Происшествия

Купив новый «майбах» за полмиллиона евро, любитель ретромобилей… Разрезал его на части, чтобы переоборудовать салон своей старенькой «чайки»

0:00 — 30 сентября 2005 eye 1511

В загородном доме известного киевского коллекционера Николая Желтова встречаются собиратели редких машин из разных стран, рассказывая подчас самые удивительные истории

Бывший ведущий специалист «Киевгорнефтепродукта» Николай Желтов увлекся антикварными автомобилями лет пять-шесть назад. Все началось с того, что он решил сделать своему куму, одному из весьма влиятельных людей в Украине, подарок на день рождения (загородная усадьба кума находится рядом с особняком коллекционера — в столичном дачном поселке Осокорки). Специально заказал антикварщикам из кировоградского клуба «Автоветеран» старинный «Мерседес». Когда автомобиль прикатили в Киев, Николай Иванович расстроился. Даже ему за рулем было тесно, а у кума комплекция ого-го! Заказал машину побольше — американский «Бьюик» тридцатых годов. Думал, кум подарку обрадуется. Ведь все дарили ему одно и то же — новенькие черные джипы «Мерседес», прозванные в народе «кубиками». У влиятельного кума на тот момент этих внедорожников стоимостью сто тысяч долларов собралось уже штук шесть или семь. Но именинник подарка «не понял»: сказал, мол, зачем мне этот металлолом? Эпопея с подарком закончилась неудачей, но Николай Иванович, сам того не желая, увлекся старинными машинами.

Раритетный «БМВ» обменяли на горбатый «Запорожец»

Со временем у коллекционера антикварных машин их скопилось около тридцати штук. Места для них уже не хватает. Автомобили стоят по всему участку  — возле бассейна, у домика охраны, около пруда. Специально для своих любимиц Николай Иванович затеял строительство новой усадьбы в пригородной Чапаевке с громадным гаражом в триста квадратных метров!

Есть в коллекции Николая Желтова настоящие раритеты. К примеру, белый спортивный кабриолет «БМВ-327» 1940 года. В Европе такая машинка может оцениваться в несколько сот тысяч долларов. «БМВ» нашли в Херсонской области под водой — кабриолет упал с моста и пролежал в реке шесть лет. Ребята, выловившие машину, обменяли ее на поломанный горбатый «Запорожец».

- В воде автомобили сохраняются неплохо, — говорит Николай Иванович.  — Говорят, в Черкасской области есть еще много антикварных затопленных машин. Ребята ныряют, но достать сложно.

Еще одна жемчужина коллекции — «Мерседес Аденауэр» 1959 года — точно на таком возили Софи Лорен. Машину привез в СССР посол Аргентины и подарил советскому правительству. Какое-то время она стояла в гараже Хрущева. По наследству досталась Брежневу. Потом «Аденауэр» за выдающиеся заслуги был подарен генеральному директору военного завода в Луцке. Директор в автомобиль натуральным образом влюбился. Однако через какое-то время компетентные органы порекомендовали новому владельцу избавиться от чуждого советским людям «Мерседеса». Директор наотрез отказался, за что и был уволен. В конце концов он все-таки расстался с «Аденауэром» — подарил его митрополиту.

- Когда я разбирал эту машину, нашел в каждом карманчике записочки с молитвами, — рассказывает Николай Иванович.

Мастера сейчас восстанавливают автомобиль в «оригинале», то есть ставят на машину все родные детали.

- Запчасти приходится выписывать из Штатов, — вздыхает коллекционер.  — А они недешевы. Многие детали продаются на аукционах — к примеру, начальная цена магнитофона была двести долларов, а продали его за две двести!

Но десятки тысяч долларов, которые придется вбухать в реставрацию машины, окупят себя. Ведь дешевле, чем за триста тысяч евро, отреставрированный «Аденауэр» на европейских аукционах сейчас не продается. Но, чтобы довести автомобиль до «аукционного» состояния, понадобятся годы.

- Каждый мастер хочет заработать минимум 200-300 долларов в месяц, — говорит Николай Иванович.  — А их на реставрации одной машины работают человек пять-шесть. И делают они автомобиль два-три года. Кроме того, мастера бывают разные.

Приехал ко мне года три назад один «специалист». Я ему отдал «БМВ» и тысячи три долларов на запчасти. Деньги он пропил, потом снял с машины фары, продал их и тоже пропил. После чего уехал в Португалию. Звонит сейчас: Николай Иванович, сколько я вам должен? Я говорю: приедешь  — разберемся. А он: нет, лучше я сначала рассчитаюсь, а потом приеду.

Ретромашины дорожают, как и жилье

Среди редкостей — вроде довоенной немецкой «Ауди» и австрийского «Штеер» — попадаются в коллекции и тривиальные машинки, к примеру, двадцать первая «Волга».

- А ее, Николай Иванович, зачем купили?

- Это редкая машина, оборудованная центральной смазкой. Там внутри есть особая педалька. Нажимаешь ее — и все рессоры, вся ходовая часть смазываются маслом из специального бачка. Потом эту систему запретили. Каждый водитель хотел получше смазать автомобиль — и на дорогах стали появляться лужи с маслом! Вообще, раньше за машинами умели следить. Вот этот огромный шестиметровый американский «Олдсмобиль» привез в Молдавию после войны один генерал. Сорок лет он на нем возил пчелиные улики. Машина ни разу не побывала ни в одной аварии и была всего один раз покрашена!

Николай Иванович — человек азартный. Когда для него находят интересную машину, загорается. И, конечно, очень переживает, когда очередное удачное приобретение срывается.

- Звонят мне ребята, мол, нашли ЗИЛ из гаража Совмина, — рассказывает коллекционер.  — На нем Брежнева катали, когда он в Киев на открытие монумента «Родина-мать» приезжал. У машины тогда что-то с мотором случилось, ее в Киеве и оставили. Так вот, предлагают мне купить этот автомобиль по цене металлолома. А в машине полная комплектация — отделка из красного дерева! Но без документов. Пока я думал, ЗИЛ забрали, а через месяц другие люди предлагали ее купить уже за пятьдесят тысяч долларов!

Пока мы гуляли по усадьбе Николая Ивановича и разглядывали его уникальные автомобили, к нему приехали гости — коллекционер из Казахстана вместе с супругой. Александр Алексеевич, человек очень состоятельный, владелец нескольких ресторанов в Алма-Ате, был весьма удивлен, что Николай Иванович принимает у себя журналиста.

- У нас на Востоке не принято афишировать свои коллекции, — сказал он.  — У людей в гаражах стоят по 60-80 машин, но все это огорожено трехметровыми заборами и охраняется автоматчиками. На Востоке не принято жалеть денег. Могут полмиллиона в машину вложить.

- Как это полмиллиона?

- А вот смотри, — улыбнулся Александр Алексеевич,  — один мой знакомый, владелец нескольких казино, купил новый «Майбах», разрезал его на части — вынул мотор, салон, — и все это поставил на «Чайку», цена которой семь тысяч долларов. Так во сколько обошелся ему автомобиль? Только качественно сделать все хромированные детали на «Чайку» стоит двадцать тысяч долларов. Да-да, любят у нас машины. Вот по Москве ездила «Волга» с внутренностями от спортивной «БМВ-850». За полтора миллиона ее продали — теперь она в Алма-Ате.

- Почему же так дорого?

- Такая машина делается от трех до пяти лет. Коллективом из пятнадцати-двадцати человек. Над подгонкой узлов и агрегатов работают целые институты. А одна покраска чего стоит! Красочка — семислойный хамелеон — стоит тысячу восемьсот евро за килограммовую баночку! Но ретромашины — это хорошее вложение. Они дорожают примерно так же, как и жилье.

Сам Александр Алексеевич в настоящее время занят восстановлением «Победы» — кабриолета. Вложил в машину уже тридцать пять тысяч долларов, работы съели у него штук шестьдесят «зеленых». Почему так много? У автомобиля, по словам коллекционера, нет ни одной бэушной детали! Запасливые владельцы старых советских машин покупали в комплекте с ними и запасные детали, которые многие годы хранились в гаражах, что называется, на всякий случай. Теперь эти запчасти, пролежавшие много лет без дела, за большие деньги разыскивают коллекционеры.

На прощание Александр Алексеевич похвалил Украину за открытость и демократизм.

- А в Узбекистане, — сказал он, — за вывоз антикварной машины полагается… расстрел.