Происшествия

«за день мне приходилось брать яд у 400-500 змей»

0:00 — 2 августа 2005 eye 8708

Киевский герпетолог Владимир Куриленко, переживший 15 укусов ядовитых рептилий, рассказывает, как, отдыхая на природе, избежать их нападения В последнее время поступает немало сообщений о том, что людей кусают гадюки. Сотрудники Городнянской райбольницы (Черниговская область), где недавно спасли женщину, которую уже второй раз укусила змея, сообщили «ФАКТАМ» интересную вещь: нередко пострадавшие не обращаются к медикам и ошибочно считают эффективным противоядием… стакан самогона.

«Разъяренную кобру я усмирял кроссовкой, надетой на руку»

- Пить спиртные напитки после укуса змей категорически противопоказано, — говорит известный украинский герпетолог и специалист по ядам Владимир Куриленко.  — На территории Украины водятся два вида ядовитых змей: обыкновенная и степная гадюки. Укус первой часто приводит к летальному исходу, а нападение второй в какой-то степени можно сравнить с укусом шершня: очень больно, образуется обширный отек, однако, как правило, это несмертельно. Но к врачу все равно нужно обратиться, ведь яд может вызвать почечную недостаточность, кровоизлияния во внутренних органах. Чтобы избежать этого, следует провести общую детоксикацию организма. Если укус пришелся в ногу или руку, надо немедленно снять сдавливающие предметы: часы, кольца, браслеты, носки, ведь возле ранки вскоре образуется отек. Первым делом нужно высосать из дырочек, оставленных змеиными зубами, яд, сплевывая слюну. Место укуса разрезать нельзя, это приведет к глубокому разложению тканей. Из лекарств следует принимать обезболивающие и успокаивающие, а также пить много жидкости. Вакцины от яда гадюк в Украине не выпускают. Пострадавшим дают антидот — противоядие широкого спектра действия.

- А вас змеи кусали?

- Я уже сбился со счета, сколько раз. Примерно 15. Как правило, это случалось в лаборатории. В поле я пострадал лишь единожды, и то из-за своей жадности. Помню, поймал сразу трех степных гадюк. Двух держал между пальцами правой руки, третью зажал в левой. А тут, как на грех, еще один экземпляр ползет. Крупную змею упускать было жалко. Я остановил гадюку ногой и начал двумя пальцами развязывать мешок, придерживая его локтем. Хотел положить туда улов. Вот тогда одна из рептилий и ухитрилась меня укусить. Мешок я все же развязал, поместил туда всех четырех пленниц. Высосал яд и, особо не переживая, направился в лагерь, ведь, как уже говорил, от укусов степных гадюк не умирают.

Самым опасным для меня был укус кавказской гюрзы. Еще во времена Советского Союза в нашу лабораторию из Закавказья прислали посылку с этими очень ядовитыми змеями. Но в дороге они перегрелись и, как я думал, погибли. Стал осматривать гадов — и змеиный зуб вонзился в большой палец левой руки. Оказалось, одна гюрза была еще жива, но сразу после нападения умерла. Я высосал из раны яд, сделал инъекцию вакцины и пошел на партсобрание. Руководство решило, что укус гюрзы — неуважительная причина, и не отпустило. Кошмары начались уже дома: жуткая боль, которая мучила меня трое суток, потеря сознания, отек и большая язва… Она целый месяц затягивалась. Теперь искривлен палец, поврежденный змеиным зубом. После того случая организм не переносит водку, могу позволить себе лишь вино. Кстати, зубы у гюрзы и некоторых других крупных ядовитых змей очень длинные. Если неудачно взять такого гада за горло, он может прокусить себе нижнюю часть рта и вонзить зубы в руку.

- А однажды во Вьетнаме я случайно принял за неядовитого полоза опаснейшую королевскую кобру, — вспоминает Владимир.  — Преследовал полоза, пытавшегося скрыться в зарослях. Вижу: мелькнул хвост. Прижал его ногой, начал тянуть руками. И тут увидел, что схватил не полоза, а кобру! Я держал в руках опаснейшую змею! Но не растерялся: снял с ноги кроссовку, надел ее на руку и стал успокаивать разъяренное животное. Все укусы достались подошве кроссовки. Когда змея устала, взял ее за горло. Ситуация была опасной, но я только обрадовался: это была первая королевская кобра, пойманная мною.

«Сборщик змей мог заработать 400 рублей в день»

- В вашем деле важно, чтобы руки были сухими. Вероятно, вы, как штангисты, пользуетесь тальком…

- Тальк герпетологу не нужен, главное — знания и навыки. Когда я работал в лаборатории биохимзавода, во время ядовзятия через мои руки проходило по 400-500 змей. У нас содержалось около 1500 животных, а доили их раз в 10 дней.

- Сколько стоит грамм яда?

- Чем реже встречается змея, тем он дороже. Один грамм может стоить от 80 до 1500 долларов. Заметьте, что для получения грамма сухого яда гадюки нужно выдоить примерно 250 пресмыкающихся.

- Как избежать нападения змей, отдыхая на природе?

- Я побывал в экспедициях практически во всех уголках бывшего СССР и ряде зарубежных стран, и ни разу не было случая, чтобы рептилии заползали в палатку. Но по утрам обязательно нужно проверять обувь: змея, тарантул или скорпион могут забраться туда. Шарить рукой в ботинке не следует, нужно постучать им по земле. При встрече с человеком змея, как правило, стремится уползти. А если она бросается, становится в угрожающую стойку, это значит, что поблизости убежище рептилии и она пытается отогнать вас от него. Человек может не заметить этих маневров и подвергнуться нападению. Туристам, которые отправляются в поход, надо надевать кроссовки или ботинки: такую обувь трудно прокусить. Но прежде всего следует быть внимательным и осторожным, чтобы не наступить на змею, не оказаться к ней слишком близко.

- Как вы стали змееловом?

- Я ученый-герпетолог, а змееловами принято называть сборщиков рептилий — людей, прошедших короткий курс обучения. Для них главное — за малый срок заработать много денег. В СССР за каждую гюрзу платили 20 рублей, а за кобру — от 15 до 25 в зависимости от ее размера. В период, когда змеи покидают места зимовья, сборщик мог поймать несколько десятков животных за день. Скажем, сдал 20 штук — заработал 400 рублей. Сезон лова длится месяца два, за это время змееловы получали столько, что могли не работать до следующего сезона и жить, ни в чем себе не отказывая.

«В моей лаборатории есть даже крокодил»

- Первую гадюку я поймал в пять лет, — продолжает Владимир.  — Втайне от родителей держал ее дома в банке, но змея скоро издохла. Главное, что сам цел остался. Будучи школьником, тащил в дом всякую живность, которую удавалось раздобыть: лягушек, змей, ящериц, жуков, птиц… Затем поступил на биофак Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. В молодости проводил в экспедициях намного больше времени, чем в Киеве. Профессия у меня редкая: среди миллиона жителей Украины лишь один герпетолог.

- Как удавалось сохранить добытые экземпляры змей во время продолжительных экспедиций?

- Участники этих поездок привозили по нескольку десятков, а то и сотен гадов. Помещали их в холщовые мешки, которые при перевозке клали в коробки. Главное, чтобы змеи не перегрелись, иначе они погибнут. И поить надо хотя бы раз в неделю. Для этого мешок можно наполовину погружать в воду, но лучше высыпать змей в емкость, чтобы напоить их и отмыть от экскрементов. Крупных рептилий можно месяц не кормить, а вот молодняку и мелким змейкам нужно обеспечить питание раз в 3-4 дня. Для этого приходится ловить лягушек, мышей, ящериц, насекомых… В наших палатках можно было услышать зловещие шорохи и шипение, ведь там размещалась собранная коллекция. Получалось, что возле твоего спального мешка висят мешки и сачки со змеями, ящерицами, другой живностью. Биологи этому не удивляются.

- Приходилось ли вам есть мясо змей?

- Во Вьетнаме пробовал его неоднократно. Не могу сказать, что было очень вкусно, лучше бы съел кусок телятины. Но, чтобы не обидеть местных жителей, и от такого угощения не отказывался. Оно, кстати, является экзотикой и для самих вьетнамцев, ведь килограмм мяса кобры стоит около 40 долларов, позволить его себе могут далеко не все. Угощают змеиным мясом в специализированных ресторанах. Рептилий там держат в террариумах, и посетители имеют возможность выбрать ту, которую хотят съесть.

- Владимир, а дома вы держите ядовитых змей?

- Нет, у меня есть только безобидные гекконы и черепашки. За ними ухаживает мой старший сын, который тоже хочет стать биологом. В Киевской области я создал лабораторию, где содержится много видов рептилий. Есть ядовитые и редкие — например непальские моноклевые кобры. Никто из посторонних ни разу в лаборатории не был. Принцип у меня такой. Сами понимаете: опасные там животные… Змей содержу как в научных, так и в коммерческих целях.

- Держать рептилий стало модным у состоятельных людей…

- Змеи есть у известных в стране бизнесменов и политиков, имена которых мне не хотелось бы разглашать. К счастью, ядовитых рептилий содержат редко. Ценятся прежде всего экземпляры необычных расцветок, иногда их стоимость достигает тысяч долларов. За самую дешевую змею надо заплатить около десяти долларов, а, скажем, за удава — несколько сотен. Не рекомендую заводить дома крокодилов: у меня в лаборатории подрастает один, и еще предстоит решить, куда его деть, когда он станет взрослым…