Проведение предыдущего собрания акционеров НЗФ стало прологом к отставке правительства Юлии Тимошенко. События вокруг следующего собрания могут быть не менее бурными Число собраний акционеров Никопольского завода ферросплавов, которые попыталась открыть бизнес-группа «Приват», чтобы сменить состав правления предприятия, уже с трудом поддается счету. Последнее такое мероприятие закончилось грандиозным скандалом. На организованное «Приватом» собрание по приказу Юлии Тимошенко отправился заместитель министра промышленной политики. И, когда собрание постановило назначить близких к «Привату» людей в руководство заводом, СМИ заговорили об открытой поддержке этой бизнес-группы бывшим премьер-министром. Соратники Юлии Тимошенко в ответ тоже обвинили окружение Президента в коррупции, а закончилось все массовыми чистками властной команды и отставкой правительства. Едва политический скандал слегка утих, как на 22 сентября было назначено новое собрание акционеров НЗФ. Печальный опыт «ферросплавных» собраний свидетельствует, что стране опять следует подготовиться ко всевозможным политическим сюрпризам.
Вопрос о том, кому достанется крупнейший в мире ферросплавный завод, висит в воздухе. В настоящий момент НЗФ находится под управлением консорциума «Приднепровье», связанного с Виктором Пинчуком. Однако владение «Приднепровья» контрольным пакетом НЗФ (50% + 1 акция) сейчас оспаривается государством, причем 25 июля Киевский апелляционный хозяйственный суд постановил вернуть указанный пакет акций в собственность государству. Процесс далек от завершения, поскольку, во-первых, дело еще не прошло всех инстанций украинского правосудия, а во-вторых, законность постановления Киевского апелляционного хозяйственного суда от 25 июля, по мнению многих юристов, выглядит весьма сомнительной.
Стрелки весов в деле НЗФ могут качнуться и в ту, и в другую сторону. Желание некоторых представителей государственной власти забрать завод у Виктора Пинчука довольно велико, однако оно уравновешивается вязкой обороной, которую построили юристы олигарха. Законных оснований для экспроприации завода нет. Следовательно, забирают НЗФ со множеством нарушений, что позволяет адвокатам после очередного судебного слушания подавать апелляцию в суд следующей инстанции. Конец этого процесса пока не виден. Кроме того, помимо обращения к украинскому правосудию, существует еще возможность подавать иски в Европейский суд, что может еще больше затянуть процесс.
Третьей стороной в деле НЗФ выступает группа «Приват», настойчиво монополизирующая ферросплавную отрасль в Украине. Уже сейчас корпорация владеет двумя ферросплавными заводами, двумя горно-обогатительными комбинатами и 26% акций НЗФ. При получении контроля над НЗФ «Приват» становится монополистом на украинском рынке ферросплавов, что сулит немалые бонусы.
Для достижения своей цели «Приват» раз за разом организовывал собрания акционеров Никопольского завода ферросплавов, предлагая государству лишить Виктора Пинчука контрольного пакета и проголосовать принадлежащими ему акциями. Эти собрания всякий раз не могли открыться по причине отсутствия кворума — «приватных» 26% акций было явно недостаточно, чтобы собрание было действительным, а многим государственным чиновникам предложенная авантюра с голосованием чужими акциями казалась слишком рискованной.
Нельзя сказать, что глава Фонда госимущества Валентина Семенюк не настроена на реприватизацию завода, однако Валентина Петровна не собирается действовать по плану «Привата». Потому что в этом случае государство (и ФГИ в частности) полностью отстраняется от управления НЗФ.
Модель реприватизации НЗФ «а-ля «Приват» была продемонстрирована на собрании 30 августа. Входящая в эту группу компания «Славутич-Регистратор» организовала в городе Орджоникидзе собрание акционеров, на которое явился эмиссар Юлии Тимошенко Сергей Грищенко и проголосовал от имени государства, хотя акций на счету государства, по свидетельству Госкомиссии по ценным бумагам, не было. Собрание назначило новое руководство завода, в которое вошли менеджеры «Привата».
Результаты собрания не были реализованы в жизни: патронирующая эту операцию Юлия Тимошенко пошла в отставку. Однако собрание показало, каким способом «Приват» и в дальнейшем будет добиваться контроля над НЗФ. На этапе проведения собрания планы Фонда госимущества и группы «Приват» расходятся. ФГИ в лице Валентины Семенюк собирается забирать Никопольский завод ферросплавов без посредников и добровольных помощников. Глава Фонда будет отсуживать у Пинчука предприятие до суда последней инстанции, потом заберет контрольный пакет акций завода непосредственно у их держателя, не обращаясь в сомнительный «Славутич-Регистратор», который, кстати, по решению Верховного суда не имеет права вести реестр акционеров НЗФ. В дальнейших планах главы ФГИУ — проведение собрания акционеров, на котором государство поставит у руководства завода своих людей.
Очевидная разнонаправленность усилий трех заинтересованных сторон и привела к тому, что НЗФ пока находится в подвешенном состоянии. Быстрое решение вопроса сейчас возможно лишь при изменении баланса сил. Только тогда один из игроков сможет перетянуть контрольный пакет предприятия себе в карман.
Когда правительством руководила Юлия Тимошенко, ситуация вокруг НЗФ складывалась весьма благоприятно для финансово-промышленной группы «Приват». Корпорация даже заблаговременно подготовилась к повторной приватизации предприятия. Поскольку практически наверняка Антимонопольный комитет не допустил бы группу к участию в конкурсе (чтобы воспрепятствовать сосредоточению всего ферросплавного производства в руках одной компании), появилась информация, что «Привату» поможет российский бизнесмен Дмитрий Босов. На конкурс заявку будет подавать россиянин, а управлять заводом партнеры будут на равных условиях. Одним из условий сделки была продажа «Приватом» половины имеющихся у него акций НЗФ Босову. «Приват» поставленное условие выполнил, однако до конкурса, похоже, пока далеко.
Сегодня ситуация складывается не в пользу «Привата», поэтому шансы на открытие собрания 22 сентября под эгидой «Славутич-Регистратора» близки к нулю. Зато вероятность очередного политического скандала весьма велика.
Похоже, события могут разворачиваться по такому сценарию. Вначале «Славутич» заявит об открытии собрания акционеров и пригласит на него представителей государства. Глава ФГИ Валентина Семенюк или отмолчится, или сделает заявление, что акций НЗФ на счету государства еще нет. В этот момент в информационном пространстве появится министр юстиции Роман Зварыч, который выступит с обвинениями в адрес Валентины Семенюк насчет коррумпированности Фонда госимущества (судя по последним заявлениям Романа Зварыча о том, что, по его мнению, «Славутич-Регистратор» является законным хранителем акций НЗФ, министр юстиции продолжает линию Юлии Тимошенко в «ферросплавном» конфликте). Мол, Валентина Петровна препятствует возврату акций завода в государственную собственность. Если на этом конфликт закончится, то счет в этом инциденте будет 1:0 в пользу «Привата», поскольку глава ФГИУ вряд ли будет наносить ответный удар.
Однако не исключено, что события вокруг очередного «ферросплавного» собрания выйдут и на более высокий политический уровень. Роман Зварыч может не ограничиться критикой лишь Фонда госимущества. Весьма вероятно, что на орехи достанется Виктору Ющенко и его ближайшему окружению, как это было во время скандальных пресс-конференций Александра Зинченко и Николая Томенко. Президент будет вынужден реагировать. Судя по тому, как он поступил во время последнего «ферросплавного» конфликта с предыдущим правительством, Роману Зварычу мало не покажется. Может, дело дойдет даже до отставки министра. На этом этапе самое время появиться Юлии Тимошенко, которая будет обвинять Президента в укрывательстве собственности Виктора Пинчука, предательстве интересов Майдана и т. д. и т. п. Чем этот весьма вероятный конфликт закончится — сказать трудно.
Факт в том, что запланированное на завтра собрание акционеров может стать поводом для новой политической баталии. Возможно, именно для этого оно и проводится.