Происшествия

«четыре года назад мне пришлось выносить из огня настю и сашу, которые подожгли сарай, а теперь — их младших сестричек»

0:00 — 2 августа 2005 eye 387

Еще до приезда пожарных 28-летний Виталий Григораш спас маленьких Юлю и Аню и собрал односельчан на тушение пожара

Как только черное облако густого едкого дыма окутало село Снитков и из хаты в хату прокатилась тревожная весть «Максимчуки горят!», обеспокоенные сельчане, бросив свои дела, тут же схватились за ведра и побежали тушить пожар. Многие были уверены: не иначе как маленькие сорванцы Ольги Максимчук подожгли дом или сарай. Ведь часто видели малышей, полураздетых, голодных, босых, без присмотра слоняющихся возле чужих дворов. Вот и теперь, решили люди, детишки, скорее всего, остались одни и случилась беда.

«Испугавшись огня, малышка постарше уже бежала к лестнице, а ее сестренка лежала неподвижно»

- Я как раз находился во дворе — ремонтировал мамину стиральную машину, — рассказывает 28-летний Виталий Григораш.  — Внезапно из соседнего двора раздался сильный хлопок и из-под шиферной крыши сарая выбился сноп дыма и пламени. Еще несколько минут назад я видел здесь играющих малышек — четырехлетнюю Юлю и двухлетнюю Аню. Поэтому тут же позвал их. Никто не откликнулся. По деревянной лестнице, оставленной у сарая, быстро взобрался на горящий чердак. Копна охваченного пламенем сена трещала, но я услышал плач девочки, а потом увидел и самого ребенка. Девчушка смотрела на меня испуганным взглядом, в обтрепанных лохмотьях она метнулась к лестнице. А вот вторая девочка, помладше, лежала рядом — тихо и совершенно неподвижно. Не раздумывая, я схватил обеих малышек и, спустившись по лестнице вниз, отнес их в дом. Увы, дома никого не было — ни бабушки, которая обычно за ними присматривала, ни матери. Я спросил старшенькую, не остался ли там, на чердаке, кто-нибудь из взрослых, ведь видел разостланный рядом с горой сена тюфяк. Но ребенок лишь плакал… Залилась плачем и младшая сестренка.

Немного успокоив детей, я выскочил на улицу. Все-таки хотел убедиться, что на чердаке никого нет. Но пламя уже полностью охватило сарай, шифер лопался, разлетаясь вокруг на мелкие кусочки. Тем временем решил побежать на тракторную бригаду местного сельского фермерского хозяйства. Там стояли огромные емкости с водой, заготовленные на период жатвы…

- Пока минут через десять-пятнадцать два трактора подтянули эти емкости к горящему сараю, сбежалось, наверное, полсела, — добавляет Марина, жена Виталия.  — Люди тянули воду из нашего колодца и подавали ведра тем, кто взобрался на крышу строения, расположенного рядом с горящим. Потом прибыли трактористы с бочками. Хорошо, хоть в тот день не было ветра. Ведь огонь мог переброситься и на старый дом Максимчуков, в котором они живут, да и совсем рядом находятся сараи родителей Виталия. Страшное зрелище: огонь полностью охватил набитый сеном чердак сарая, загорелось также и разбросанное внизу на земле просушенное сено. Но сообща людям удалось погасить пожар.

- К приезду пожарного караула из райцентра, а путь в село неблизкий — около тридцати километров, большое пламя люди смогли сбить, — говорит начальник службы государственного пожарного надзора Мурованокуриловецкого района Василий Мерзенюк.  — Мощным стволом воды мы потушили пожар, разобрали сгоревшую конструкцию, чтобы обгоревшие доски побыстрее истлели. Кстати, в Сниткове есть пожарная машина, но ее надо отремонтировать. Местный фермер Виктор Гора как раз этим сейчас занимается…

Сельчане вспоминают, что четыре года назад им уже пришлось тушить огонь в этом же сарае. Тогда костер в нем разложили старшие дети Ольги Максимчук, Саша и Настя. И так же, как и сейчас, находившийся по соседству Виталий вытащил детей из огня. И мать Ольга, и бабушка Анна Федоровна тогда в один голос твердили, что детишки не могли поджечь сарай, и уверяли всех, что замкнуло электропроводку. Впрочем, тогда сарай удалось спасти. Сильно обгорел только растущий рядом с ним ясень. Сейчас же постройка сгорела полностью  — остался лишь остов. А старый ясень почернел еще больше…

«Странный сон мне приснился — будто все мы в хате угорели»

- За несколько дней до пожара Юлька собрала охапку сена и вместе с маленькой Анечкой давай чиркать над ней спичками, — рассказывает мать спасенных девочек Ольга Максимчук.  — Спички я отобрала, объяснила дочкам, что из-за этого баловства может беда случиться. Видно, не дошло. А еще заметила, что малышка любит придвинуть детскую кроватку к шкафу и что-то искать на верхней полке, а ведь там мы обычно оставляем спичечный коробок. Один из коробков она нашла, да так заулыбалась… Я снова отобрала спички, а дочку отругала. На следующий день коробку спичек и вовсе не нашла, пришлось у соседей одалживать. Мне и в голову не пришло, что дочки спрятали от меня спички. Да и сон какой-то странный приснился  — будто все мы в нашей хате угорели… А когда случился пожар, я на току работала.

- В тот день я присматривала за внучками, но как раз в ту минуту решила зайти к соседке, — сокрушается Анна Федоровна, бабушка Юли и Ани.  — Ума не приложу, как малышки вылезли на чердак сарая, как чиркали там этими спичками. Младшенькая Аня, конечно же, не могла такого придумать, да и вообще она тихоня. А вот Юлька — шалунишка, на все способна. Я тоже несколько раз отбирала у нее спички. Только она упрямая… Если бы не Виталий, как знать, чем бы все закончилось. Мы так ему благодарны. Не каждый человек бросится в огонь за детьми! На чердаке мы с мужем заготовили целый прицеп сена для коровы и коз. Детишки ведь молочко любят!

Сгоревшее сено, конечно, не самая большая наша печаль. Не можем успокоиться из-за того, что детей-то у дочери Оли отобрали, а ее саму лишили родительских прав. Представьте, не успела наша дочь вернуться после судебного заседания, где решалась ее судьба, как приехала машина и внучек забрали. А еще раньше, в январе, увезли в Котюжанскую школу-интернат Сашу, Настю и Петю. Самого старшего Олиного сына Ваню воспитывает наш старший сын. Говорят, что мы не уделяли детям должного внимания, что Оля курит и гуляет, кушать детям не готовит. Что условий для их проживания в доме нет — пол земляной, а не дощатый, стены не побелены, осыпаются. Так ведь для хорошего ремонта надо много денег, а где ж их взять?

В селе Ольга Максимчук кому-то проговорилась, что мечтает родить десятерых детей. Причем неважно, если отцы у них окажутся разные. Зато таким образом надеется получить от властей микроавтобус и добротный дом. Теперь же эти мечты не исполнятся. Ольга признается, что не всегда ей хватало времени на детей, не баловала их вкусной едой. Но разве из-за этого забирают детей у матери, недоумевает 34-летняя женщина. Причина, как ей кажется, совсем иная. Позавидовали, что получает на детей хорошие деньги. Так ведь она же их тратила на конфеты, прянички… И старшенького Ваньку баловала: захотел фотоаппарат, приемник — покупала из этих же денег…

«Здесь, в родном Сниткове, хочется помочь всем, прежде чем снова уеду домой в Новгород»

Девочки, слава Богу, живы-здоровы и проходят курс лечения в Мурованокуриловецкой районной больнице. Глядя на этих очаровательных девчушек, хочется гнать от себя печальные мысли о том, что бы с ними могло произойти, если бы вовремя не подоспел на помощь Виталий Григораш. Впрочем, старшая Юля уже точно знает, что баловство со спичками к добру не приводит. Когда кто-то спрашивает ее, где взяла спички и зачем подожгла сено в сарае, она показывает пальчиком на младшую сестренку: «Это Аня!» Крохотная Анечка пока совершенно не понимает, о чем речь, и с еле заметной улыбкой соглашается со всем, что говорит старшая сестра…

- Когда девочек доставили к нам в больницу, в их волосах кишели вши, они были такими грязными, будто жили на мусорнике, — рассказывает исполняющая обязанности районного педиатра Лидия Чернявская.  — Сестрички всего боялись, даже игрушек, сторонились людей. Прошло несколько дней, и теперь это совсем другие дети — ухоженные, чистенькие. Медсестер, которые за ними ухаживают, девочки зовут по именам. Кроме того, у каждой теперь целый гардероб. Красивые платьица и белье им принесли родственники мам, которые лежали со своими малышами в детском отделении. К сожалению, у обеих девочек есть задержка в умственном развитии. Они совершенно не умеют говорить, не знают названий окружающих предметов. Зато очень любят гулять и все время просятся на улицу. Собачку старшенькая Юля, как, впрочем, и ее младшая сестренка, называет «гав», корову — «му», все остальные животные, в том числе и игрушечные, у них «кыци». Нам еще предстоит научить их есть ложкой, самостоятельно держать чашку, ходить в туалет на горшок, а также обучить другим элементарным навыкам. Как-то в одной из газет я читала грустную историю о 12-летней девочке, которую мать все время прятала в сундуке. Ее умственное развитие остановилось на уровне годовалого ребенка. Слава Богу, эти детки еще маленькие, поэтому есть надежда, что опытные педагоги помогут им догнать в развитии сверстников…

В общем, хотелось бы верить, что баловство со спичками станет для Юли и Ани последним воспоминанием о прежней жизни, когда они порой не видели и куска хлеба. Многие односельчане, знающие эту неблагополучную семью, вздохнули с облегчением: наконец-то дети будут накормлены, присмотрены и спички уж точно не окажутся в их руках. Многим в Сниткове запомнилось, как жадно дети ели пирожки и печенье, когда их угощали соседи. Некоторые рассказывают, что никак не могли отучить девчушек от опасного увлечения — зимой они садились на старую ржавую бляху и, как на санках, съезжали с горки, вылетая прямиком на дорогу, где ездят машины. Их родственники на замечания сельчан никак не реагировали…

Сельский голова Сниткова Валентина Моргун замечает, что от воспитательных бесед с матерью детей и их бабушкой никакого проку не было, оттого-то и пришлось их забрать из семьи. История с поджогом сарая стала последней каплей…

А вот Виталий Григораш, кандидатуру которого управление МЧС Украины в Винницкой области представило для участия во Всеукраинской акции «Герой-рятчвник року», не считает свой поступок героическим и уверен, что на его месте каждый помог бы детям. Виталий вместе с женой, двухлетней дочкой Женей и пятимесячным сынишкой Димой приехал в Снитков к родителям в отпуск из Новгорода. За этот месяц столько всяких событий в селе произошло. Как-то прибежала в слезах бабушка, рассказав, что ее восьмилетний внук упал с дерева и его срочно надо везти в больницу — и Виталий повез. Еще как-то знакомый опаздывал на поезд в Жмеринке, а рейс местного автобуса отменили, и тогда Виталий принялся его спасать — подбросил к поезду на своей легковушке. А теперь вот и пожар пришлось тушить.

В России Виталий живет уже три года и так скучает по Сниткову, что все сельчане кажутся ему родными. Наверное, поэтому, когда приезжает в село, хочет помочь здесь всем…