Сейчас женщина находится в клинике столичного Института хирургии и трансплантологии АМН Украины
- Я очень хочу домой, ведь новорожденного сына почти не видела, — говорит Анна, жительница города Лебедин Сумской области. — Сразу после родов меня начали отправлять из одной больницы в другую, пока врачи не пришли к выводу, что помочь может только пересадка печени.
Мы разговаривали с Аней и ее братом в палате столичного Института хирургии и трансплантологии АМН Украины через две недели после операции. Глаза молодой мамы были очень печальными: разве она представляла себе, что понадобится сложная операция по пересадке печени? Наверняка Аня строила совершенно другие планы.
- За несколько недель до родов, во время очередного осмотра в женской консультации врачи определили, что у меня увеличена печень, — рассказывает Анна. — Чтобы я постоянно находилась под наблюдением специалистов, меня раньше срока положили в роддом. Тогда я и не предполагала, чем все это закончится. 26 октября у меня родился сын. У нас с мужем уже есть трехлетняя дочь. Роды прошли нормально, но живот не уменьшился, а наоборот, даже начал увеличиваться. Оказалось, он наполнялся жидкостью. Ни капельницы, ни лекарства не помогали.
Из роддома женщину перевели в областную больницу на дообследование. Родные забрали малыша домой. К счастью, мамина болезнь не повлияла на его состояние.
- В больнице, куда меня привезли из роддома, сказали: «Езжайте домой. Мы вам помочь ничем не можем», — продолжает молодая мама. — Но ведь я чувствовала себя ужасно. И понимала, что дома просто погибну. Родные и знакомые узнавали, куда еще можно обратиться. Кто-то посоветовал ехать в Киев, в Институт хирургии и трансплантологии.
В столицу Анну повез ее отец. Изучив выписки и анализы из истории болезни, врачи однозначно сказали: «Нужно срочно пересаживать печень. Иначе женщина может погибнуть».
- Когда пациентка приехала к нам, объем ее печени был в десять раз больше нормы, развилось осложнение — асцит, в животе скапливалась жидкость, — объясняет директор Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Валерий Саенко. — Кроме того, у женщины развился тромбоз нижней полой и печеночных вен, что привело к нарушению всех функций печени. Кровь перестала сворачиваться, начали происходить сбои в работе почек. Без операции женщина не прожила бы больше двух недель. Мы сразу же положили ее в реанимацию. В течение десяти дней из живота Анны удаляли по три литра жидкости и переливали внутривенно необходимое количество белков.
В Институте хирургии и трансплантологии существует лист ожидания, куда вносят данные людей, нуждающихся в пересадке печени. Пока еще не было ситуации, когда эту операцию проводили в срочном порядке, вне очереди. Ведь у большинства пациентов болезнь печени развивается постепенно, а значит, есть небольшой запас времени.
- Но в случае с Анной пришлось изменить все наши планы, — продолжает главный научный сотрудник отдела хирургии и трансплантации печени Института хирургии и трансплантологии АМН Украины доктор медицинских наук Олег Котенко. — Обследовав брата женщины и убедившись, что его печень по всем показателям подходит для пересадки, назначили день операции. Кстати, уже через неделю после трансплантации Аня разгуливала по отделению. Правда, через месяц у женщины развился ряд осложнений. Ее пришлось снова положить в реанимацию. Сейчас Аня проходит лечение. Надеемся, вскоре сможем ее выписать.
- Я без раздумий согласился стать донором для сестры, — говорит 25-летний Роман. — У нее двое детей, им нужна мама. Честно говоря, перед операцией не загадывали, что и как будет дальше. Главным для нас было не упустить время, ведь болезнь вела себя так агрессивно, что мы боялись попросту не успеть с пересадкой. К счастью, все сделали вовремя. Аня находилась в реанимации чуть дольше, чем я. Меня перевели в отделение буквально через сутки после трансплантации. Судя по анализам, моя печень потихонечку «отрастает». Во всяком случае, я не чувствую, что стал легче после того, как у меня взяли часть органа.
Кстати, когда мы пришли к Анне и ее брату, он играл в карты в соседней палате. И сразу после беседы поспешил продолжить партию.
- Чувствую себя вполне нормально, — улыбается парень. — Уже просил, чтобы меня выписали, но врачи не спешат: им нужно убедиться, что восстановление идет нормально.
Пока молодая женщина находилась в больницах, за ее новорожденным ребенком и дочкой ухаживали муж и свекровь. Вырваться в столицу, чтобы проведать Анну, у них не было возможности.
- У меня с собой даже фотографии сыночка нет, — добавляет женщина. — Ничего, приеду домой, налюбуюсь малышом.
Два года назад наша газета рассказывала о двух сестрах из Черновцов (»ФАКТЫ» от 26 декабря 2003 года). У 25-летней Лидии цирроз печени обнаружили, когда она была на шестом месяце беременности. К сожалению, долгожданную беременность пришлось прервать. Лиде пересадили часть печени младшей сестры, которая, кстати, вскоре вышла замуж.
- После каких заболеваний необходима операция по пересадке печени? — задаю вопрос Олегу Котенко.
- Различные токсические отравления, особенно ядохимикатами, способны привести к тому, что печень перестает выполнять свои функции. Также для нее опасны лекарственные препараты, которые принимают при резком падении давления. Довольно много людей гибнет в течение трех-четырех недель после отравления. У тех, кто выживает, развивается цирроз печени. В таком случае поможет только трансплантация.
- Чаще всего печень увеличивается в размерах, человек начинает ее ощущать?