Украина

Киевский апелляционный хозяйственный суд и государственный комитет по вопросам регуляторной политики признали незаконным повышение тарифов на аренду мест для размещения рекламных конструкций

0:00 — 15 сентября 2005 eye 209

Столичные рекламисты надеются, что около 15 миллионов гривен, которые они переплатили городу, им все-таки вернут Огромные рекламные щиты, яркие плакаты, изящные сити-лайты — традиционные атрибуты не только столицы, но и областных центров. К наружной рекламе мы привыкли. Привыкли к тому, что от ее огней на наших улицах светло, привыкли назначать свидания под бигбордами, или же, к примеру, ожидая гостей, объяснять им дорогу по лайт-боксам на бульваре… Однако может так случиться, что уже к концу нынешнего года наружная реклама полностью исчезнет с наших улиц и площадей. Противостояние рекламистов и чиновников Киевской городской администрации по поводу повышения тарифов на аренду мест под рекламные конструкции длится уже больше полугода.

Киевская горадминистрация решила увеличить поступления в столичную казну от наружной рекламы с 17 миллионов гривен до 35 миллионов гривен

Напомним, что до января 2005 года рекламный облик Киева вполне соответствовал уровню современной европейской столицы. Эксперты неоднократно подчеркивали, что рынок наружной рекламы сбалансирован, имеет свои инфраструктуру, свод правил поведения операторов и понятные тенденции развития. Но главное — на рынке действовали адекватные тарифы, что позволяло регулярно пополнять городскую казну. Например, в 2004 году наружная реклама принесла в бюджет Киева 17 миллионов гривен.

Наверное, все и дальше шло бы своим чередом, если бы не решение Киевской горадминистрации об увеличении поступлений в бюджет от наружной рекламы до 35 миллионов гривен. И 26 января 2005 года в свет выходит новый «Порядок определения размера платы за право временного использования мест для размещения объектов наружной рекламы». К такому удару рекламисты, а главное — заказчики, были не готовы.

«ФАКТЫ» уже писали об увеличении в 2-2,5 раза тарифов на аренду целого ряда конструкций. Более того, новый порядок предусматривал повышение коэффициентов зональности в 1,2-2,5 раза. Таким образом, арендовать место под сити-лайт в столице стало дороже в 3,6-5 раз. Естественно, заказчики и рекламисты возмутились. Однако, несмотря на попытки рекламистов найти компромисс, новые тарифы вступили в силу.

Еще в марте киевские предприниматели, работающие в сфере наружной рекламы, получили новые счета. Например, на Троещине за место под щит оператор был вынужден платить городу не 300 гривен, а тысячу, а в Печерском районе эта сумма достигла 2750 гривен. «Наружники» оказались в сложной ситуации: цены для рекламодателей придется поднять, как минимум, в два раза. Ведь налоги тоже увеличиваются. Проще говоря, из стабильной динамично развивающейся отрасли наружная реклама в Киеве превращалась в нерентабельный бизнес с нерадужными перспективами: ухода с рынка многих заказчиков и банкротства операторов. Ведь крупные компании обычно заключают долгосрочные контракты, и неожиданно поднять в два-три раза цены невозможно, так как невыполнение хозяйственного договора влечет за собой огромные штрафы.

Пересмотреть тарифы согласились, возвращать переплаченные деньги — нет

В итоге Всеукраинская ассоциация наружной рекламы была вынуждена обратиться в суд. «Порядок не отвечает регуляторным требованиям: открытости (он не был официально опубликован), наличию аналитических расчетов, коллегиальности при принятии решения», указывалось в претензии. Сначала решением Хозяйственного суда города Киева ассоциации в иске было отказано. Рекламисты направили апелляционную жалобу в Киевский апелляционный хозяйственный суд. По результатам рассмотрения дела в июне текущего года апелляционной инстанцией жалоба была удовлетворена: «Порядок определения размера платы за право временного использования мест для размещения объектов наружной рекламы» был признан недействительным. Причем с момента вступления его в силу — 6 марта 2005 года.

Кроме того, незаконность этого скандального документа подтвердил и Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства: «Распоряжение Киевской государственной городской администрации не соответствует основным принципам государственной регуляторной политики». Госкомпредпринимательства предложило Киевгорадминистрации аннулировать распоряжение о порядке определения арендной платы.

Нужно отметить, что столичные власти признают факт несоответствия выданного ранее распоряжения основным принципам государственной регуляторной политики, а также осознают опасность существенного сокращения рынка наружной рекламы, а значит, и пополнения местного бюджета. Об этом косвенно свидетельствует вышедшее в мае распоряжение, в котором базовые ставки платы за временное использование объектов наружной рекламы снижены.

Казалось бы, конфликт решен, остается только договориться о порядке возврата городскими властями переплаченных рекламистами денег. Ведь решение суда вступило в силу еще в июне. За четыре месяца рекламисты выплатили столице сверх необходимого более 15 миллионов гривен. Есть решение суда, которое подлежит исполнению всеми органами на всей территории Украины. Однако чиновники категорически отказываются его исполнять, ссылаясь на то, что решение апелляционного суда не является окончательным, и дожидаются результатов рассмотрения дела в Верховном суде Украины.

Видимо, рекламистам ничего не остается, как обратиться в суд и просить возврата из городского бюджета переплаченных денег. Ведь 15 миллионов — сумма не маленькая. Почему ее нужно кому-то дарить? Одним словом, конфликт продолжается, операторы рынка наружной рекламы опять в напряжении. Ведь нынешний год близится к завершению, а значит, нужно заключать контракты с рекламодателями на следующий, планировать отчисления в бюджет… Чтобы нормально работать и развиваться, рекламистам нужно иметь адекватные тарифы, отвечающие основным принципам государственной регуляторной политики. А еще хотелось, чтобы чиновники, подобно своим европейским коллегам, научились вести честный диалог с представителями среднего бизнеса, а не уничтожали целую отрасль, делая ее нерентабельной из-за непомерно высоких расценок.