Происшествия

«при поступлении в вуз у сына даже документы не хотели брать, ведь его медицинскую карточку еще не перевели из детского в подростковый кабинет», -

0:00 — 23 сентября 2005 eye 472

вспоминает мама 15-летнего(!) студента-второкурсника Мариупольского гуманитарного университета Андрея Белика

15-летний второкурсник Мариупольского государственного гуманитарного университета Андрей Белик в школу пошел в пять лет. Круглым отличником он никогда не был. Но, как только Андрюша совсем переставал учить уроки, мама… переводила его в следующий класс. Чтобы «перескочить» из пятого в седьмой, Андрею пришлось сдавать по два-три экзамена в неделю. Он справился. И в 14 лет, окончив престижный лицей, поступил сразу в два университета — Мариупольский гуманитарный и Приазовский технический.

Еще в три годика Андрюша написал диктант — одним словом, но без ошибок

- Сын у меня приучен к самостоятельности с двух лет, — рассказывает мама Андрея Людмила Сирокваша, бывшая учительница младших классов, ныне домохозяйка.  — Когда мы с сыном еще жили в Луганске, в одном из общежитий, соседки, застав двухлетнего Андрейку в бытовой комнате за стиркой своих носочков, шипели на меня: «Ты — изверг! Так ребенка мучить!»

Однако деваться молодой учительнице было некуда: до восьми лет она воспитывала Андрея одна и, чтобы сводить концы с концами, работала в две смены, одновременно заканчивая педагогический институт. Поэтому лекции в Луганском пединституте сын посещал вместе с мамой.

- На лекциях приходилось прикрывать этому «студенту» рот рукой, чтобы не задавал вопросов, — вспоминает Людмила Александровна.

С трех лет, когда семья переехала в Мариуполь, Андрей весь день проводил в школе. Пока мама вела урок, сынишка на задней парте и рисовал, и читал, и ел, и спал. А вечером «помогал» проверять тетради: «Ты «четыре» поставила, потому что ученик линию не довел? А тут — букву пропустил?» — комментировал мамину работу малыш. Вскоре «школьная жизнь» дала свои плоды. На время посещения проверяющих Людмиле Александровне пришлось оставить трехлетнего сынишку коллеге, класс которой писал диктант. В конце урока Андрюша тоже сдал свой листочек с каракулями. Разделив длиннющее слово, написанное печатными буквами, на отдельные слова, учителя ахнули: «Да это же диктант! Притом без единой ошибочки!»

К пяти годам мальчик «съел» не одну книжку — и в прямом и в переносном смысле. На полочке у младшего сына Людмилы — восьмилетнего Алеши — хранится недоеденный братцем корешок от «Волшебника Изумрудного города», которого старшенький цитировал страницами: «Страница 78, слушайте».

Поскольку ни в одну школу пятилетнего ребенка не хотели принимать, мама взяла сына в свой первый класс. Но вскоре педсовет отметил, что Андрюше уже и в третьем классе делать нечего. И мальчик стал учеником элитной школы с углубленным изучением английского языка.

- Как только я видела, что домашние задания у сына занимают не более пяти минут, настаивала, чтобы он сдавал экзамены экстерном и переходил в следующий класс, — раскрывает педагогические секреты мама юного таланта.  — За медалями мы никогда не гонялись, но, чтобы человек не остановился в своем развитии, мозг должен работать.

«В три дня, конечно, сложно выучить годовую программу по математике и биологии, но я справился»

Когда девятилетний Андрей заканчивал пятый класс, директор школы сама предложила способному ученику перейти сразу в седьмой класс. Пришлось сдавать по два-три экзамена в неделю, да еще добровольно изучать греческий язык, который в Мариуполе преподают во многих школах.

- За три дня, конечно, тяжело было выучить годовую программу по математике и биологии, но я справился, — подключается к разговору вернувшийся из университета студент Андрей Белик.  — У меня память хорошая: номера мобильных телефонов, машин и трамвайных вагонов я легко запоминаю. Дневник никогда не заполнял, потому что и так отлично помнил расписание.

Светловолосый голубоглазый юноша больше похож на школьника, чем на студента — такой еще детский, озорной огонек у него в глазах. Впрочем, как признался Андрей, выручала его не только память, но и буйная фантазия. Однажды в школьном сочинении на традиционную тему «Как я провел лето» мальчик, просидев все каникулы дома в Мариуполе, шутки ради убедил учительницу в том, что его семья путешествовала по Камчатке. Написано все было столь натурально, что педагог даже обиделась на родителей, которые так и не открыли секрета: во сколько обошлась эта поездка.

- Озадачивал нас Андрей часто, — рассказывает муж Людмилы Геннадий Николаевич.  — Когда мы обнаружили, что они с другом приготовили котомки с сухариками и луком, чтобы ехать в Африку, где лук не растет, — мы просто смеялись. Но, когда врачи скорой помощи приехали «сбивать» Андрею непонятно от чего взлетевшую температуру, а он в бреду стал рассказывать о «взрыве и обожженных людях», мы испугались не на шутку.

Оказалось, что тогда еще шестилетнего Андрейку потряс телесюжет об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Заболтавшиеся взрослые не заметили, что игравший в углу ребенок поглядывал время от времени на голубой экран. Психолог, которому показали впечатлительного школьника, успокоил: «Для гениев это нормально».

Андрея поставили на учет — занесли в городской банк данных как одаренного ребенка. Он стал постоянным участником олимпиад Малой академии наук: по истории, географии. А на Всеукраинской олимпиаде по английскому языку, где Белик был самым юным, после успешного прохождения двух туров ему предложили стажировку в Англии и поступление в Национальную академию управления на условиях льготного конкурса. Но родители перебраться в столицу не смогли, а оставить там ребенка одного не решились, ведь всем участникам олимпиады для выпускников школ было тогда по 16 лет и больше, а Андрею — всего 11.

«Летом отдыхал в детском лагере, где мои сокурсники были вожатыми»

Еще в девять лет Андрюша, у которого тогда, в отличие от многих его сверстников, не было компьютера и доступа в Интернет, написал свою первую научную работу по теме: «Сравнительная характеристика военного дела древнего Востока и древней Японии». В 10 лет, по окончании восьмого класса, Андрей поступил в единственный тогда в Мариуполе лицей, куда конкурс был семь человек на место. Там и родился его труд «Геополитика Украины — транспортные коридоры». Для этой работы маме-учительнице пришлось запросить в Мариупольском морском порту производственную документацию о передвижении грузов за последние три года и одалживать на ночь газеты из библиотеки. Половина невысокой учительской зарплаты уходила на книги для сына. Поэтому два года назад Людмила, прячась от учеников, после уроков продавала мороженое, за реализацию которого ей платили по две копейки с пачки.

После того как в 14 лет Андрей закончил лицей всего с одной «восьмеркой» по геометрии, стал вопрос о поступлении в вуз. Выбирая между факультетом информатики Приазовского государственного технического университета и факультетом международной экономики Мариупольского государственного гуманитарного университета, Белик сдал документы и поступил сразу в оба вуза.

- Нам было важно, чтобы сын учился на бюджетном отделении, поскольку денег на обучение не хватало, — вспоминает мама.  — Но документы Андрея принимали с трудом. У медкомиссии был шок: его карточку ведь еще не перевели из детского в подростковый кабинет, и паспорт он только в феврале 2006 года получит.  — Когда же Андрея приняли сразу в оба вуза и мы выбрали гуманитарный университет, меня вызвали в приемную комиссию Приазовского технического. Убеждали не забирать документы.

- Андрей, а как тебе с сокурсниками живется — уменьшительные клички не «цепляют»? — задаю вопрос студенту.

- Нет, я с ними на равных, — отвечает Андрей, по ходу пробегая глазами по страницам очередной книги.  — Нам есть о чем поговорить, учеба сближает, футболом они тоже интересуются и компьютерами. Я этим летом в детском лагере отдыхал, где мои сокурсники были вожатыми. На следующий год тоже хочу вожатым поработать.

Первую сессию самый юный студент университета сдал на отлично, вторую пока не смог — поломал ногу. Андрей получает вузовскую премию за успехи в учебе. Занялся изучением итальянского языка. По-прежнему участвует в олимпиадах, регулярно выступает за сборную Мариуполя в «Брейн-ринге» и трудится над следующей научной работой. А примерно через год Андрей планирует поступить еще в один вуз, чтобы выбор будущей профессии, с которой он пока не определился, был шире.