Встреча лидеров антигитлеровской коалиции, состоявшаяся ровно 60 лет назад в Ялте, едва не стала роковой для семьи крымчанки Виктории Спировой
В эти дни (с 4 по 11 февраля) в Крыму проходят торжества, посвященные 60-летнему юбилею Ялтинской конференции, на которой главы трех государств — союзников во Второй мировой войне (СССР, США и Великобритании) определили более чем полувековое развитие истории.
Принять участие в научных симпозиумах и мероприятиях по случаю знаменательной даты съехались ученые, политики и общественные деятели всего СНГ.
- Мой отец, лейтенант Иван Максимович Дрягин, вместе с советскими войсками освобождал Крым, — рассказывает Виктория Спирова, ныне директор научной библиотеки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. — После создания в Симферополе погранотряда отца оставили служить в штабе. Мы с мамой и сестрой приехали к нему из Ташкента. О том, как шла подготовка к Ялтинской конференции, папа ничего нам не рассказывал. И лишь спустя годы мы узнали, что из-за одной оплошности, допущенной отцом в феврале 1945 года, судьба нашей семьи буквально висела на волоске.
Поскольку у папы было высшее техническое образование, он прекрасно чертил и знал топографию, ему было поручено проложить маршрут движения кортежей лидеров трех государств — Сталина, Рузвельта и Черчилля. Дорога на Ялту тогда была не такая, как сейчас, а настоящий горный серпантин. Однажды папа, которому в то время исполнилось 33 года, взял меня и сестру с собой. Помню, на особенно жутком участке от Ангарского перевала до Алушты нас даже укачало. Показал нам отец и так называемый Марусин поворот: в этом месте девушка-водитель Маруся направила под откос машину с немецкими солдатами.
Ярко отпечаталось в памяти огромное количество разбитых автомобилей на обочинах дороги: немецкие грузовики и легковушки — «Опели», «Мерседесы». Алупкинский дворец был обнесен колючей проволокой, а вокруг него — много охраны. Но еще больше ее было вокруг Ливадии. Правда, проволокой дворец не был огорожен.
- А где был ваш отец во время Ялтинской конференции?
- Все держалось в строжайшей секретности. Позже отец рассказал, что ему было поручено вести головную машину в кортеже Черчилля. С военного аэродрома, который находился в городе Саки, английского премьер-министра доставили в известный симферопольцам дом со львами на улице Шмидта. А оттуда кортеж должен был отправиться в Ялту. Отец в головной машине сидел рядом с водителем. И то ли сказалось сильное волнение, то ли темное время суток (все происходило глубокой ночью), но получилось так, что папа, сам разрабатывавший маршрут движения Черчилля, велел свернуть не на ту улицу города. Это был страшный, недопустимый проступок, ЧП! К счастью, кортеж английского премьер-министра благополучно выехал на Ялтинскую трассу и прибыл к месту. Представьте, каково было состояние отца, когда он понял, что совершил ошибку! Даже спустя годы он не любил об этом вспоминать.
Ялтинская конференция прошла успешно. Всем, кто участвовал в ее подготовке, дали ордена, повысили в звании. И только моего отца никак не отметили. На что начальник штаба погран-отряда сказал ему: «Иван Максимович, скажи спасибо. Тебе дали гораздо больше, чем всем нам, тебе подарили жизнь и свободу». Теперь я понимаю, что вся наша семья осталась жива и здорова лишь чудом.