Поэтому многие автолюбители в последнее время выбирают альтернативные способы приобретения машины — с отсрочкой оплаты
Политический кризис последних двух месяцев сказался и на автомобильном рынке. Когда в декабре банки временно прекратили давать кредиты, продажи в автосалонах в сравнении с ноябрем упали в среднем на 20 процентов! Сейчас банки с большим скрипом вновь начинают давать деньги на покупку машин, правда, условия выдачи ухудшились: выросли процентные ставки, и в ближайшее время снижаться они не будут. В этой ситуации многие автолюбители стали подыскивать другие варианты покупки машины — без выплаты всей суммы сразу. Тем более что предложений такого рода сейчас достаточно много — начиная от разных видов рассрочки, касс взаимопомощи и заканчивая лизингом, а также арендой машины с правом выкупа.
У каждой схемы покупки свои достоинства и недостатки. Кредиты, например, выдаются лишь тем, кто имеет достаточный официальный доход. Касса взаимопомощи в этом отношении более демократична. Компании, которые ее организуют, не требуют многочисленных справок с места работы — из документов достаточно лишь предъявить паспорт. Но недостаток касс в том, что с их помощью можно купить не любую модель автомобиля. На выбор предлагаются лишь популярные народные марки: «Таврия», «Славута», почти все модели ВАЗов, «Дачия», «Дэу», «Шевроле» и «Опель Астра Классик». Еще одно различие между кредитом и кассой: начальный взнос в последнем случае составляет всего три процента от стоимости машины (вариант с кредитом требует как минимум 15-30 процентов). Однако, вступив в кассу взаимопомощи, вы получаете автомобиль не сразу, но и переплачивать за него приходится гораздо меньше, чем при покупке в кредит, лизинге или аренде.
- Человеку, выбравшему схему покупки, которую в народе называют кассами взаимопомощи, приходится переплачивать за автомобиль в среднем пять процентов в год, — говорит Андрей Козак, коммерческий директор компании «Автоплан», которая уже давно специализируется на продаже машин методом касс взаимопомощи. — Причем оплата производится в гривне. Кассы сейчас стали очень популярными — только у нашей компании ежемесячно появляется в среднем полторы тысячи новых членов. За восемь лет с момента начала работы «Автоплана» этой системой покупки машин воспользовались тысячи мелких фермеров и предпринимателей, которые не могли официально подтвердить доходы, а также госслужащие со стабильными зарплатами.
Попробуем сосчитать, насколько с финансовой точки зрения касса взаимопомощи выгоднее банковской ссуды. В случае кредита ваша машина (при условии трехпроцентного аванса и семилетнего срока погашения) подорожает на целых 85(!) процентов, если деньги за автомобиль выплачивать в гривне. В долларах эта цифра будет несколько ниже — 66 процентов. Правда, семилетние кредиты на машины у нас не дают, да и авансовый платеж у банков, как правило, больше. В итоге получается, что касса с ее пятью процентами в год (в гривнях) почти в три раза выгоднее кредита.
Вообще же, схема покупки машины через кассы взаимопомощи похожа на кредитную — после уплаты первого трехпроцентного взноса человек начинает небольшими взносами погашать стоимость машины. Сумма платежей — от 160 до 600-700 гривен ежемесячно, в зависимости от выбранного автомобиля. Такие деньги могут выделить из семейного бюджета даже люди небольшого достатка. Платить приходится несколько лет, но народ привыкает. Психологически это воспринимается, как плата за квартиру.
Платить за автомобиль ежемесячно можно, взяв его и в лизинг. Обычно этой схемой пользуются коммерческие фирмы, однако полгода назад такая возможность открылась и для обычных людей.
- Лизинг — это фактически долгосрочная аренда с правом последующего выкупа, — объясняет коммерческий директор «Первой лизинговой компании» Вадим Лившиц. — В случае с лизингом вы не владеете, а только пользуетесь автомобилем.
Выгода лизинга в том, что забота о машине целиком лежит на компании, предоставившей автомобиль. Сервисные работы, прохождение техосмотров — все это на плечах сотрудников фирмы. Однако и платежи в сравнении с кассами взаимопомощи и кредитом повыше. Лизинговые компании делают расчет для каждого конкретного покупателя и автомобиля. К примеру, вы хотите взять в лизинг «Опель Астру» ценой в 12 тысяч евро и знаете, что в среднем наезжаете 30-35 тысяч километров в год. В этом случае вам могут предложить такие условия: авансовый платеж — 1800 евро и около 300 евро оплаты каждый месяц. Отъездив на своей «Астре» три года, можно взять в лизинг новую машину (прежняя «безвозмездно» остается у лизинговой компании). Процедура оформления разрешения на получение машины в лизинг еще суровее, чем в кредит.
Из упомянутых трех способов покупки автомобиля меньше всего справок требуется в случае с кассой взаимопомощи. Но, как уже упоминалось, в этом случае машину выдают не сразу. Из тех, кто желает получить автомобиль и уплатил вступительный взнос, компания организует группы. В среднем, по сто шестьдесят человек в каждой. Все члены группы платят взносы, и на эти деньги ежемесячно покупается несколько машин, которые распределяются между участниками группы. У тех, кто старается выплатить стоимость автомобиля раньше остальных (например платит по два взноса сразу), есть возможность влиять на сроки его получения, приняв участие в аукционе. Остальные ждут своей очереди. Так как в сформированную группу никого больше не принимают, постепенно машинами обзаводятся все ее участники. В среднем автомобиль достается людям в течение трех лет. Многие счастливчики получают новую машину в первые же месяцы и потихонечку продолжают выплачивать ее стоимость еще семь лет. Но может ли счастливый владелец авто до выплаты всей суммы распоряжаться машиной, как своей?
- После выдачи машины, — вносит ясность в этот вопрос директор юридической компании «ЮрКОМ» Андрей Смаль, — она находится в залоге. Это значит, что вы можете пользоваться ею, как своей, но продать машину до выплаты всех денег разрешается лишь вместе с контрактом, переоформив документы на другого человека.
Важным вопросом, который не все желающие вступить в кассу взаимопомощи понимают до конца, является итоговая цена машины. Иногда людям приходится заплатить за автомобиль несколько больше, чем они предполагали вначале.
- Конечная цена автомобиля (в отличие от кредита. — Авт. ) жестко в договоре не зафиксирована, — пояснил коммерческий директор компании «Автоплан» Андрей Козак. — Мы ведь каждый месяц приобретаем автомобили для наших клиентов у производителя или импортера по той цене, которую они устанавливают для своих дилеров, то есть автосалонов. Во время акций автомобили дешевеют. Но в последнее время, по мере стабилизации экономики страны, значительных скачков цен не наблюдается.
Итак, подведем итог: касса взаимопомощи лучше всего подходит автолюбителям, которые не хотят платить начальный взнос, не имеют официальной справки о высоких доходах и намереваются оплачивать стоимость машины по чуть-чуть, но достаточно долго. Касса взаимопомощи по всем показателям лучше кредита, если у вас уже есть машина, но вы со временем собираетесь обзавестись новой. В этом случае свой старый автомобиль вы продаете сразу же после получения нового. Лизинг более подходит состоятельным людям, не спешащим вкладывать деньги в автомобиль, которые очень много ездят и слишком заняты, чтобы обременять себя заботой о машине.
В среде автолюбителей кассы взаимопомощи многие ошибочно называют рассрочкой. Рассрочка — это когда компания от своего лица выдает вам машину в долг. Об этом виде покупки автомобиля, а также о долговременной аренде машины, которую начали предлагать частникам несколько крупных международных компаний, мы посвятим отдельный рассказ.