Происшествия

Не обнаружив намеченные для угона машины, банда автомобильных воров попыталась украсть «шкоду»… Киевского уголовного розыска

0:00 — 5 августа 2005 eye 896

Недавно пойманные преступники за несколько месяцев похитили более двух десятков автомобилей «Шкода Октавия» и «Тойота RAV4», благодаря чему в настоящее время эти модели стали самыми угоняемыми в столице

«ФАКТЫ» сообщали весной о банде столичных автоугонщиков, устроивших настоящую охоту на японские внедорожники «Тойота RAV4». Преступники, по всей видимости, получили большой заказ на эту модель автомобиля — только с одной улицы Дмитриевской в Киеве они украли четыре джипа! За «RAV4» наступила очередь «Шкод». Чешские автомобили в какой-то момент стали самыми угоняемыми в столице. Сейчас преступники пойманы. Арестовано еще несколько банд, «работавших» с более простыми автомобилями — ВАЗами и «Дэу». Выследил и повязал угонщиков отдел по борьбе с незаконным завладением автотранспортом управления уголовного розыска ГУ МВД Киева. Рассказать, как действовали преступники, согласился его начальник Владимир Мельников.

«Если до суда вернуть украденную машину и получить расписку, что претензий к тебе пострадавший не имеет, от уголовной ответственности… освобождают!»

- Сейчас поймать банду угонщиков — большая удача?

- Почему большая? Ловим достаточно часто, — рассказывает Владимир Мельников.  — Последнюю группу задержали несколько недель назад. Доказано 18 угонов, но, думаю, украли они намного больше. В основном угонялись «девятки», «десятки», «Ланосы», старенькие «Ауди». Вернули мы 13 автомобилей. Остальные машины крадуны (профессионалы называют ворами лишь «коронованных» преступников.  — Авт. ) успели распилить на запчасти. Практически все пойманные — наркоманы. Шли по улице, увидели машину, сломали замки и поехали.

- Куда поехали?

- Выехали за Киев — поставили в гараж на отстой. Потом находят покупателя в сельской местности: кто берет на разборку, кто переваривает на краденый автомобиль номера со старой сгнившей машины.

- Что, ходят по селу и спрашивают: «Машинку купить не желаете»?

- Зачем же? Они ходят по селам и ищут травку. А в селе полно братьев-наркоманов, которые знают, кому нужна машина. К примеру, в прошлом году мы задержали угонщика, отдававшего автомобили за 300 гривен или пять порций ширки. В основном он крал «Жигули»: отгонял за семьдесят километров от Киева в село, ему выносили пять кубов ширки, и он оставлял машину. Ехал на электричке в город и… снова угонял. Последняя группа была более опытной — сдавала машины по 300-500 американских долларов. Мы уже давно вышли на ее след, но угонщики все время меняли место жительства, спали в машинах. Взяли их тепленькими на базе отдыха, где они отсыпались после очередной кражи. Главарь банды — опытный угонщик — начинал еще много лет назад с краж «девяток». Потом подсел на наркотики. Четыре года назад его поймали, однако при нескольких доказанных угонах… почему-то отпустили. Он продолжил воровать, но стал более умным, изощренным, знал, что его ищут, что мы изъяли в гаражах часть украденных машин, поэтому все время находился в бегах. У него в машине было все необходимое для кочевой жизни — два комплекта одежды, бритвенные станки…

- Но без селян, скупающих у него краденые машины, воровской бизнес долго не прожил бы?

- Не все знали, что машины ворованные. Ведь продавцы могут сказать, что машина нерастаможенная. Или без документов. К тому же многие брали автомобили на запчасти. А скупку краденого еще доказать нужно. Если постоянный скупщик, это сделать легче. Если же человек случайный, необходимы доказательства, что он знал, что машина краденая. Конечно, были и такие покупатели, которые меняли у купленных автомобилей номера. Для этого, кстати, большим профессионалом быть не нужно. Но даже за переварку (изменение) номеров агрегатов автомобиля, согласно Уголовному кодексу, могут дать максимум шесть месяцев. А вообще, за это полагается административное наказание. Другое дело — сам угон: если похищен автомобиль дороже «Запорожца», то срок наказания составляет от 10 до 15 лет!

- Почти как за убийство!

- Но, если автомобиль возвращен до суда и потерпевший претензий не имеет, преступник может быть освобожден от уголовной ответственности. Кстати, таким же образом могут избежать ответственности люди, которые приобрели заведомо краденую машину…

«Из России за пять лет мне удалось возвратить всего два автомобиля»

- А как удалось взять группу профессионалов, угонявших только дорогие автомобили, в том числе джипы «Тойота RAV4»?

- Они работали довольно долго за счет того, что сбывали машины за границу и ни с кем из местной криминальной среды не общались. Предварительно доказано, что угонщики похитили 13 джипов «Тойота RAV4», пять автомобилей «Шкода» и несколько «Фольксваген Пассат». Оборудование у них было высококлассное. Правда, в отличие от группы, задержанной нами в прошлом году (угонявшей из центра города очень дорогие джипы и лимузины.  — Авт. ), эти преступники не использовали сканирование кода сигнализации автомобиля. Сканер — это приборчик, по виду напоминающий пейджер, который позволяет угонщику на расстоянии 15-20 метров от автомобиля «прочитать» код противоугонной системы в тот момент, когда хозяин машины нажимает кнопку на брелке, разблокируя центральный замок. Но на дорогих машинах последних моделей вероятность правильно сосканировать код составляет всего 25 процентов. Поэтому группа работала по-другому. Есть такое устройство — шуруподер. В замок багажника вкручивался шуруп, после чего при помощи устройства выдергивается сердцевина замка. Обученный мальчик тут же на месте выпиливает из пластинок дубликат ключа. Потом замок ставят на место. Хозяин может проездить еще несколько недель, не замечая, что замок поломан. Ведь чаще всего автомобиль открывают с дистанционного пульта. Когда приходит время, преступники открывают машину, залазят в салон, находят блок управления, так называемый иммоблайзер, вынимают его и ставят свой. Теперь остается лишь вставить ключ в замок зажигания, завести машину и уехать. Когда мы задержали группу похитителей «Тойота RAV4», у них еще оставались дубликаты ключей на шесть машин. Как сказал один из угонщиков, «ломать замки — это непрофессиональная работа. Если ты не смог завести машинку, нужно выйти, закрыть замочек и сделать все так, чтобы хозяин не понял, что здесь побывали чужие люди». Чтобы не было проблем с доказательствами, этого «профессионала» с товарищами пришлось брать с поличным. За угонщиками долго следили. Один раз крадуны едва не угнали машину… с нашим сотрудником…

- Как это?!

- Преступников очень интересовали «Шкоды». В одном дворе они присмотрели себе два автомобиля. Мы же, зная об этом, установили там наблюдение. В соседнем дворе для подстраховки поставили свой автомобиль, кстати, тоже марки «Шкода». Пока мы наблюдали за происходящим со стороны, водитель нашей «Шкоды», уставший после многочасового дежурства, откинул сиденье и уснул. Стекла тонированные — снаружи его не видно. Появляются угонщики. Но намеченных автомобилей не находят. Они бродят вокруг, заходят в соседний двор, видят нашу машину и… вдруг начинают ею интересоваться. Один из них даже толкнул «Шкоду» в бок, чтобы проверить, сработает ли сигнализация. Наш водитель проснулся и, испугавшись, завел мотор, собираясь уезжать. Но преступники, ничуть не смутившись, сели в свою машину и начали его преследовать. Видимо, им очень понравился автомобиль. Похоже, именно такой им заказали. «Спокойно, — говорю водителю по рации.  — Не дергайся. Загонишь машину в тупик — там их и возьмем с поличным». Однако во время преследования угонщики с хвоста сорвались. Слишком уж быстро удирал от преступников наш водитель. Но через неделю мы все-таки их взяли вместе с угнанной машиной и всем инструментом.

- Угнанные джипы уходили за границу?

- Сначала их переправляли за город на отстой. Угонщики собирали за несколько дней пару машин, потом садились втроем и гнали в Белоруссию. Границу проходили партизанскими тропами. Позже на машинах перебивались номера, и они становились на учет в Белоруссии. Сейчас мы пытаемся их «вытащить».

- Знаю, вернуть угнанную машину в Украину достаточно сложно.

- В течение пяти лет лично я вернул из России только две машины. Шанс вернуть автомобиль на родину есть лишь на стадии его регистрации, когда местные правоохранители начинают сомневаться в честности его происхождения и присылают к нам запрос. Обычно же российские или белорусские суды оставляют автомобиль новым хозяевам, так как они являются «добросовестными покупателями». У нас сейчас тоже такие законы. Хотя по международному праву вещь, угнанная где-либо, возвращается к ее первичному владельцу…

«У одного иностранца пропадает в Украине уже четвертый новенький автомобиль»

- В последнее время развелось много псевдоугонов, когда пропадают недавно застрахованные машины.

- В Москве за сутки угоняют от 30 до 50 машин. Из них на следующие сутки выплывает в Украине как минимум одна треть. Многие попадают к нам и до того, как были заявлены в угон. Но доказать, что владелец автомобиля продал его, а потом принес в милицию заявление, будто бы машина пропала, довольно сложно. Можно лишь подозревать. К примеру, один гражданин Германии регулярно покупает у себя дома новенькие автомобили, страхует их, привозит в Украину. И здесь машины угоняют. У несчастного пропало уже четыре автомобиля! Но правда иногда все-таки выходит наружу. Не так давно гражданин США, приехавший в Украину, попросил своего товарища продать на разборку его автомобиль «БМВ» пятой серии. Информация об этом поступила к нам и вызвала определенные подозрения. Зачем сдавать на разборку целый автомобиль? Но через две недели американец подал заявление, что автомобиль угнан. Теперь этим делом занимается прокуратура.

- Часто говорят, что на СТО работают наводчики, помогающие крадунам узнавать, какая противоугонная система стоит на машине…

- Да, ходят такие слухи. Но это все неправда. Зачем наводить? Достаточно пройти по дворам элитных центральных районов. Люди покупают очень дорогие машины, а на охрану денег жалеют. Думают, что бабушка-консьержка будет всю ночь следить за их «мерседесами». Ведь в последнее время днем машины практически не угоняют. Профессионалы работают по ночам. Днем украдут разве что старый «Жигуль». Вышел человек из зоны и решил прокатиться.

- Попадаются машины, за которыми начинается охота?

- Сейчас не 90-е годы, когда за новыми «девятками» буквально охотились. У ворот автосалонов стояло по две машины с преступниками  — угонщики выстраивались за покупателями в очередь. Сейчас угоняют в пять-шесть раз меньше. Но курьезные случаи бывают. Помню, среди автомобилей, угнанных одной группой, попался «БМВ» третьей серии — дряхлый и абсолютно никому не нужный. Спрашиваю: зачем ты ее угнал? И угонщик, работавший одно время на СТО, рассказал. Понимаешь, говорит, я красил на станции машины. И несколько капель краски попали на этот несчастный «БМВ». Хозяин попался вредный: ты мне, говорит, должен триста долларов. Он мне так надоел, что я эту машину угнал…