А в урочище Горбачиха, на улице Бальзака и проспекте Ватутина обустроят транспортные развязки
«ФАКТЫ» уже сообщали о намерении столичных властей построить в городе несколько огромных подземных автотоннелей — чтобы разгрузить от транспорта центр Киева и мосты через Днепр. Строить такие тоннели не столь сложно даже в плотно застроенных районах, к тому же эти работы не особо длительны. Главное — наличие современного оборудования.
Первым не только в столице, но и в Украине подземным тоннелем станет, похоже, магистраль, которая свяжет Подол (с улицы Фрунзе) и улицу Чорновола. Выбор этого направления не случаен: именно на улице Фрунзе закончится строящийся Подольско-Воскресенский мостовой переход. Уже сейчас специалисты «Киевпроекта» просчитывают все возможные варианты размещения тоннеля и направления движения транспорта в районе нового моста.
И хотя новый мостовой переход и подъезды к нему возводят одновременно, сдавать их в эксплуатацию планируют поэтапно. Первой заработает часть моста от улицы Набережно-Крещатицкой до урочища Горбачиха, откуда транспортный поток свернет пока к проспекту Ватутина и далее на Троещину.
- Прежде всего необходимо, чтобы по мостовому переходу уже могли ездить автомобили, не дожидаясь завершения строительства его право- и левобережных частей, — объясняет заместитель директора института «Киевинжпроект» АО «Киевпроект» Владимир Воробьев. — Как известно, семикилометровый переход начнется на улице Межигорской, пройдет через Днепр на Рыбальский и Труханов острова, через Десенку, урочище Горбачиха и закончится на бульваре Перова.
Сейчас строительство моста сосредоточено на Трухановом острове, вскоре начнут возводить пролеты над Днепром и Десенкой. На Рыбальском острове одновременно обустраивают дорогу от улицы Набережно-Крещатицкой к Московскому мосту — четырехполосная магистраль пройдет по береговой части острова. С Набережно-Крещатицкой попасть на эту дорогу автомобили смогут по новому мосту через Гавань — в районе ресторана «Хуторець».
Изначально Гаванский мост планировался разводным, однако, поразмыслив, проект изменили. Сооружение решили немного подвинуть, выровнять и поднять на высоту, достаточную для прохода в Гавань судов. Ко времени, когда мост будет готов, на Рыбальском острове построят и Набережно-Рыбальскую дорогу, с которой предусмотрен заезд на большой Подольско-Воскресенский мост. Старый Гаванский мост, закрытый из-за аварийного состояния, разберут и построят новый — для заезда на мостовой переход, а также проложат пешеходные тротуары с Подола на Рыбальский остров.
Таким образом, попасть с Набережно-Крещатицкой на Подольско-Воскресенский мостовой переход, а также съехать с моста сначала на Набережно-Рыбальскую, а затем по мостику на Набережно-Крещатицкую водители смогут, не дожидаясь окончания строительства моста в районе улицы Межигорской.
На левом берегу — в урочище Горбачиха — также обустроят транспортную развязку: съехав с моста, машины повернут налево и по новой дороге, построенной к тому времени вдоль залива Десенки, выедут к улице Бальзака и проспекту Ватутина. Здесь тоже планируют соорудить развязку, чтобы обеспечить удобный проезд на Троещину или же к Московскому мосту. Закончить первую очередь планируют в 2008 году, продолжив строительство моста на левом и правом берегах Днепра.
От развязки на Горбачихе проложат дорогу и вдоль Русановского залива и Никольской слободки. Эта трасса станет своеобразным продолжением Русановской набережной и, таким образом, свяжет все киевские мосты. Тогда у водителей появится возможность в случае ремонта, затора или других непредвиденных ситуаций, скажем, на мосту Патона или мосту Метро, быстро и удобно — мимо жилых массивов — добраться к другому мостовому переходу.
В перспективе дорога от Горбачихи через Десенку пройдет и к Московскому мосту. Для удобства водителей построят одностороннюю эстакаду со стороны Почтовой площади к улицам Нижний и Верхний вал. Под этой эстакадой можно будет повернуть на улицу Набережно-Рыбальскую и съехать на нее с Подольского моста. Светофоров здесь не будет вовсе.
С Рыбальского острова мостовой переход выйдет на улицу Межигорскую — в районе станции метро «Тараса Шевченко». Далее будет эстакада над Подолом — к улице Фрунзе (недалеко от Подольского пивзавода). Затем транспорт надо вывести по горе на Татарку и к Воздухофлотскому путепроводу. Перепад высот между улицами Фрунзе и Артема значительный — почти 70 метров. Изначально здесь планировали строить дорогу-серпантин с многочисленными неудобными поворотами, спусками, подъемами
Взвесив многочисленные аргументы «за» и «против», таки решили строить здесь тоннель. О транспортных тоннелях мечтали столичные проектанты еще в начале 40-х, прикинув даже несколько маршрутов, но для строительства подземных магистралей тогда не было технических возможностей. Да еще и лет пять назад, когда решалась судьба Подольско-Воскресенского моста, о существовании механизмов для таких сложных работ лишь догадывались. Ныне они уже производятся и их можно купить.
- Это проходческий комплекс больших диаметров, — уточняет Владимир Воробьев. — В отличие от метрополитеновских, он шире как минимум в 2,5-3 раза. Фирмы, которые могут изготовить такую махину, уже нашли. Работы начнутся, скорее всего, в 2008 году. Правда, для работы комплекса требуется немало электроэнергии, но эта проблема решаема. Можно делать два «прокола» в горе или ограничиться одним тоннелем диаметром 14 метров.
Поразмыслив, специалисты решили ограничиться строительством одного тоннеля, однако двигаться там автомобили будут в два яруса. Так называемая этажерка с ярусами высотой 3,5 метра каждый позволит пропускать автомобили по трем полосам в двух направлениях. 1,5-километровым тоннелем смогут быстро проехать от улицы Фрунзе до улицы Чорновола (с выходом на поверхность в районе строящейся АЗС) только легковые автомобили.
В подземном тоннеле установят самые современные противопожарные системы, вентиляционные шахты и вытяжки, предусмотрят пути эвакуации на случай ЧП. К примеру, для работы пожарных гидрантов на обоих ярусах проложат водопровод. Через каждые 200 метров разместят переходные камеры-ниши со спусками с одного яруса на другой. Если что-нибудь случится, скажем, на верхнем ярусе, все водители смогут спуститься на нижний, если же ЧП произойдет сразу на двух уровнях, водители спрячутся в этих камерах-нишах — они герметично закрываются, и туда подается воздух с поверхности. Человек сможет здесь продержаться около 40 часов.
Проходческий комплекс достаточно «трудоспособен»: за сутки он проходит 20-30 метров грунтов, за месяц же может преодолеть почти 300 метров. Таким образом, полуторакилометровый тоннель вполне реально проложить за пять-шесть месяцев, а затем приступить к его отделке. Выполнить же все работы смогут в течение года.
Генеральный директор АО «Киевпроект» Олег Овдий уверен, что построить транспортный тоннель — с помощью современного оборудования — вполне можно и под Днепром. Сколько проблем удалось бы тогда решить, избавившись от заторов в центре города! Среди первоочередных — вариант обустройства семикилометровой подземной магистрали от станции метро «Левобережная» под водой — параллельно мосту Метро — с выходом в районе площади Победы. Над площадью возведут эстакаду, пропустив машины сразу на проспект Победы. Тоннель этот тоже хотят сделать двухъярусным — по нему весь транзитный транспорт направится с левого берега на Борщаговку, проспект Победы и Большую Окружную дорогу, разгрузив Мост метро, Крещатик, Бессарабку, бульвары Леси Украинки и Тараса Шевченко, Владимирский спуск.
Еще один тоннель под Днепром (вместо моста) запроектирован на севере столицы — он свяжет Оболонь и Троещину. Ведь вскоре новый участок Большой Окружной дороги проложат от Минского шоссе до улицы Богатырской, а затем и к Оболонскому проспекту, максимально приблизившись к Днепру. Отсюда тоннель проложат под рекой, выведя его на улицу Милославскую. Тогда водителям со всей Троещины не придется выезжать на проспект Ватутина и Московский мост, а можно будет воспользоваться альтернативными магистралями. К тому же весь транзитный транспорт выведут — мимо городских массивов — на Большую Окружную дорогу в сторону Гостомеля и Ковеля