мы примеряли старинную одежду на женщин небольшого росточка. Оказалось, эти вещи малы даже для них, одежда впору современным девочкам 12-13 лет.
- Из какого сукна сшиты вещи императора?
- Из так называемого английского. Оно стоило очень дорого. Только этим можно объяснить, почему нижняя часть пелерины (она состоит из двух слоев) императорской шинели сшита из лоскутков. Тогда подобное явление было обычным. Скажем, в сюртуке аристократа могла быть вставка из лоскута. Шерсть, необходимую для изготовления английского сукна, давали только овцы мериносных и тонкорунных пород, которых разводили в Великобритании. По приказу Петра I таких овец попытались разводить и в России, но на пастбищах империи качество шерсти этих животных почему-то резко ухудшилось, так что эксперимент провалился.
Обратите внимание: на портрете император изображен в черной треуголке с плюмажем (перьями. — Авт. ). А вот в каком состоянии треуголка Александра I сейчас: изодранная, в дырах, плюмаж полностью утрачен. Мы выставили ее, чтобы посетители имели представление о том, в каком виде к нам поступают вещи. Впрочем, зачастую старинные предметы из ткани бывают в куда более плачевном состоянии. Скажем, плахта старшей сестры Тараса Шевченко Катерины Красицкой до того истлела, что могла рассыпаться, и все же нам с коллегами удалось ее спасти.
Интересно, что из английского сукна шили одежду и зажиточные украинские казаки. На выставке представлен жупан казака, погибшего в XVIII веке. Эта вещь была испачкана кровью, пролежала где-то на чердаке более 200 лет. Но ткань не истлела, и мы смогли реставрировать жупан. Кстати, копию подобной вещи нам заказывал один музей. К сожалению, найти современное сукно такого же качества мы не смогли.
- На выставке представлена и детская одежда: сапожки со шпорами, которые в раннем детстве носил император Александр II, прозванный в народе Освободителем за то, что отменил крепостное право, — продолжает Татьяна Менжулина. — Кожа сапожек, когда они поступили к нам в реставрационный центр, из-за пересыхания утратила эластичность, деформировалась, была дырявой и потертой. Усилиями реставратора Алексея Поруцкого обувь сейчас выглядит как новая. Возле сапожек выставлен фрак, о котором известно лишь то, что его носил ребенок королевского рода. Какого именно — еще предстоит выяснить. Эту вещь восстановила Галина Гаврилюк. Как видите, специальной детской одежды в XIX веке не шили даже для наследников престола. Тогда ее еще не придумали: дети ходили точно в таких же вещах, как и взрослые, только маленьких размеров.
- Приходилось слышать, что аристократы в минувшие века носили особое белье, защищавшее от вшей и блох, которые водились даже в королевских дворцах
- Коллеги из Эрмитажа рассказывали мне, как они долго не могли разгадать загадку двух коробочек с мазями, которыми пользовалась императрица Екатерина II. Оказалось, там были средства от насекомых-паразитов. В те времена дамы из высшего общества окунали в подобные мази палочки и засовывали их в свои неимоверно высокие прически, чтобы выгнать оттуда вшей и блох.
Дворяне старались носить белье белого цвета: оно дорого стоило и потому считалось престижным, ведь отбелить ткань было гораздо сложнее, чем выкрасить.
- Сколько лет самому старому изделию из ткани, представленному на выставке?
- Полтысячи. Это вышитая на шелке икона XVI века.
- Как удается восстанавливать дырявые, чуть ли не рассыпающиеся полотняные вещи?
- В научной реставрации не допускается замена утраченных фрагментов современными тканями. Можно использовать разве что кусочки реставрируемой вещи, например срезанные со швов. Если материал сильно поврежден, его накладывают на тончайшую ткань (ее называют основой), похожую на реставрируемую, и закрепляют клеем. Делается это так, чтобы специалисты без труда могли отличить оригинал от основы. Еще одно обязательное требование: восстанавливать таким образом, чтобы при необходимости старинную ткань можно было отсоединить без ущерба.
- Приходилось слышать: некоторые старинные вещи обладают особой энергетикой
- Религиозные — уж точно, работа с ними всегда доставляет мне удовольствие. Бывает, тебе будто кто-то подсказывает, как лучше поступить. Так случилось во время реставрации одной украинской хоругви. Ткань, из которой ее изготовили, со временем пришла в, казалось бы, безнадежное состояние. Хоругвь нельзя было даже поднять — рассыпалась бы в прах. Но мне что-то подсказывало: следует взяться за ее восстановление, хотя коллеги уговаривали не делать этого. Я тогда действительно не знала, как можно отреставрировать экспонат, думала над этим четыре месяца и таки нашла правильное решение.
А вот предметы из погребений XVII-XIX веков вызывают состояние тревоги, головную боль — словно что-то давит на виски.
- Мне во время работы порой кажется, что общаюсь с древним мастером, — вступает в разговор профессор Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Александр Менжулин, один из лучших в Украине реставраторов изделий из металла. Он, например, участвовал в реставрации знаменитой скифской пекторали. — Бывает даже так: стемнело, на улице залаяла собака, и передо мной возникает видение: улица Киева княжеских времен, деревянные постройки, люди ходят в старинных одеждах, с украшениями, подобными тем, с которыми довелось работать.
- А предметы из кладов вам приходилось реставрировать?
- Через мои руки прошло очень много украшений из кладов. Мне привозили даже находки, сделанные во время раскопок Московского Кремля, например, одиннадцать звездчатых колтов (височных украшений), каждый из которых состоит из 11 тысяч 137 деталей. Работая над ними, я восстановил старинную технологию зерни. И даже сделал несколько собственных украшений в средневековом русском стиле с применением техники зерни. Работая над этими вещами, я все делал вручную, в том числе серебряную проволоку толщиной с человеческий волос и мельчайшие, величиной с маковое зернышко, серебряные шарики — зернь. К поверхности украшений крепил их вначале слюной, затем смачивал солями меди и нагревал до 850 градусов. После этого зернь прочно прикипала к поверхности. Сейчас эти вещи хранятся в Музее исторических драгоценностей Украины. Думаю, что мне потому сопутствовал успех, что над восстановлением технологии зерни я работал в святом месте — Киево-Печерской лавре.
Кстати, в Лавре, в Музее исторических драгоценностей Украины, выставлена и точная копия отреставрированных мною доспехов скифского воина. На то, чтобы из тысяч полностью проржавевших железок, найденных на Черкасщине в могиле скифского воина, воссоздать амуницию, у меня ушло четыре года! В нашу мастерскую остатки доспехов привезли просто сваленными в ящики, нужно было разобраться, где находилась каждая из пластин. Они были нашиты наподобие рыбьей чешуи на панцирных рубахе, штанах, шлеме или на щите. Пластины пришивали к кожаной основе. В процессе работы я установил: один из видов щитов скифские воины прикрепляли к спине. Историки расценили эти сведения как научное открытие.
- Использовали ли вы увеличительное стекло, воссоздавая украшения с применением техники зерни?
- Пользовался микроскопом, но ведь увеличительные приспособления — лупы, сделанные из природных кристаллов, — ювелиры используют издревле.
- Расскажите, что пришлось реставрировать в скифской пекторали?
- Эту работу я выполнил в Германии вместе с коллегой фрау Майкенфехт. Пектораль тогда исследовали в Майнце в лаборатории Центрального романо-германского музея. Анализы подтвердили, что в сплаве более 90 процентов золота. А нам с фрау Майкенфехт предстояло прежде всего очистить шедевр от микрочастиц земли. Похоже, эту вещь как вымыли еще в полевых условиях, так больше и не чистили. Золото ведь сполоснул — и оно блестит почти как новое, хотя пролежало в земле около 2300 лет. Когда пектораль нашли, оказалось, что один из элементов — фигурка юноши с амфорой молока — оторвана. Участники экспедиции приклеили элемент не в том положении, в каком он был изначально, так что пришлось переклеивать. А еще мы отреставрировали застежку. Выдающийся археолог Борис Мозолевский (напомню, он руководил экспедицией, которая нашла пектораль) рассказывал мне: ученые заменили недостающую деталь застежки проволокой, из которой делают канцелярские скрепки. Предполагали вскоре поставить что-либо более подходящее. Однако с проволокой пектораль экспонировалась в течение 20 лет.
- К сожалению, наше учреждение находится в сложном финансовом положении, — говорит генеральный директор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Светлана Стрельникова. — С декабря минувшего года государство вообще не выделяет средств на реставрацию музейных ценностей, деньги получаем только на выплату зарплат и коммунальные услуги. Реставрационное оборудование в последний раз приобретали в конце 1980-х. Кроме того, подразделения центра находятся в пяти помещениях в разных районах Киева. Рабочие комнаты сырые, темные, заражены плесенью и не оснащены необходимой приточно-вытяжной вентиляцией. Поэтому сейчас мы пытаемся решить вопрос о размещении реставрационного центра в будущем «Художественном Арсенале».