Во время попыток реприватизировать Никопольский завод ферросплавов одним из главных защитников интересов государства была финансово-промышленная группа «Приват». Однако после того, как реприватизация коснулась предприятий, принадлежащих «Привату», группа всеми способами пытается помешать реализации государственных интересов
Президентские выборы подарили стране невиданное количество защитников государственных интересов. Президент, новое правительство и чиновники разных рангов заявляли о том, что наконец наступила новая эра защиты интересов государства. Еще долго после предвыборных митингов в речах представителей новой власти сохранялись пропагандистские штампы, выработанные во время президентской кампании. «Власть с народом! Государственные интересы превыше всего! Власть на стороне государства и народа, а не отдельных олигархов!» — день за днем твердили бывшие оппозиционеры. Чиновников понять можно: работа у них такая. Более удивительны заявления представителей одной из крупнейших отечественных финансово-промышленных групп — группы «Приват». Оказалось, что не только новая власть, но и представители крупного бизнеса способны думать о государственных интересах. Правда, заботу о них приватовцы проявили только в отношении одного из реприватизационных начинаний бывшего премьера. Речь идет о попытках Юлии Тимошенко пересмотреть итоги приватизации пакета акций «50 процентов плюс одна акция» ОАО «Никопольский завод ферросплавов».
Весной, когда Юлия Тимошенко заявила о намерении вернуть НЗФ в госсобственность, группа «Приват» стала одним из самых последовательных сторонников премьерской инициативы. К примеру, председатель правления АКБ «ПриватБанк» Александр Дубилет, комментируя позицию Тимошенко в деле НЗФ, неоднократно заявлял, что «Приват» полностью поддерживает премьера: «Мы сегодня считаем, что акции принадлежат государству Кому помогает Тимошенко? Мне кажется, что Тимошенко помогает государству, бюджету и выполняет свою функцию как государственный чиновник». В релизах приватовских пресс-конференций неизменно просматривалась забота о получении государством прибыли от деятельности Никопольского завода ферросплавов: «Только вследствие проведения легитимного собрания акционеров, государство, наконец, сможет решить вопрос о получении дивидендов по результатам деятельности НЗФ, начиная с 2001 года, установить плановые нормативы отчисления от чистой прибыли в Фонд выплаты дивидендов на 2005 год, избрать в наблюдательный совет своих представителей и наконец положить начало эффективному управлению своей собственностью».
В общем, картина почти идеальная: представители отечественного крупного бизнеса заботятся об интересах государства. Правда, кроме Никопольского завода ферросплавов, особой заботы «Привата» государство не ощущает, ведь подавляющее большинство предприятий, которые контролирует группа, год за годом декларируют убытки и не утруждают себя выплатой в государственную казну налога на прибыль. Особенно показательной является ситуация, сложившаяся вокруг предприятий бывшего государственного холдинга «Укррудпром», который контролировал около 90 процентов добычи железной руды в Украине. Весной 2003 года, согласно спецзакону, принятому Верховной Радой, «Укррудпром» приватизировали. Криворожский железорудный комбинат, ГОК «Сухая Балка» и Южный ГОК, входившие в его состав, перешли под контроль группы «Приват». Весной 2005 года, когда начались разговоры о реприватизации, внимание нового правительства привлекла также приватизация бывшего горно-добывающего гиганта. Группа народных депутатов подала в Конституционный суд представления с целью проверки соответствия конституционным нормам закона о приватизации «Укррудпрома».
Как только стало известно, что реприватизация может коснуться приватовских предприятий, защитники государственных интересов в деле НЗФ отреагировали на инициативы новой власти вполне адекватно. С точки зрения своих, отнюдь не прогосударственных, бизнес-интересов. На всех трех предприятиях, согласно решениям собраний акционеров, была начата процедура проведения допэмиссии. То есть путем увеличения уставного фонда предприятий доля акций, которые могли бы вернуться в госсобственность, размывается, и в итоге, даже если приватизацию ГОКов признают незаконной, государство не сможет вернуть себе контроль над бывшей собственностью.
Увеличение уставных фондов на приватовских предприятиях мотивируют необходимостью модернизации производства и закупки нового оборудования. Даже если не обращать внимания на то, что такая необходимость возникла именно после начала реприватизации, интересен сам механизм, по которому «Приват» будет осуществлять обновление производственных фондов. Как показывает опыт, закупают необходимое оборудование часто у подконтрольных «Привату» посредников по значительно завышенным ценам. К примеру, с помощью посредников, таких, как ФК «Днепр-96» и «Приват-Интертрейдинг», группа поставляла сырье и оборудование по завышенным ценам на ДМЗ им. Петровского и Центральный ГОК, тем самым вымывая оборотные средства предприятий. Если такая же схема будет реализована на предприятиях бывшего «Укррудпрома», все полученные дополнительные инвестиции очень быстро осядут на счетах «Привата», ГОКи понесут убытки, а государство останется с размытым пакетом акций.
Фонд госимущества оперативно отреагировал на приватовские инициативы по увеличению уставных фондов предприятий. В течение нескольких месяцев он пытается не допустить проведения допэмиссии на Южном ГОКе, КЖРК и «Сухой Балке». В то же время «Приват», который так горячо пытался отстоять интересы государства в никопольском деле, всячески сопротивляется тому, чтобы Фонд госимущества получил судебное решение о запрете проведения допэмисиии. Группа «Приват» оказалась зубастым противником государства, когда дело коснулось ее собственных предприятий.