- говорит заместитель директора Института газа НАН Украины Александр Пятничко
Прогнозы экспертов неутешительны: цены на бензин будут расти. Ведущие автоконцерны уже приступили к массовому производству автомобилей-гибридов. С места эти машины трогаются при помощи электромотора, а на более высоких скоростях его заменяет традиционный двигатель внутреннего сгорания. Но гибриды стоят слишком дорого, еще дороже их обслуживание. Для среднего украинского автомобилиста реальная возможность сэкономить на бензине пока одна — перейти на газ. По опросам автомобильных изданий, почти сорок процентов украинских водителей готовы это сделать. Нужно лишь преодолеть психологический барьер. Заместитель директора по науке Института газа НАН Украины Александр Пятничко не только занимается теорией машин «на газе», но и переоборудовал свой личный автомобиль.
- Александр Иванович, у нас ведь есть два вида газа?
- Есть пропан-бутан, попутный газ при добыче нефти и природный газ — метан. Цена на пропан-бутан напрямую зависит от цены на нефть (сейчас она составляет около 1,6-1,7 гривни за литр. — Авт. ). Стоимость метана тоже поднимается, но не такими темпами. Во-первых, у нас есть свой природный газ, во-вторых, мы получаем его в качестве оплаты за транзит в страны Западной Европы. К тому же запасов пропан-бутана не так много, чтобы у него были перспективы в будущем массово использоваться как топливо для автомобилей. Думаю, этот газ ждет судьба дизельного топлива, цена которого в Европе практически сравнялась со стоимостью обычного бензина.
- Поэтому вы выбрали для своего автомобиля метан.
- Да, хотя для метана нужны в несколько раз большие баллоны, ведь этот газ хранится в сжатом виде, а не в сжиженном, как пропан-бутан. В багажнике моего «Опеля Омега», к примеру, лежат три баллона по двадцать семь литров каждый — это все равно что семнадцать литров бензина. Одной заправки мне хватает примерно на двести километров пробега. Я езжу немного, и заправляться приходится раз в 5-7 дней. Стоимость метана на заправке — 1 гривня за кубометр, что эквивалентно одному литру бензина. И этот газовый литр можно сопоставить с литром бензина самого высокого качества — 98-м. В итоге, на 100 км пути экономия топлива составит 20 гривен. Если вы за год проезжаете в среднем двадцать тысяч километров, сэкономите четыре тысячи гривен. Примерно во столько же (850 долларов. — Авт. ) обойдется установка всей газобаллонной аппаратуры для современного инжекторного автомобиля. Эти затраты окупятся за год.
- Вы назвали цену фирменного оборудования?
- Украина топливную аппаратуру не производит, только газовые баллоны. Среди всего, что есть на рынке, я бы рекомендовал приобретать итальянское оборудование. Российская аппаратура по качеству хуже. А баллоны вполне подойдут и наши — бердичевского завода. Установка комплекта обычно составляет 10-15 процентов от всей цены оборудования.
- А если вы на своем «Опеле» не успеете доехать до заправочной станции? Запас хода ведь небольшой.
- У меня около руля есть маленький переключатель, и я в любой момент могу перейти с бензина на газ и обратно. Обычно машина заводится на бензине, а когда мотор прогревается, автомобиль переходит на газ.
- Говорят, недостаток газа — падение мощности мотора.
- Падение мощности на современных инжекторных автомобилях не больше 7-10 процентов. В принципе, если особенно не гонять, это незаметно. Не забывайте и о достоинствах метана: у него выше октановое число, что позволяет форсировать мотор. В природном газе, в отличие от бензина или пропан-бутана, нет токсичных веществ, таких, как сера. В нем гораздо меньше смолистых соединений, не образуется нагар внутри двигателя и поэтому серьезно возрастает ресурс мотора.
- А запах?