Происшествия

Чтобы иван карпенко-карый не ставил в театре свою пьесу «хозяин», бросавшую тень на киевского миллионера, драматургу предлагали 30 тысяч рублей золотом

0:00 — 22 сентября 2005 eye 1781

Исполняется 160 лет со дня рождения корифея украинской сцены

9 фактов из жизни

1. 29 сентября 1845 года в селе Арсеневка на Елисаветградщине (нынешняя Кировоградская область) у супругов Тобилевичей родился первенец Иван. В историю украинского театра и литературы он вошел под псевдонимом Карпенко-Карый. Его младшие братья и сестра тоже прославились на сцене под выдуманными фамилиями: Панас стал Саксаганским, а Николай и Мария — Садовскими.

2. По иронии судьбы, глава семейства Карп Тобилевич упорно добивался, чтобы его фамилию признали «благородной», и долгие годы вел судебную тяжбу о возвращении их роду дворянства. Когда, казалось, иск уже был выигран, кто-то из писцов обнаружил, что в старинных бумагах значится фамилия ТобЕлевич. Из-за одной этой буковки истцу в дворянстве отказали, и он чуть не занемог с горя. Все документы, герб, грамоту спрятал на дно сундука — с глаз подальше. Никто в доме не смел упоминать о случившемся, чтобы не тревожить отца… Спустя годы Иван Карпенко-Карый написал на основе этой семейной истории знаменитую комедию «Мартын Боруля». Ее герою, как известно, тоже помешала получить дворянство одна буква в написании фамилии. Жена драматурга актриса Софья Тобилевич вспоминала, как он читал эту пьесу своему старенькому отцу: «Старик слушал-слушал, а потом с немым укором погрозил сыну пальцем, на глазах у него были слезы».

3. К театру Карпенко-Карый был неравнодушен с юности, хоть и служил секретарем полиции. В 20 лет он вместе с другом — будущим прославленным драматургом Марком Кропивницким — организовал в Елисаветграде любительский театральный кружок. Но у Ивана Карповича было еще одно увлечение — политика, которое погубило его служебную карьеру. За создание нелегальной политической организации он в 1883 году был уволен со службы в Министерстве внутренних дел и выслан на три года в Новочеркасск, где зарабатывал себе на хлеб, переплетая книги. А после ссылки, живя на семейном хуторе «Надчя», еще два года пребывал под надзором полиции. Во время вынужденной изоляции он писал пьесы. Создал 18 драматических произведений, среди них — ставшие классикой «Сто тысяч», «Хозяин», «Суета», «Бурлачка».

4. 22 февраля 1900 года в Киеве была создана новая украинская труппа под названием «Театр корифеев». Всех участников этого содружества — Карпенко-Карого, Кропивницкого, Саксаганского, Садовского и его жену, Марию Заньковецкую — современники величали «корифеями украинского театра». Созданию этого союза предшествовал фантастический успех украинских артистов на гастролях в Киеве в 1881-1883 годах. Публика валом валила на спектакли, студенты подстерегали актеров у дверей театра и несли их на руках до гостиницы. Только за один сезон антрепренер в театре Бергонье (сейчас в этом здании — Театр русской драмы им. Леси Украинки) получил 10 тысяч рублей чистого дохода. Но триумф артистов так испугал начальство, усмотревшее в этом «украинский сепаратизм», что им запретили выступать на киевской сцене. Запрет был снят лишь в 1894 году… Украинский театр был гордостью Киева. Понятно, что ни радио-, ни видеозаписей спектаклей нет, но сохранились воспоминания зрителей. Александр Вертинский на старости лет писал о театре, как о самом ярком впечатлении юности: «Как играла Заньковецкая! Четыре акта театр заливался слезами!»

5. 14 последних лет жизни Иван Карпенко-Карый не разлучался со своим братом Панасом. Но на афише труппы всегда значилась только одна фамилия. И сколько Саксаганский не умолял брата поставить рядом фамилию Карпенко-Карый, тот отказывался: «Нет ничего хуже на свете, чем двоевластие». Иван Карпович был на редкость скромным человеком. Даже выходя на поклон к зрителям, восхищенным и его пьесами, и его игрой, всегда стоял сбоку или за спиной других актеров. А после своих премьер или бенефисов вообще не выходил в вестибюль, где поджидали поклонники, а умудрялся улизнуть через запасной ход — на Пушкинскую улицу. Одно время он вообще жил в театре в меблированных комнатах на втором этаже.

6. Скандальная история случилась с пьесой Карпенко-Карого «Хозяин». Когда в театре начали работу над ее постановкой, по Киеву разнеслись слухи, что автор в образе главного героя-богача Пузыря воплотил известного миллионера Терещенко. Действительно, эпизод со старым халатом (герой пьесы пожалел несколько рублей на пошив нового) был взят из жизни сахарозаводчика Терещенко. А в остальном образ был собирательным. Но, желая «сохранить свою честь», то ли сам Терещенко, то ли кто-то из его семьи предложил через посторонних лиц Ивану Карповичу 30 тысяч рублей золотом — чтобы тот не ставил свою пьесу на сцене. Автор с возмущением отверг это предложение. (Справедливости ради нужно сказать, что «толстосум» и «скупец» Терещенко был меценатом и жертвовал большие суммы для киевского художественного музея)

7. В 1888 году Иван Франко предложил Карпенко-Карому написать свою автобиографию. Иван Карпович, с присущей ему скромностью, отказался. Уже после его смерти жена обнаружила черновик этого письма: «Писать свою автобиографию не буду, поскольку не хочу смешить людей, напоминая им своей персоной Муравья из крыловской басни: «Какой-то муравей был силы непомерной». Люди, из любви к родному слову, прочитав мои рукописи, захотели их напечатать, а я — грешный человек — на это согласился… »

8. В 1904 году к тяжело больному Ивану Карповичу Саксаганский созвал на консилиум лучших киевских профессоров. Медики были единодушны: операция в Берлине, на которую так надеялся пациент, его не спасет. Но родные не сообщили Карпенко-Карому страшной правды. Вышло так, что накануне отъезда драматурга с женой в Германию в Киеве на один день случайно собрались артисты, бывшие на гастролях. И все они пришли к старому другу и учителю, понимая, что прощаются навсегда. «Не плачте ви так по менч, не жалчйте мене, а то я вже сам над собою почну плакати», — уговаривал гостей Иван Карпович… Вскоре он скончался. Гроб с телом мужа Софья Тобилевич привезла на родину, Карпенко-Карого похоронили на хуторе «Надчя».

9. Судьба Карпенко-Карого опровергает известный иронический афоризм: «Скромность — лучший путь к безвестности». И хоть в Киеве нет улицы, названной в его честь (есть улицы Садовского, Саксаганского и Заньковецкой — братьев и невестки Ивана Карповича), но зато столичный Театральный институт носит имя Карпенко-Карого. А его пьесы и сегодня не сходят со сцены.