Спорт

Титулованная прыгунья в высоту инга бабакова: «после завоевания олимпийской «бронзы» николаевские чиновники вручили мне три ромашки и конверт с… 20 гривнями»

0:00 — 11 февраля 2005 eye 636

Знаменитая 37-летняя украинская спортсменка объявила о завершении своей блестящей спортивной карьеры

Список спортивных достижений Инги Бабаковой занимает не одну страницу текста. За свою долгую карьеру она завоевала множество наград, в том числе олимпийскую «бронзу» и шесть (!) медалей чемпионатов мира. Наша атлетка трижды признавалась лучшей в мире прыгуньей в высоту. Еще одно достижение Бабаковой — рекорд долгожительства в легкой атлетике. Не может не вызывать восхищения и тот факт, что успехам Инги в спорте не помешало рождение двоих детей. Уникальному семейному и спортивному союзу Инги и Сергея Бабаковых 7 января исполнилось 16 лет.

«За 30 лет спорт мне просто осточертел»

С четой Бабаковых я встретилась на следующий день после официальной церемонии проводов спортсменки на легкоатлетическом шоу «Афина-2004». В Киеве супруги традиционно остановились в своем любимом «фирменном» номере гостиницы «Спорт». Как пояснил мне Сергей (известный в прошлом яхт-смен), именно в этом номере с видом на чашу Олимпийского стадиона они с женой чувствуют себя особенно комфортно.

В спортивном костюме и белых носочках Инга уютно устроилась в кресле и приготовилась отвечать на вопросы. Практически каждый ответ Инги (в ее речи чувствовался едва уловимый прибалтийский акцент) дополнял ее супруг, беспрестанно куривший. Причем Сергей каждый раз начинал свою речь с местоимения мы, отвечая как бы сразу за двоих. Даже когда рассказывал о родах Инги и кормлении дочки грудью: мы рожали, мы кормили. Во время рассказа Сергея о житье-бытье Инга утвердительно кивала, во всем соглашаясь со своей половиной.

- Инга, вас не тянет пойти на стадион, потренироваться? — поинтересовалась я.

- Ой нет, нисколечко! — воскликнула Инга.  — Совершенно! Вообще!!! Это такой каторжный труд. Хорошо, что процесс прощания со спортом растянулся на несколько месяцев. До сих пор я еще формально числюсь в составе национальной сборной. Последний раз выступила на международном турнире в Йокогаме 25 сентября прошлого года. Даже представить себе не могу, как я столько лет — в снег, дождь! — выходила на кросс. Сейчас стараюсь каждый день делать упражнения на растяжку. Чувствую, что костенею, что ли. Знаете, спорту я отдала, страшно сказать, 30 лет! Он мне просто осточертел! Столько лет обделяла семью, детей вниманием. Сейчас наслаждаюсь каждой минутой общения с родными.

- Расскажите кратко вашу романтическую историю знакомства с Сергеем…

- О-о-о, кратко не получится! — отвечает за Ингу Сергей.  — Познакомились мы на нейтральной территории — в Таллинне. Инга тогда еще ни разу в жизни не была в Николаеве, откуда я родом, а я никогда не был в Краснодаре, где она тогда жила и тренировалась.

В Таллинне одновременно проходили чемпионат мира по парусному спорту и первенство СССР по легкой атлетике. Наша сборная жила в гостинице парусного Олимпийского центра, построенного в форме корабля. После очередной гонки лежу, отдыхаю. Товарищ стоит в это время на балконе и говорит: «Серый, там та-а-кие легкоатлетки идут!» «Да отстань, я еле живой», — отвечаю. Но любопытство взяло верх, я выглянул на нижний ярус и увидел Ее. Мигом спустился на второй этаж. Подошел к Инге и сказал: «Это моя будущая жена». А вечером позвонил ей в номер и пригласил к себе — посмотреть телевизор. «Вы не испугались? У меня ведь рост — метр восемьдесят», — тоненьким голоском сказала Инга. «Спокуха, у меня — метр девяносто», — ответил я ей.

- При первой нашей встрече я подумала: «Боже, бандит какой-то!» — с улыбкой вспоминает Инга, с нежностью глядя на супруга.  — Сергей был такой заросший! Неделю, наверное, не брился. Девчонки еле вытолкали меня из комнаты на первое свидание. Это было в июле. А уже 7 января мы расписались.

- Да, церемония в загсе — это была наша четвертая встреча, — говорит Сергей.  — Второй раз увиделись, когда я пригласил Ингу в гости в Сочи, где у нас проходили сборы. Там, в номере «Интуриста», сделал Инге предложение. А потом поехал в Краснодар знакомиться с ее родителями.

«Муж называет меня то туркменом, то тунгусом»

- Простите за нескромный вопрос. «Это» у вас случилось после свадьбы?

- Как это после?! Обижаете! — возмутился Сергей.  — Это все было, как искра. Мы же спортсмены, нетерпеливый народ, адреналина — море! Расписывались мы оригинально. Инга прилетела в Николаев в четверг. На следующий день мы расписались. А уже в субботу разъехались в разные стороны на сборы.

- Муж перетащил меня в Николаев, — продолжает Инга.  — Свекровь, увидев меня, всплеснула руками: «Шо ж це вона така худа й довга?! Хiба дiвчину дома не годували?»

- Мой папа — военный. Он литовец, а мама русская, — рассказывает Инга.  — Моя девичья фамилия — Будкус. А родилась я в Ашхабаде. Потом уже переехала в Краснодар. Сергей дома в шутку называет меня то туркменом, то тунгусом. Так наш сынишка Жора в первом классе в анкете про родителей написал, что его мама… туркмен.

- В нашей семье две «диаспоры» — литовская и украинская, — смеется Сергей.  — Женщины по гороскопу — Близнецы, а мужчины — Раки. Сынок с мамой — «литовская диаспора». Когда дочка ссорится с братом, то прибегает ко мне с криком: «Папа, спасай! Литовцы наезжают!»

- Интересно, первый кулинарный шедевр супруги помните?

- Никогда не забуду! — улыбается Сергей.  — Я ведь не знал, что моя суженая совершенно не умеет готовить. Инга начала с жареной рыбы. Ужас! Я был просто в шоке! Как ее есть? Сверху-то рыба слегка подрумянилась, а внутри совершенно сырая… Но это все ерунда. Мы не замечали бытовых трудностей. Друзья подарили нам торшер, еще раскладушка в комнате стояла. На ней мы и спали на первых порах. Потом уже на сэкономленные деньги купили диван.

«Грудного молока у меня было море! Приходилось сцеживать и выливать»

- Инга, как вам удалось стать дважды мамой без, так сказать, отрыва от производства?

- Это все заслуга Сергея. Он вообще очень заботливый. А тренер просто замечательный! Очень грамотно выстраивал тренировочный процесс. Уже через год после рождения сына я завоевала «бронзу» на чемпионате мира. А спустя пару месяцев после рождения доченьки выиграла чемпионат мира-99!

Мы с мужем так мечтали о дочке! Я сама кормила Николь. Молока у меня было море! Просто ходячий молочный комбинат! Приходилось сцеживать и выливать. Когда сказала об этом педиатру, он попросил меня помочь одной семье: у мамы там были проблемы с молоком. Вы знаете, муж этой женщины пришел к нам домой, встал передо мной на колени и сказал: «Я буду каждый день Богу молиться о вашем здоровье!» Молоко было очень жирное. Николь росла как на дрожжах. Быстро догнал дочку и ее молочный братик.

- Ну а имена своим детям вместе выбирали?

- Имя для сына — Георгий — выбрал муж. Сказал, что так намучался, поскольку везде «что ни рожа, то Сережа». Жоре уже 14 лет. А с именем дочки связана просто мистическая история. В 1996 году мы получили 14-страничное письмо от датской писательницы Мэй Бритт. В своем длинном послании она попросила разрешения назвать героиню своей будущей книги… Николь Бабакова. Она считает, что такое сочетание букв приносит счастье. Поначалу мы с мужем решили, что нам написал не совсем здоровый человек. Но потом согласились. И что вы думаете, книга про спортсменку Николь Бабакову, которая тренирует Барби, появилась на свет!

Более того, мы подружились с этой женщиной. Заочно. Мэй поздравляет нас со всеми праздниками, присылает подарки детям. Так что колебаний при выборе имени для дочки не было никаких.

- Ну а на легкой атлетике хоть что-то удалось заработать?

- О чем вы говорите! — замахал руками Сергей.  — Практически все призовые, заработанные на коммерческих соревнованиях, уходили на подготовку к следующим стартам. В 2001 году Инга выиграла две серебряные медали на чемпионатах мира. Так вот, за тот год Инге выделили на подготовку… около 400 гривен.

- Когда в 1999 году я стала чемпионкой мира, мне полагалась премия — около 2,5-3 тысяч долларов, — продолжила Инга.  — Этих денег я так и не увидела. Зато позже нас вызвали в налоговую: оказывается, мы не указали в декларации о доходах эту мифическую премию. Вообще-то в спорте очень много совершенно абсурдных, несправедливых вещей. А 13 допинг-контролей за сезон, когда тебя пытаются поймать на горячем как преступницу?..

На Олимпийских играх в Атланте я стала единственным призером из Николаевской области. А когда вернулась домой, нас пригласили на прием к руководству. Мне вручили три ромашки и дали два конверта — для меня и Сергея. Вышли мы на улицу, открыли конвертики, а там лежат две купюры… по 20 гривен. Так что спорт принес нам, пожалуй, одно моральное удовлетворение.

- Нет, вы не подумайте, что мы жалуемся. Вложенные в подготовку жены средства я, как правило, «отбивал», — уточнил Бабаков.  — Спорт  — это ведь тоже бизнес. Но основной наш семейный доход к спорту никакого отношения не имеет. Мы совладельцы магазинов по продаже продукции фирмы «Коламбия» и стройматериалов — болтов, гаек, шурупчиков… Большим подспорьем оказалось подаренное нам после Атланты помещение, которое сдаем теперь в аренду.

У нас в Николаеве замечательный дом. Кстати, проект придумал и нарисовал я сам. Наш дом принимал участие во всеукраинском конкурсе на лучший архитектурный проект и занял, между прочим, пятое место, а новый железнодорожный вокзал в Киеве — шестое. Дом очень компактный — я старался «выжать» из него каждый метр. На фасаде — шестиметровая стеклянная стена, на задней стороне — витражи. Есть гидромассажный бассейн, шикарная сауна. Даже винный погреб…