Культура и искусство

Актриса лидия вележева: «в киевском театральном институте мне сказали: «вы артисткой никогда не будете! »

0:00 — 10 февраля 2005 eye 3357

На экраны вышел сериал «Узкий мост», в котором бывшая киевлянка сыграла одну из главных ролей

Нельзя сказать, что в один прекрасный день актриса проснулась знаменитой. Сначала ее заметили в продолжении сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», потом — в «Воровке» и, наконец, пресса «взорвалась» после выхода телеромана «Идиот» по Достоевскому. У Вележевой и ее мужа, известного актера и продюсера Алексея Гуськова, двое сыновей. И то, что Лидия и Алексей киевляне, которых в разное время крестили в одном соборе, придает их истории элемент судьбоносности.

С Вележевой мне удалось встретиться в Москве после окончания съемок лирико-комедийного кинопроекта «Узкий мост», где она впервые сыграла роль «нежной и пушистой». В эти же дни в Театре им. Е. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Мадемуазель Нитуш» с Лидией Вележевой в роли примы кабаре.

«Когда мама пришла забирать нас с сестрой из интерната, мы на коленях просили не делать этого… »

- Лида, вы всегда подчеркиваете, что родились в Киеве.

- Все, что связано с детством и с Киевом, незабываемо. Мне уже за 30, но, когда приезжаю в Киев, все как нахлынет! Недавно была там со спектаклем, на который пригласила друзей детства. Так хочется собраться всем классом… Любой приезд в Киев для меня — целое событие.

- Вы учились в интернате, а ведь обычно это связывают с трудным детством.

- Не могу сказать, что у меня было трудное детство. Мама меня с сестрой Ириной (которая старше Лидии на пять минут.  — Авт. ) отдала в интернат только потому, что развелась с мужем и, чтобы нас прокормить, работала на табачной фабрике порой по три смены. А мы были очень азартные и любопытные: могли кран оставить открытым, превращая квартиру в бассейн, не раз устраивали поджоги. Мама, естественно, переживала. Поэтому хорошо помню, как она привела нас в интернат и сказала: «Девочки мои, вы здесь долго не будете. Чуть подрастете, и я вас переведу в другую школу». Но, когда мама пришла нас оттуда забирать, моя сестра на коленях умоляла ее: «Мамочка, не забирай меня отсюда». А я пряталась и говорила: «Буду только в этой школе». Учились мы в школе-интернате — 1 на Первой просеке. Рядом был кинотеатр «Экран», и по средам наша школа организовывала там просмотры. Вообще, школа научила меня верности, порядочности, дисциплине. Мы сами убирали комнаты, накрывали столы, мыли туалеты, натирали полы. Мне все это безумно нравилось, и сегодня я легко справляюсь с домашним хозяйством.

- Вы работаете в престижном театре, постоянно снимаетесь. Комфортно чувствуете себя в коллективе?

- Я легкий человек, и в коллективе меня любят. Мама мне всегда говорила: «Доброта тебя погубит», так как меня легко можно обвести вокруг пальца. А вообще, я очень ранимый человек.

- То есть ваши легкость и коммуникабельность — форма самозащиты?

- Ну, я могу и в стойку встать.

- А как 13-летняя девочка из другого конца города попала на Киностудию им. А. Довженко и снялась в фильме с многозначительным названием «Ожидание»? Это судьба, случайность?

- В 13 лет я была достаточно самостоятельным человеком. В школе посещала разные кружки, в том числе драматический. И когда первый раз вышла на сцену, то поняла, что эти тысячи смотрящих глаз дают мне большой заряд энергии. Это мое. И подумала: «А почему бы мне не поехать на Киностудию им. А. Довженко и не стать на учет? Вдруг пригласят на съемки». Даже мама об этом не знала. Мне просто повезло. Я поехала, привезла свою фотографию, и мне сразу сказали: «Девочка, не уходи, приехал режиссер, который ищет такую героиню, как ты». Назначили день, когда я должна была прийти на прослушивание в клуб завода «Арсенал». Народу была тьма, но я… прошла.

- Именно в этом фильме вас заметил московский актер Катин-Ярцев и предложил поступать в Щукинское училище?

- Как я туда поступала — это отдельная история. Почему-то тянула с отъездом. Думала, что все делается только по блату, и меня, девочку из Киева, у которой мама работает на табачной фабрике, никто не возьмет. Поэтому я, подготовив программу, прибежала в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, но там мне сказали: «Вы артисткой никогда не будете». После этого какая Москва? Но через несколько дней рано утром мама меня разбудила: «Одевайся. Мы едем в Москву». И на машине моего отчима (обожаю его!) поехали. В этот день проходил уже второй тур, последний перед конкурсом. Но меня все же прослушала народная артистка Алла Казанская и сразу отправила на конкурс. Я сдала экзамены и поступила.

«Многие смотрят на меня с завистью… »

- В престижнейший театральный вуз — и без блата?

- Моей маме по сей день никто не верит. На работе ее спрашивали: «Сколько ты заплатила, чтобы твоя дочь поступила?»

- В фильме «Государственная граница» вы играли вместе с Богданом Ступкой и Бориславом Брондуковым.

- Я тогда была только на втором курсе и еще мало понимала в актерской профессии. Когда сейчас смотрю, думаю: «Боже мой, как я ужасно играю!» Очень люблю свою Грушеньку в «Очарованном страннике» по Лескову. Когда меня туда пригласили, моему сыну Володе было всего полгода, но отказаться от съемок, где моими партнерами были замечательные актеры Александр Михайлов и уже покойный, к сожалению, Андрей Ростоцкий, было просто невозможно. Муж меня тогда очень поддержал. Когда мы привезли этот фильм на Неделю советского кино в Бейрут, на пресс-конференции журналисты, которым понравился фильм, спросили: «Наверное, вы получили очень большой гонорар?» Я ответила: «600 рублей». Публика в недоумении: «Может, вы забыли несколько ноликов?»

- Некоторые известные актрисы рассказывают, что красота им не помогала, а, наоборот, мешала.

- У меня, Слава Богу, такого не было. Проблема в другом. Одна известная актриса сказала: «Ты очень яркая внешне. Тебе нужен ансамбль». На ту же Грушеньку пробовались многие актрисы. В ней есть что-то роковое, притягательное, сильное, и, если это от тебя не исходит, не сыграешь.

- Режиссер Бортко рассказывал, что на роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» пробовалось огромное количество актрис.

- Не хочу называть фамилии, чтобы не подставлять коллег по цеху.

- Зато о вас столько разговоров было!

- Хуже, когда вообще не говорят. Что, к сожалению, произошло с некоторыми актерами, сыгравшими в «Идиоте». Их просто как бы вычеркнули. А о моей Настасье Филипповне постоянно спорят. Кто бы ни сыграл эту роль, по головке не погладили бы — такая уж героиня. Когда заходит речь об «Идиоте», всегда сначала спрашивают, кто играет Настасью Филипповну, потом князя Мышкина, Рогожина. И то, что мне посчастливилось ее сыграть, — это такой подарок судьбы!

- Вы работаете в Театре им. Вахтангова вместе с Юлией Борисовой — исполнительницей этой роли в знаменитой экранизации Пырьева. А как она отреагировала на вашу Настасью Филипповну?

- К сожалению, Юлия Константиновна ко мне даже не подошла и не поздравила с выходом фильма. Я поняла, что он ей не понравился. Борисова — великая актриса, умница, и мне это показалось странным. Тем более что, когда меня утвердили, она сказала: «Это твоя роль». Интересовалась, как идут съемки, когда фильм выйдет. И тем не менее… А вот Юрий Васильевич Яковлев сказал мне замечательные слова. Я ему очень благодарна за это. Ведь, поверьте, многие смотрели на меня с завистью. Потому что в этот проект многие даже не могли попробоваться. Правда, на женские роли давали такую возможность всем без исключения — и опытным актрисам, и студенткам. А вот актеры на мужские роли были утверждены сразу. На роль князя Мышкина без проб взяли Женю Миронова. Поначалу фильм смотрели, потирая руки: «Ну-ну, покажите». Но многие люди, с которыми я много лет не общалась, звонили, поздравляли. Это были самые дорогие звонки. Мне до сих пор приходит столько писем!

Сразу же после съемок мы с мужем и сыновьями поехали отдохнуть в Италию. Как-то зашли в кафе. Мои едят, а у меня как будто шило в одном месте, не могу усидеть — куда-то меня тянет. Вдруг наш гид, постоянно живущая в Италии и не знавшая, что я снялась в «Идиоте», подходит и спрашивает: «Лидочка, хотите, я покажу дом, где Достоевский написал «Идиота»? Это рядом, квартальчик справа». Представляете мое состояние?

«После съемок в «Воровке» я пошла в церковь, чтобы очиститься»

- Существует мнение, что Вележева — сложный человек. Может, из-за того, что вы так правдоподобно сыграли роль стервозной героини в «Воровке»?

- Я очень люблю эту роль. На площадке была замечательная атмосфера, я приходила и говорила: «Ну, на кого сегодня я буду плевать змеиным ядом?» Где-то с середины фильма поняла, что мне не надо серьезно включаться, а вот так, за кадром пошутить, поиграть, порассказывать анекдоты. «Воровка» шла и в Украине, оттуда мне тоже пишут и спрашивают: «Будет ли продолжение?» Но после долгих съемок в ауре такой отрицательной героини я даже пошла в церковь, чтобы очиститься.

- Вы с Алексеем Гуськовым считаетесь успешной парой. Можете сказать, что вы за ним — как за каменной стеной?

- Конечно. Мне так легко, так спокойно с ним. Я благодарна судьбе за то, что она послала мне Лешу. Я счастливый человек. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить…

- Вас познакомил знаменитый Шерлок Холмс Василий Ливанов?

- Мы познакомились в его антрепризном «Детективе». Из спектакля «Исполнитель» ушла в декрет актриса, и Василий Борисович пригласил на замену меня. А Гуськова попросил прийти на репетицию мне подыграть… Вообще, Леша рассказывал, что впервые увидел меня еще студентом-физиком по телевизору в «Государственной границе». Но в «Детективе» совсем не узнал меня — так я могу перевоплощаться. А когда я его впервые увидела, сразу сказала себе, что он станет моим мужем. Алексей на экране часто играет жестких, напористых, а в жизни он совсем другой — добрый, понимающий. Мы с ним вместе уже 16 лет. Но в профессии каждый идет своим путем. Иногда он, видя, как я отношусь к съемочному процессу, может философски сказать: «Ты не прикладывай к этому столько усилий, результат все равно будет другой, чем ты ожидаешь. Поэтому относись к этому легче». Оба работаем с утра до ночи, на этом и воспитываем сыновей — своим примером.

- Вы снялись вместе в четырех фильмах — «Клубничке», «Окаянной Жаннет», «Классике» и «Волкодаве».

- В последнем у меня была эпизодическая роль. Там снимался Алексей, а я рядом с ним отдыхала. Но не приехала актриса, и я просто спасала группу. А вообще, с Лешей замечательно работать — он никогда не тянет одеяло на себя. И хотя сам продюсирует фильмы, ни разу не сказал: «Я запускаю картину с условием, что в ней будет играть моя жена».

- Интересно было сниматься в «Узком мосту»?

- Меня часто спрашивают, не боюсь ли я, что после Настасьи Филипповны за мной будет тянуться шлейф роковой женщины. Нет, не боюсь. Я согласилась сниматься в сериале «Узкий мост» потому, что это картина о нашем времени, любви, дружбе, верности. В нем играют чудесные актеры: Лия Ахеджакова, Инна Чурикова, Михаил Козаков, Саша Домогаров.

- У вас есть друзья среди актеров?

- В актерском мире много зависти. В основном мои друзья из другой среды. В Киеве живет моя лучшая подружка Светочка Зайцева, с которой мы прошли огонь, воду и медные трубы, даже вместе ездили поступать. Приезжая в Киев, в первую очередь набираю номер телефона своего Зайца. Иногда соглашаюсь сниматься в Киеве только потому, что могу пожить у мамы.