Происшествия

Попавшись на воровстве, 14-летняя девочка убила соседку, а затем несколько дней «помогала» милиции искать «убийцу» — бомжа

0:00 — 17 августа 2005 eye 358

Только так может объяснить преступление, произошедшее в одном из сел Николаевской области, дочь избитой до смерти 83-летней женщины В один из душных летних вечеров в райотдел милиции позвонили. Взволнованный детский голосок сообщил о том, что в одном из сел обнаружен труп пожилой женщины. В село тотчас же поспешила следственно-оперативная группа. Поначалу сыщики и подумать не могли, что девочка-подросток окажется не только единственной свидетельницей, но и главной подозреваемой.

«Подозрительный бомж скрылся вон в том направлении», — сообщила сыщикам Аня

- Когда мои подчиненные, осмотрев тело погибшей, доложили, что есть признаки насильственной смерти, по тревоге было поднято все наше подразделение, — рассказывает подполковник милиции Сергей Павлов, начальник районного отдела управления внутренних дел.  — В село прибыли сотрудники Николаевской областной прокуратуры и руководство областного управления внутренних дел.

Для грабителей и хулиганов старики — легкая добыча, а 83-летняя Дарья Гавриловна и подавно: худенькая, хрупкая, ходила с большим трудом, опираясь на две палочки. Да к тому же жила одиноко в ветхом домике.

- Когда мы прибыли на место преступления, по селу уже прокатилась страшная новость, — вспоминает заместитель начальника райотдела управления внутренних дел Игорь Паламарчук.  — Ко двору покойной стал сходиться народ, старушки, которые живут поблизости, оплакивали свою подругу. Чтобы не терять время, мы пошли по дворам, ведь еще час-два — и хаты запрут, потом не достучишься.

Правоохранители установили, что пенсионерка скончалась от многочисленных ударов разными тяжелыми предметами. До полуночи милиционеры с фонарями прочесывали окрестности и к утру в кустах напротив дома убитой нашли окровавленный кусок металлической трубы и тряпку — видимо, убийца вытирал ею кровь.

- Огород покойной вплотную подходит к трассе Киев-Одесса, — говорит Сергей Павлов, — поэтому мы не исключали, что преступник не местный.

А вскоре появилась еще одна версия. Старушку убили, когда она, набрав воды в колодце, возвращалась домой. Вода разлилась, и на мокрой земле остался четкий след босой ноги. От местных жителей милиционеры узнали, что в день убийства в селе был бомж, который ходил босиком…

- Рядом с нами все время крутилась соседская девочка Аня, это она обнаружила тело, — вспоминает Сергей Павлов.  — Девчонка говорила, что около семи часов вечера вышла во двор и заметила бабушку, лежащую неподалеку от колодца. Подбежала к ней, увидела кровь и стала звать на помощь. В это время пастухи гнали коров с пастбища и первыми поспешили на крик. Потом девочка позвонила в милицию: «Я обнаружила труп 83-летней соседки! Там кровь, скорее приезжайте!»

Кстати, Аня подтвердила, что за несколько часов до этого видела бомжа, который босиком шел по улице. «Он скрылся вон в том направлении», — показала девочка. Внимательно просмотрев милицейскую картотеку, девочка указала на одного из бездомных — и сыщики отправились в близлежащие села… Полтора десятка патрульных машин стали прочесывать округу, милиционеры опросили тысячи людей. В конце концов бомжа удалось найти, но выяснилось, что в то время, когда было совершено убийство, он находился в другом месте.

«Это тетя Шура убила Гавриловну, я боялась говорить, потому что она мне пригрозила»

- Есть в селе семейная пара, которая, мягко говоря, не пользуется уважением земляков, — продолжает Игорь Паламарчук.  — Многие видели, как эти двое в день убийства околачивались возле дома пенсионерки. Кто-то даже утверждал, будто они прятались в кустах неподалеку. Кстати, женщина часто ходит по селу босиком. Когда мы стали отрабатывать эту версию и снова обратились к нашей главной свидетельнице, Ане, девчушка расплакалась: «Да, Гавриловну убила тетя Шура. Я боялась вам говорить, потому что она мне пригрозила». Но вскоре стало ясно: пятидесятилетняя женщина, на которую указала Аня, невиновна. Сельчанка и ее сожитель в тот злополучный день воровали у бабки вишни, потому и прятались. Казалось странным еще и то, что из дома покойной ничего не пропало. Доллары, которые Дарье Гавриловне дали дети на покупку угля, и несколько тысяч гривен — бабушкины сбережения — лежали на месте. Ограбление не было мотивом убийства.

- Ко дню похорон мы уже знали, кто именно убил пенсионерку, но просто не могли в это поверить, — добавляет Сергей Павлов.  — Чтобы не допустить роковой ошибки, наши подразделения проверяли все вчерашние версии, хоть в этом уже не было необходимости. Все равно пришли к одному выводу: ужасное убийство совершила… сама девочка! Обычно мы рады, когда раскрываем преступление, а тут… Люди недоумевают: «Как такое могло произойти?»

Парочку, которая воровала вишни и попала под подозрение, решено было еще сутки подержать за решеткой, чтобы не спугнуть девчушку: пусть Аня думает, что ей верят. Но в день похорон убитой сотрудники милиции все-таки забрали девочку в отделение. Там она в присутствии мамы рассказала, как все случилось. По словам Ани, соседка несправедливо обвинила ее в том, что она воровала огурцы с грядок. В порыве ярости девочка набросилась на пенсионерку и ударила палкой… Когда женщина упала, Аня стала бить ее камнем, потом куском трубы. Девочка рассказала: у нее в шкафу лежат окровавленные спортивные брючки и футболка, в которых она была в тот день. Одежда, развешенная на веревке во дворе, могла привлечь внимание, поэтому школьница решила, что постирает ее позже.

Перед милиционерами возникла проблема: как поехать изымать вещи, чтобы не встретиться с похоронной процессией? Ведь люди, узнав правду, могли учинить самосуд над девочкой. Пришлось расставить посты, чтобы отслеживать путь процессии, менять машины и прятаться.

С самого начала некоторые детали в показаниях Ани настораживали сыщиков.

- Когда мы еще не нашли ни одного орудия убийства, — вспоминает Игорь Паламарчук, — и предполагали, что со старушкой расправился бомж, не исключали: он мог унести палку либо кусок трубы с собой. И тут Аня, которая постоянно крутилась рядом и слушала наши разговоры, сообщила: «Во дворе у бабушки Даши лежал булыжник, а сейчас его там нет. Кто-то бросил этот камень в ванну с водой, что стоит во дворе». Булыжник достали, и эксперты действительно обнаружили на нем волоски и частицы кожи жертвы. Как мог ребенок, впервые так близко столкнувшийся со смертью и потрясенный ею, обратить внимание на то, что какой-то предмет лежит не на месте? Вначале на эту деталь мы махнули рукой, а потом поняли: девочка старается постоянно находиться рядом. Так легче направлять нас по ложному следу. На поиски одного только бомжа райотдел милиции истратил столько денег, что хватило бы на пару месяцев работы всего личного состава! Но как Аня ни хитрила, обмануть профессионалов она все же не смогла.

«Только палачи в гестаповских застенках были такими жестокими!»

Уже полтора месяца Аня находится в изоляторе временного содержания. Мне удалось встретиться с ее мамой, Тамарой.

- Дарья Гавриловна была мне как мать, — вытирает слезы женщина.  — Я очень любила соседку. До сих пор не верю, что моя дочь — убийца! Ведь чтобы убить человека, нужно замучить кошку или отрубить голову курице. А в моей дочке нет жестокости! Аня — обычный домашний ребенок! Хорошо училась, каждое лето я отправляла ее куда-нибудь в лагерь, дочка и в «Артеке» отдыхала. Никто никогда плохого слова об Ане не сказал. Она любит вязать, смотреть сериалы… Ну почему все это произошло?!

Я узнала, что Тамара работает в райцентре на руководящей должности, дочку и младшего сынишку воспитывает одна.

- У Анечки было все, что нужно, но деньги на карманные расходы я давала ей редко, — продолжает Тамара.  — С этим было связано несколько неприятных инцидентов: Аня воровала из кошелька Дарьи Гавриловны то две гривни, то пять. Бабушка пожаловалась, я пристыдила дочку, и она извинилась. Это не испортило наших с соседкой дружеских отношений. А эта история об огурцах! Зачем дочке чужие, ведь у нас своих девать некуда! Да и не стала бы Гавриловна скандалить, она была добрейшим человеком. Создается впечатление, будто кто-то снимает глупый триллер и нам в нем дали роли…

Следователь районной прокуратуры позволил мне поговорить с Аней. Когда я увидела хорошенькую девочку, похожую на ангела, поняла, почему милиционеры не могли поверить, что она преступница. Все вопросы, на которые я хотела получить ответ, моментально вылетели из головы… Когда девочка поняла, чего от нее хотят, она заговорила сама.

- Да, это я сделала, — прошептала Аня, размазывая по щекам слезы. И повторила все то, что я уже слышала от ее мамы и следователя.

ЙДочь убитой Лидия Ивановна считает, что эта история об огурцах и внезапной вспышке гнева — выдумка.

- Что произошло между мамой и соседской девчонкой, было известно только им двоим, — говорит она.  — Мама эту тайну унесла с собой в могилу, Анна и подавно не расскажет. Когда мы готовили поминальный обед, она тоже тут крутилась. Помню, ее попросили что-то принести из летней кухни. Знаете, что девчонка ответила? «Я туда боюсь идти!» Белый день, кругом полно людей! Значит, главные события в день убийства разворачивались не во дворе, где нашли тело, а в кухоньке. Мама там деньги прятала. Думаю, она увидела Аню, когда та пыталась их украсть. Девчонку ведь не крупные суммы интересовали, а пара-тройка гривен из старушечьих заначек, чтоб не так заметно было. Тем более ей не впервой… Пойманная на горячем, Аня, очевидно, выхватила одну из маминых палок и стала ее избивать… У покойной было все лицо синее, голова разбита, кусок оторванного уха так и не нашли, глубокая рана на руке. Только палачи в гестаповских застенках были такими жестокими!

Теперь 14-летнюю Аню ждет суд. Если ее признают виновной, девочку ждет совсем не детское наказание. Милиционеры говорят, что она уже свыклась со своим положением и даже не просится к маме. Взахлеб читает детективные романы. «Может, когда-то сама начнет их писатьЙ» — пожимают плечами сотрудники правоохранительных органов.

- А все-таки отпечаток чьей ноги остался на месте, где нашли труп? — напоследок задаю вопрос милиционерам.

- Стыдно сказать, — вздыхают они.  — Одного из сельских пастухов, которых позвала Аня.

P. S. Имена некоторых участников событий изменены.