Обладатель трех дипломов книги рекордов Украины Роман Мартынюк вместе со своим напарником Сергеем Петровским за 56 дней проехал на отечественном мотоцикле «Днепр» 15070 километров по десяти странам Тернопольчанин Роман Мартынюк уже дважды попадал в Книгу рекордов Украины. Он первым из мотоциклистов въехал на вершину Говерлы, за 80 дней совершил кругосветное путешествие. И вот новое достижение: вместе с львовянином Сергеем Петровским Мартынюк на отечественном мотоцикле «Днепр-16» за 56 дней преодолел 15070 километров по территории десяти стран. Мы публикуем фрагменты путевых заметок, которые Роман вел на протяжении своего путешествия.
Найти журналиста и напарника по путешествию удалось лишь с третьей попытки. Сергей Петровский — мастер спорта по прыжкам в воду, парашютист, автостопом прошел всю Европу, профессиональный фотограф и оператор — согласился при условии, что возьмет с собой параплан. Сергей хотел отснять движущийся мотоцикл с высоты полета. Уговаривать меня не пришлось. И вот мы мчимся на мотоцикле «Днепр-16», только что сошедшем с конвейера Киевского мотоциклетного завода (КМЗ)
Ну и нагрузились! Ведро запчастей, ведро инструмента, парашют, видео- и фотоаппаратура, одежда, продукты, палатка, две канистры Посчитали: с бензином и водой 170 килограммов груза, да нас двое по 70 кг, да мотоцикл с коляской Все вместе 700 кг! Это уже не мотоцикл, а «Жигули» какие-то! Вспомнили, как в мультфильме крокодил Гена взял на руки Чебурашку, а тот чемоданы, рассмеялись и решили назвать мотоцикл «Геной»
Въезжаем в Гагры. Был здесь 23 года назад. С ужасом вижу сожженные дворцы, надвое разрубленные пальмы, памятник без головы Где мы? Это не сон? Сергей поспешно вытаскивает камеру и фотоаппарат. Подходит женщина: «Откуда вы?» Говорим: из Украины, Сергей из Львова, я из Тернополя. Женщина убегает, а через минуту на нас движется разъяренная толпа с возгласами: «Что тут снимать! Пошли вон, бандеры. Мы вызываем милицию!» Я от волнения не попадаю пальцем на кнопку стартера Полчаса едем без остановки, молча. На перевале перед Сухуми Серега говорит: «Не останавливайся, я попробую все снять на ходу». Видно, что в центре города работают кафе, лотки, киоски. Мы, осмелев, делаем несколько фотографий
В километрах тридцати от Сухуми, останавливаемся, чтобы размяться, и замечаем у обочины дороги красные флажки. Серега как заорет: «Мины!» Я вижу, как он движется в сторону дороги, замирает на одной ноге в позе ласточки, издавая протяжное: «А-а-а!» Потом находит равновесие, еще два прыжка — и он на дороге. Оттуда кричит: «Помнишь, как шел? Так и возвращайся!» Но меня как заклинило. Серега что-то кричит, советует, а я стою и молчу. Вдруг что-то внутри дрогнуло, и я, как заяц, бросился к дороге. Вскочил на мотоцикл, и мы помчались. Лишь проехав метров двести, остановились и долго хохотали — то ли от радости, то ли от страха
Умудрившись беспрепятственно пройти блокпосты, проехали почти всю Абхазию. Я не выдержал и на очередном блокпосту спросил: «А где Грузия?» Что тут началось! Нас арестовали, вызвали по рации местного кагэбэшника, потом повезли вместе с мотоциклом в город Гали — то ли в тюрьму, то ли в комендатуру. Везде мешки с песком и колючая проволока. Сергея оставили во дворе возле мотоцикла, а меня отвели в кабинет с решеткой на окне. Деревянная табуретка, кафельный пол, на стене портрет Дзержинского, на столе вместо пепельницы гильза с окурками. Как в кино, но не смешно! Целый час я, как попугай, твердил о мотопробеге, о маршрутном листе с печатью Федерации спортивного туризма Украины, о том, как попал в Абхазию. Спас ситуацию звонок в Сухуми: у нас было письмо к вице-премьеру Абхазии от руководства КМЗ
На границе с Грузией нас уже ждали. Нет, не пограничники и не таможенники — военные, ведь это не граница, а линия фронта с остановленными боевыми действиями. Офицер миротворческих российских войск (кстати, тоже родом из Тернополя) сказал, что у нас есть шанс проехать линию фронта — грузины не должны стрелять. Мы двигались по мосту через реку Ингури и вдруг увидели, как с той стороны прямо на нас смотрит зенитный пулемет. Прижались к перилам моста и со скоростью три километра в час доехали до берега. Нас встретил солдат: «Вы кто?» Отвечаем: туристы. Солдат зашелся в смехе. В это время его напарник вытащил ленту из пулемета. Смех парня нас немного успокоил, и мы сказали: «Мы украинцы, мы с вами друзья, нам визы не нужны». Не переставая смеяться, солдат махнул рукой: мол, езжайте. Так мы оказались на грузинской земле
На дороге Батуми-Тбилиси попадаем в страшный ливень. Найдя автобусную остановку, разбиваем палатку, чтобы переночевать. Около полуночи подъезжает милицейская машина с мигалками. Проверив наши документы, милиционеры предлагают ехать до Поти и остановиться в гостинице. Мы отказываемся. Тогда они говорят: «Спите, спите. Мы будем охранять вас до утра. Бандитов нет, но «па-аца-аны» могут обидеть». Что за чудеса? Милиционеры поясняют: «ГАИ сейчас нет, мы патрульные. Если обидят иностранцев на нашем участке — у нас могут быть неприятности»
В Батуми нас поселили в лучшем номере лучшей гостиницы города. Мы же начали сушить промокшие вещи — развернуть парашют в номере оказалось не так просто. Вечером нас ждали на банкете. В старой крепости, над городом, в ресторане был накрыт стол — множество необыкновенных блюд и сортов вин. На следующий день нас повезли сперва в мечеть на встречу с муллой, потом в церковь, где проходил обряд крещения, на границу с Турцией, в старую крепость, а после обеда — на местное телевидение. Умеют в Грузии принимать гостей
Бедность и разруха, которые царят в грузинских Озургети, Вани, Багдати удручающие. Дорога не ремонтировалась с 1990 года, но хуже всего для нас то, что почти нет заправок, а 76-го бензина — и вовсе. Интересуемся, почему. А в ответ: «Что мы, бедные, чтобы ездить на газолине?.. »
Перевал, где проходит граница с Арменией, на высоте 2100 метров. Это место называют армянской Сибирью: зимой здесь до -35 градусов, летом +15 и ветрено. Спускаемся вниз. Вот это дорога! Как в Австрии, лучше не бывает! Начали искать место для ночлега. На заброшенном заводе нас встретил сторож лет 50-ти, довольно крепкий мужчина. Он любезно предложил расположиться у него в сторожке, принес из дому целый кулек сосисок, помидоры, хлеб. За ужином пошел разговор «за жизнь». Оказалось, он родился и жил в Ливане, в Армению приехал воевать против азербайджанцев, да так и остался. Мы смотрели его альбом с фотографиями, а он рассуждал о победе в войне, о новых территориях. Я спросил: «Зачем вам новые земли? Ведь и на этой вас почти не осталось, все уехали кто куда?» Он смутился, говорит: «Знаете, Армения когда-то была от моря до моря Я не уезжаю, войну жду »
Утром отправились в Гюмри, бывший Ленинакан. В центре — развалины Следующий Спитак, пострадавший в 1988 году от землетрясения. Город почти полностью отстроен. А вот кладбище нас потрясло. Оно больше города! Зато дороги лучшие в СНГ
Пересечь границу Армении с Азербайджаном не удалось, пришлось возвращаться в Грузию. Побывали в Тбилиси, оттуда направились к границе. Азербайджан встретил пыльной, строящейся дорогой, зато дешевым бензином. Добрались до Баку, прямо в порту разбили палатку — завтра паром на Актау. Утром нас разбудил чей-то крик: «Касса, касса, касса » Мы выскочили из палатки. Перед нами стоял молодой парень в кирзовых ботинках на босу ногу и широченных штанах — как оказалось, дворник. Он что-то пытался объяснить, но, кроме слова «касса», на русском ничего сказать не мог. Наконец мы догадались, что надо идти в кассу за билетом на паром, а за это сообщение парень требует гонорар. Сошлись на банке рыбных консервов. Это происходило на виду у всего порта, так что сотрудники других служб тоже стали намекать: «Касса, касса, касса». Я не выдержал, говорю таможеннику: «Денег не дам!» А он в ответ: «Дворнику же дали»
В Казахстане на таможне два часа никто не хотел принимать наши декларации. Я вспомнил Баку и откровенно сказал таможеннику: «Взятки не будет». Он также откровенно ответил: «Уедете через сутки». Делать нечего — в двух метрах от входа в таможню разбиваем палатку. Боевое развертывание лагеря провели, как разведчики,- тихо и за две минуты. Первым нас заметил начальник таможни — через полчаса все документы были готовы
По пустыне мы ехали со скоростью 75 километров в час. К полудню температура поднялась до 42 градусов, но встречный ветер не давал мотоциклу перегреться. От Актау до Форт-Шевченко 120 км асфальта. Наша цель — музей Тараса Шевченко. К вечеру побывали везде, даже искупались в Каспии
Доехали до границы с Узбекистаном. Опять намеки на деньги. Мы на всю таможню орем: «Взяток не даем, у нас лишних денег нет!» В ответ: «А кто вам говорил про взятку? Надо платить 40 у. е. за экологию, спроси у любого, все платят» Но как только Сергей вытащил камеру, сумма снизилась до 9 у. е
Утром Сергей разбудил меня, сказав, что его что-то укусило — через деньги в заднем кармане джинсов. (Сейчас мы думаем, что это был скорпион. На месте укуса осталось красное пятно, оно не сошло до сих пор. ) Поехали дальше, Серегин цифровой термометр в тени показывает +46. Горячий ветер не охлаждает, наоборот. Нашли полуразрушенный дом, хотели поспать, да невозможно жарко. Только к вечеру температура упала до +40
Памир! Жары нет! Ночью доехали до границы с Таджикистаном. Лучше таджикских пограничников мы не встречали. На каждую копейку выдали квитанцию, все быстро и вежливо. В Душанбе купили лепешку. Вкуснее в жизни ничего не ел! Все продукты втрое дешевле, чем в Украине
Видим такую картину: трое детей раскачиваются на стволе подбитого танка Т-72, как на качелях. Рядом еще две искореженные войной машины. Пока Серега отснял детей, я нашел болты, нужные для ремонта «Гены». Такие подбитые танки мы по дороге встречали десятками
В Хороге заезжаем на рынок. Без стеснения торгуют наркотой, цены высокие, нищета. В центре останавливает милиция, требует деньги До Оша заправок нет, а это 750 км, поэтому вместо воды набираем в бутылки бензин
Акбайтал! Мы на самом высоком перевале бывшего Союза! Высота 4655 метров. У Сергея замерз фотоаппарат. Отогрев его под курткой, делает снимки. Нашей радости нет предела
В Узгене решили на день остановиться в гостинице. Цена — 1,5 у. е. за двоих. В гостинице, кроме нас, постояльцев нет, зато полно обслуги, сплошь одни женщины. Нам бы постираться, говорим. В ответ: «Постираем вас, милые » Мы собрали вещи, поставили в коридоре и ушли в город. Вечером увидели, что наша стирка не тронута. Спрашиваем: «Когда постираете?» Улыбаются в ответ. Через час стук в дверь: «Вам ничего не надо?» Говорим, да нет, спасибо. Вскоре опять стучат В конце концов мы закрыли дверь на табуретку и больше на вопросы не отвечали. Только ночью поняли, куда мы попали. Со всех сторон до нас доносились скрип кроватей и стоны клиентов
Мы на Тянь-Шане. В Крыму не было ветра, на Кавказе облачно и дожди, на Памире ураганный ветер, но здесь мы обязательно полетим! Разложили параплан, Сергей приготовил все для видеосъемки, я по серпантину съехал вниз метров 300. Связались по рации и начали синхронно двигаться — я поехал, Сергей полетел. Он старался спускаться параллельно мотоциклу, потом я начал отставать. Но те несколько минут синхронного движения не забудутся никогда
Бишкек. На одном из светофоров возле нас остановились несколько мотоциклов. «Вы откуда?» — «Из Украины!» Подружились мы за одну секунду, без слов и представлений, застолья и подарков Через минуту все ехали одной колонной, одной дорогой, с единой целью Один из парней, Григорий, взялся нас приютить и подкрутить гайки на нашем мотоцикле, его мать приготовила украинский борщ. Григорий сказал, что читает журнал «Мото», и мы заочно знакомы. Мне было очень приятно. На другой день ребята устроили нам просто королевский прием в рок-клубе «Цеппелин». Вечеринка удалась на славу. По ночному Бишкеку нас провожал весь клуб
Проехали российскую границу, а домой не пускают, говорят: «Покупайте страховку». Но денег нет — на оставшиеся наличные рубли закупили бензин. Все деньги на карточке, банкомата нет. Пришлось возвращаться в Россию, снимать там деньги и покупать страховку