Полтора года специалисты безуспешно лечили четырехлетнего женю от бронхита и коклюша, а причиной сильного кашля оказался орнитоз

0:00 — 28 октября 2005 eye 4457

Если инфекцию вовремя не вылечить, больной рискует получить бронхиальную астму

«Мама, когда все это кончится?» — спрашивал Женя, просыпаясь ночью от приступа сильного кашля. У малыша лились слезы, он краснел, но пока его не вырвет, не мог остановиться. Такие приступы длились пять-десять минут и повторялись по нескольку раз за ночь. Женя начал кашлять в четыре годика. Медики, к которым обращались родители, ставили мальчику диагноз бронхит и назначали лечение, однако у ребенка самочувствие не улучшалось. Заподозрили туберкулез, но пробы Манту были отрицательными. Тогда предположили, что у мальчика коклюш, и вновь лечение не дало результата. В течение полутора лет разные специалисты в карточке писали: бронхиальная астма под вопросом.

- С тех пор, как сын стал кашлять, у нас в квартире висели мокрые простыни, зимой на батарее лежало мокрое махровое полотенце, — вспоминает Надежда, мама семилетнего Жени.  — Мы купили люстру, ионизирующую воздух. Но ничего не помогало. Нам советовали поменять в доме все подушки. Потом оказалось, что дело было не в них. Сейчас Женя спит на той же подушке, что и прежде, и больше не кашляет.

Два года назад районный аллерголог уже было хотел поставить сыну диагноз бронхиальная астма, но попросил прийти к нему через день. Хотя у Жени тогда не было астмы, без правильного лечения она бы у него точно развилась. А это уже совершенно другая жизнь. Моя подруга, которая страдает астмой, всегда носит с собой баллончик, быстро устает, из-за чего ей пришлось уйти с работы. Женю от этой беды спас случай. Знакомые посоветовали пойти на консультацию в городской аллергологический центр. Там врач нас ошарашила, сказав, что Женя не их пациент, ему нужно к инфекционисту. Мы обратились в клинику, и сыну поставили правильный диагноз — орнитоз. После курса лечения все симптомы исчезли.

- Если орнитоз (хламидийную инфекцию) не вылечить вовремя, то велика вероятность, что у больного разовьется бронхиальная астма, — рассказывает врач-инфекционист, директор клиники «Витацелл» доктор медицинских наук Игорь Марков.  — У 30 процентов наших пациентов, страдающих астмой, мы обнаруживаем хламидийную инфекцию. История болезни у этих больных, как и у Жени, начинается с того, что появился кашель, им назначали лечение от бронхита или пневмонии, но состояние только ухудшалось. Дело в том, что хламидии чувствительны лишь к определенным видам антибиотиков, которые не назначают при лечении этих болезней. Если больной принимает другие препараты, это лишь отягощает ситуацию. Антибиотики вызывают дисбактериоз, и микрофлора уже не может конкурировать с хламидиями. Со временем в легких происходят необратимые органические изменения, появляется бронхиальная астма. Женя болел полтора года, и ему удалось избежать этого диагноза. Но после лечения орнитоза мы вновь обнаружили у мальчика хламидии в легких. Оставалось выяснить, кто снова заразил ребенка. Эта инфекция передается воздушно-капельным путем, человек может заразиться от больного либо от птиц, страдающих орнитозом. Горожане чаще всего подхватывают инфекцию от голубей, попугаев, канареек. У Жени в доме не было птиц, но оказалось, что его бабушке последние двадцать лет докучает кашель. Никто в семье не придавал особого значения этому, считая, что у женщины старческий кашель. Мы обследовали ее, выявили хламидии, назначили лечение и внуку, и бабушке. Слава Богу, у обоих инфекцию удалось победить, и кашель прошел.

В Украине не ведется статистика заболеваемости орнитозом. Но в научных работах описываются даже эпидемии хламидийной инфекции — как правило, они случаются осенью, чаще заболевают дети. Причин тому несколько. В это время начинаются занятия в школах, а при тесном общении с больным человеком в закрытом помещении заражение происходит очень быстро. Некоторые ученики проводили каникулы в селах. Если во дворе были больные домашние птицы, то ребенок запросто мог подхватить инфекцию и привезти ее в город. Недуг может проявить себя уже через семь-десять дней после попадания бактерий в организм. При острой форме появляются сухой кашель с небольшим количеством мокроты, озноб, температура, увеличиваются лимфоузлы. Как правило, в легких ничего не прослушивается. Если болезнь переходит в хроническую форму, то больного донимает сухой кашель, который не утихает даже ночью, температура невысокая или может вовсе отсутствовать, человек испытывает общее недомогание. Такое же течение и у других легочных заболеваний.

В моей практике был даже случай, когда мужчине поставили диагноз опухоль легкого, назначив операцию. Поскольку он до этого обращался в нашу клинику, то решил посоветоваться со мной. Когда пациент рассказал, что недавно вернулся из Венеции, где вместе с семьей жил целый месяц, и они почти каждый день кормили голубей на знаменитой площади Святого Марка, я сразу предложил ему обследоваться на орнитоз. Диагноз подтвердился. После курса лечения мужчина сделал повторный рентген, «опухоль» исчезла. Я предполагаю, что врач принял увеличенный внутрилегочный лимфоузел за новообразование.

Орнитоз — профессиональное заболевание работников птицеферм. Часто заболевают и те, кто держит дома пернатых. Есть риск заразиться хламидийной инфекцией, используя куриный помет для удобрения почвы. Однажды мы лечили сотрудников фермы, на которой выращивают грибы. Почти одновременно все работники начали кашлять. Оказалось, что в состав грунта, который они сами готовят, входит куриный помет — он и стал источником заражения.

По статистике, в 10 процентах случаев ОРВИ и в 20 процентах случаев острой пневмонии виновна хламидийная инфекция. Повод для обследования на орнитоз — кашель, который не проходит после лечения или через две-четыре недели вновь обостряется, если у нескольких членов семьи, рабочего коллектива одновременно появился кашель. Диагноз устанавливается по анализу крови. Не нужно путать орнитоз с урогенитальным хламидиозом. Хотя эти бактерии одного вида, они поражают разные органы.