Завтра открывается охотничий сезон. О необычных случаях и самых удачных трофеях вспоминает организатор охотничьего туризма для иностранцев в Украине Никита Кальченко
Настоящие охотники сегодня уже до блеска натирают ружья и внедорожники, пакуют рюкзаки и собираются в организованные группы. Чтобы после обеда ничто не могло омрачить торжественный выезд их кавалькады на природу. А после утренней зорьки за накрытым столом и сложенными в холодке трофеями вспоминают всевозможные были и небылицы из охотничьей жизни. Именно о таких случаях корреспонденту «ФАКТОВ» поведал охотник с 30-летним стажем Никита Кальченко.
- Самая невероятная история случилась на моих глазах на открытии охоты лет двадцать назад, — с азартом говорит Никита Кальченко. — Мы вернулись из плавней Каневского водохранилища к месту стоянки. Импровизированный стол ломился: были и помидоры с малосольными огурчиками, и копченая колбаса с сыром, естественно, холодная водочка. Когда выпили по сто грамм, мой товарищ Владимир Валентинович говорит: «Да я на любой высоте сниму утку!» «И во-о-н тех снимешь?» — подначиваем мы его, показывая на уток в поднебесье.
Володя берет свою рядовую двустволку, заряжает патроны, почти не глядя — бах! бах! — стреляет и принимается за горячую шурпу. Это густой суп из утки с пшеном. Мы от души хохочем, даже наверх не смотрим. Как вдруг летит что-то черное, падает прямо в миску с едой, а горячая каша выплескивается меткому стрелку на живот. Попасть в чирка на такой высоте можно лишь раз из ста тысяч выстрелов!
- Я-то вам верю, хотя больше похоже на анекдот.
- Вторая хохма. Охотится мужик с собакой на зайца. Вдруг выскакивает беляк, пес — за ним. Заяц бежал-бежал, а потом взмыл вверх и полетел. Охотник опускает ружье и с укором смотрит на собаку. А та: «А я тут при чем? Сама обалдела».
- Как вам пришла идея пригласить на охоту в Украину богатеньких буратино?
- В 1988 году на республиканской выставке охотничьих трофеев в Киеве я занял два первых места с двумя неплохими трофеями — добытыми рогами лося и шкурой волка. Подумал: почему бы не предложить европейским фирмам организовывать охотничьи туры в Украину? На мои письма с фотографиями крупных копытных откликнулась только австрийская фирма «Мистраль». Я отправил им карту Украины с 28 охотничьими хозяйствами — от Черновицкой области до островов Джарылгач в Черном море и Бирючий в Азовском. После этого и началось наше сотрудничество.
- Приезжие миллионеры оказались привередливыми?
- Миллионеры — нет, чего не скажешь о среднем классе. Те трофеев вывозили немного, а мою кровь пили хорошенько. В большинстве случаев среднестатистический европеец хочет не охотиться, а отдохнуть у нас за столом. Приезжают обычно группой из десяти человек, что, естественно, дешевле индивидуальных туров, и каждый требует по оленю. Но кошмар состоит в том, что такие горе-охотники хотят добыть трофеи в одном месте, так сказать, на глазах друг у друга. А у нас, как и во всем мире, существует лимит отстрела дичи.
- Индивидуальный тур во сколько обходится?
- От 10 тысяч евро и выше, в зависимости от оговоренного трофея. Денежным критерием является вес рогов. Чтобы не подвести фирму и удовлетворить клиента, я предварительно должен обзвонить охотхозяйства и уточнить, есть ли у них нужный зверь.
Самым большим трофеем организованного мной тура на копытных стали оленьи рога, добытые в Богуславском охотхозяйстве на Киевщине и весившие 14 килограммов. Леса Богуслава не такие хвойные, как на севере или западе Украины, а в более лиственных рога зверя очень красивы. За пару таких трофеев (второй оказался чуть меньше — 13 килограммов) немец перечислил фирме около 28 тысяч марок.
- Чем же так привлекает иностранцев охота в Украине?
- Потому что за границей парковые леса, то есть очищенные, без подлеска. В них можно, стоя на одном месте и повернувшись на 360 градусов, просмотреть территорию на 500-800 метров. А у нас девственная природа — будешь стоять в 50 метрах от зверя и ничего не увидишь и не услышишь. Доза адреналина в крови охотника из-за этого увеличивается многократно.
- По-моему, украинский адреналин иностранец может получить уже от езды по проселочному автобану.
- Вообще-то, впервые приехавшему к нам европейцу не до оценки качества езды. Им может быть просто страшно за свою жизнь. Как-то я встречал во львовском аэропорту французского миллионера Жильбера, который приехал охотиться на зубра в Буковинском хозяйстве. А это 300 километров от Львова. Поэтому я был на нашем обычном рафике — как известно, дороги у нас не французские! За окном машины было темно, человеку неизвестно, куда его везут, и он полтора часа напряженно молчал.
Чтобы разрядить обстановку, я попросил у Жильбера паспорт. Француз посмотрел на меня, как на ненормального: зачем ночью в машине нужен паспорт? Но я отдал ему свой и показал одинаковые даты рождения: 20 октября 1954 года. Тогда миллионер расцвел, перестал напрягаться. А полный восторг наступил после того, как мы взяли зубра — такого зверя во Франции вообще нет. Зубр водится только в Украине, Белоруссии, Польше, Чехии и Словакии. К тому же добытый нами самец весил 800 килограммов и размах его рогов был около 80 сантиметров.
- Чтобы уложить такого зверя, не всякое оружие подойдет.
- Обычно иностранцы приезжают к нам охотиться на копытных с трехзарядным карабином 375-го калибра. Это так называемый африканский калибр. Естественно, с оптическим прицелом.
- Ну с оптикой легче легкого стрелять!
- Нет, оптический прицел облегчает попадание только в стоячего зверя, а по бегущему стрелять очень сложно. Иногда из-за оптики охотник может даже травму получить. Был у меня такой случай. Организовал я охоту на зубра в Сосновском хозяйстве Черниговской области для немецкого миллионера Тони. Встречая гостя в «Борисполе», при регистрации обратил внимание на его портмоне с десятком кредитных карточек. Большинство платиновых, на каждой из которых лежит свыше ста тысяч долларов, и только одна золотая — это, так сказать, на проезд в общественном транспорте. Мужичок имел весьма успешный вид: розовощекий, кругленький и чуть ли не в смокинге.
- Через пару дней Тони мне позвонил, — продолжает мой собеседник, — хотя его пребывание в Украине было рассчитано на неделю: «Ник, мне надо срочно улететь. Я себя неважно чувствую. Буду в аэропорту через два часа». Бросил все свои дела и помчался в «Борисполь». Только успел перезаказать рейс на «Люфтганзу», как в дверях появился Тони. Я его даже не узнал! С двумя огромными синяками. Лицо такое затекшее, как будто он голову засунул в улей и его покусали пчелы. «В чем дело? Что произошло?» — атакую клиента вопросами.
Оказывается, Тони приехал с новым карабином, который не подходил ему по размеру. Отдачу уже упоминавшегося 375-го калибра может выдержать человек с весом не менее 100 килограммов. А мой миллионер весил 70. К тому же, прицеливаясь, он близко поднес оптический прицел к глазу, и при отдаче ему разбило бровь. Но зубра он все-таки завалил.
Огромный зверь дернулся и, пробежав, как мы говорим, в запарке, всего 50 метров, упал. В эйфории и клиент вместе с егерями побежал за зверем и по дороге наткнулся вторым глазом на ствол своего карабина. Вот что значит торопыга
На мои уверения, что фирма компенсирует клиенту полученные травмы, немец ответил: «Это моя вина. А ты организовал мне то, что я просил, — зубра на золотую медаль».
- Не жаль такого зубра-красавца?
- Во-первых, тогда в Сосновке находилось стадо из 140 зубров и телят. Весь Носовский район изнемогал от их нашествия. Такое стадо способно вытоптать озимые до корня. Мы прошли по снегу глубиной до колена, под которым чернела выбитая земля и поникшие озимые.
Во-вторых, при переизбытке старых самцов охотхозяйству выгоднее продать древнего зубра, который, в принципе, никому не нужен. После 22 лет такой зверь репродуктивной функцией не обладает и стадо его просто выталкивает. Обычно старые самцы плетутся сзади.
Как-то мне пришлось достреливать такого зубра-одиночку. Вообще, я имел право стрелять в животное только тогда, когда оно бросается на клиента. Но в этот раз немец Зигурт, владелец крупной юридической фирмы, не уложил зверя с первого выстрела (попал не в убойное место) и еще дважды промахнулся. После чего повернулся ко мне и сообщил: «Никс мунишен» (нет патронов). — «А где они?» — «Остались в машине». Машина стояла у подножия горы за пять километров! Я прицелился и попал рядом с его пулей, но в пяти сантиметрах, чего оказалось достаточно для смертельного выстрела.
Между прочим, за нашей охотой наблюдали шесть чиновников: главный охотовед Винницкой области, главный санэпидврач, главный зоолог, главный эколог области и так далее. Как они были счастливы, что 15-летний зубр оказался выбраковкой! То есть у него не было, извините, одного яйца. А за его рога Зигурд заплатил около 15 тысяч еще немецких марок.
- А вы умеете готовить деликатесы из дичи?
- Пожалуйста: печень по-альпийски, рецепт которой мне рассказал владелец ресторанчика в австрийских Альпах. Печень оленя разрезается на пласты, из которых делается тонкая домашняя лапша и слегка обжаривается на сковороде. Когда печень чуть выпустила кровь, к ней добавляется лук, обжаренный до золотистого цвета на второй сковороде. Все содержимое тут же заливается на три четверти объема сухим красным вином и ставится на сильный огонь, где кипит три-пять минут. Выкладывается на блюдо и подается на стол, на котором уже должно стоять горячее картофельное пюре. Печень по-альпийски разметается мгновенно, в каких бы количествах ее ни приготовили.