Политика

Сумеет ли спикер владимир литвин защитить парламент и себя от наверняка грозящих им нападок?

0:00 — 14 сентября 2005 eye 210

Верховная Рада, как наиболее публичная ветвь власти, в свете стартовавшей уже предвыборной гонки, скорее всего, превратится в арену для гладиаторских боев На девятом месяце новая власть «разродилась» самым масштабным за время своего правления кризисом. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин может стать человеком, способным нейтрализовать современные проблемы, равно как и политиком, на будущее которого могут очень отрицательно повлиять силы, этот кризис создавшие.

У спикера огромный опыт в деле нейтрализации парламентской «махновщины» и направления ее в мирное русло

Поддержать любую кандидатуру на должность премьера, которую предложит Президент Виктор Ющенко, спикер Владимир Литвин призвал еще до своего поспешного вылета из Нью-Йорка, где принимал участие в работе второй Всемирной конференции глав национальных парламентов. Тогда же Владимир Литвин вполне резонно отметил, что отставка правительства приводит к новым рискам, которые надо минимизировать. «Необходимо поддержать Президента как гаранта Конституции, если мы думаем об Украине», — заявил украинский спикер в США, а затем развил этот тезис уже дома.

Итак, легко прогнозируемые первые шаги в новых политических условиях Владимир Михайлович уже сделал. Конечно, многие ожидали, что в присущей Литвину манере «пребывать над схваткой» спикер, вернувшись из-за океана, сначала выдержит эффектную паузу, а затем, когда страсти понемногу улягутся, с улыбкой на устах и пламенем в глазах провозгласит: «Аз воздам». Литвин пошел иным путем — он не стал выжидать, он поторопился, чтобы успеть принять непосредственное участие в развитии событий.

Вряд ли столь опытный политик, как спикер парламента, не может не понять, что «системный кризис» (определение главного эсдека Виктора Медведчука, сразу подхваченное пока еще главным «регионалом» Виктором Януковичем), он же — «понятный процесс» (мнение главного россиянина Владимира Путина), «внезапно» разразившийся в Украине, поднимает Председателя Верховной Рады на еще более высокую ступень. Теперь никто не вправе обвинить Литвина в том, что он не вполне справляется с организацией деятельности своих подопечных, ломающих спикерский микрофон и пытающихся порой выдернуть кресло из-под первого человека в парламенте. На фоне последних событий с законодательной властью Литвин «справлялся» несравнимо лучше, чем руководители исполнительной властной ветви — со своими подчиненными. По поводу выполнения функциональных обязанностей народными депутатами и государственными чиновниками можно сказать лишь, что первые устраивали потасовки в зале в перерывах между принятием важных политических решений, а вторые занимались собственно работой в перерывах между подковерными склоками.

Литвин вернулся в Киев в ранге боксера из песни Высоцкого «Мне руку поднял рефери, которой я не бил». Владимир Михайлович, естественно, знал, что держать дистанцию ото всех отечественных политических центров тяжести — выгодно; но предсказать, что от такого нехитрого поведения можно получить весомые дивиденды, не мог, наверное, даже он.

Во-первых, к современной политической неурядице Владимир Михайлович никакого отношения не имеет. Развить из этого факта стройную историю о политике, который сумел не запятнаться в этом далеко не стерильном мире, несложно.

Во-вторых, раз спикер «белый и пушистый», то ему и быть третейским судьей в противостоянии всех властных элит. Реализовать данный план будет несколько сложнее, ведь жаждущих стать арбитрами и миротворцами в Украине всегда было вдоволь, правда, на выходе получалась обычно анархия. Литвину в этом плане проще — у него огромный опыт в деле нейтрализации парламентской «махновщины» и направления ее в мирное русло.

В-третьих, в Верховной Раде за спиной спикера четыре десятка «штыков». Парламентарии, представляющие Народную партию Украины, — люди преимущественно известные и солидные. Затеять с их помощью переформатирование высшего законодательного органа «под себя» было бы для спикера крайне целесообразно. Тем более накануне реализации программы «политическая реформа», главным сторонником которой считают именно спикера.

В-четвертых, за выступлением в Нью-Йорке, в котором Литвин поддержал Президента, и последующими заявлениями можно усмотреть желание спикера взять под крыло Виктора Ющенко, позиции которого вследствие последних событий слабы как никогда, и, очевидно, следует ждать развития этого процесса. Ну а о такой «мелочи», как нахождение общего языка с относительно новым правительством, и говорить не стоит…

Как и во время «оранжевой» революции, Литвину, скорее всего, придется гасить пожарище бушующих предвыборных страстей

Вместе с тем именно откровенный «центризм» Литвина и много раз продемонстрированное им нежелание быть вовлеченным в жесткие, а подчас и просто беспредельные политические противостояния сегодня и в дальнейшем могут сыграть с Владимиром Михайловичем злую шутку. Не секрет, что политический кризис в стране произошел не спонтанно, а скорее спланированно. Его ожидали, о нем все говорили. Конфликт, возникший между «командой Тимошенко» и «людьми Президента», лежал на поверхности уже как минимум несколько месяцев. И вокруг экс-премьера, и вокруг Президента вращались в достаточном количестве люди, желавшие использовать противостояние в лагере власти в своих корыстных интересах. В конце концов на радость различным лоббистам и провокаторам, власть действительно разошлась, что называется, по швам. Стремительное развитие событий прошедшей недели свидетельствует об одном — в Украине (и, не исключено, за ее пределами) есть влиятельные лица, заинтересованные в дальнейшей дестабилизации общественной и политической обстановки в стране. Другого пути внедрения в предвыборную конъюнктуру, судя по всему, они не видят.

В свою очередь, Литвин и его политическая платформа — Народная партия — стали в новом политическом моменте своеобразной «золотой акцией» и главными претендентами на замещение пока еще вакантной роли примирителя противоборствующих сторон. Спикеру теперь будет сложно оставаться «котом, который гуляет сам по себе». Ему, как и в дни «оранжевой» революции, возможно, снова придется достать из шкафа судейскую мантию и попробовать предотвратить вначале дестабилизацию работы парламента в крайне ответственный для страны период, а потом, что тоже не исключено, гасить пожарище разбушевавшихся предвыборных страстей, чреватых очередными кризисами в высших коридорах власти. И в таком случае Литвин становится главным объектом нападок, а парламент, как наиболее публичная ветвь власти, попросту превратится в арену для гладиаторских боев. Сумеет ли спикер защитить высший законодательный орган да и самого себя в случае такого развития событий — вот главный вопрос.

Если из уже почти очевидной схватки спикер выйдет победителем, то перспективы у него весьма интересны. Их спектр достаточно широк — от обретения симпатий со стороны избирателей до делегирования своих сторонников в исполнительную власть непосредственно после выборов. Однако в грядущем политическом сезоне, если Литвин снова заявит о своих миротворческих инициативах, ему и его соратникам придется очень нелегко. Поэтому спикеру можно посоветовать только одно — приготовиться держать удар. Впрочем, Литвин и сам наверняка понимает, что пришло время, когда необходимо напрячь мускулы.