Происшествия

Уникальное здание анатомического театра, в котором практиковался студент-медик михаил булгаков, нуждается в срочном ремонте

0:00 — 18 августа 2005 eye 443

Фундамент Национального музея медицины подтоплен, крыша протекает, а 80 процентов стен поражены грибком Здание в Киеве по улице Фундуклеевской (ныне Богдана Хмельницкого), где расположен Национальный музей медицины, построено в 1853 году. Это памятник архитектуры наивысшей — первой — категории. Строили его по чертежам Беретти-младшего (соавтора проекта Владимирского собора в Киеве) для анатомического театра. Интересовавшийся архитектурой царь Николай Первый, ознакомившись с чертежами, одобрил их и предписал выделить для анатомического театра гектар земли.

Музей в этом здании был открыт в 1982 году. Экспозиция получилась до того интересной, что ее создатели были удостоены Государственной премии Украинской ССР. Лидер республики Владимир Щербицкий любил привозить в музей высокопоставленных зарубежных гостей. Здесь, к примеру, побывал Жак Ширак, который приезжал в Киев еще будучи мэром Парижа.

Экспонаты (старинные хирургические инструменты, анатомические атласы, медицинское оборудование) в течение 20 лет собирали по всей Украине. Одна из самых удачных находок была сделана в городке Стрый на Львовщине. Небольшой коллектив энтузиастов во главе с первым директором музея медицины Александром Грандо объездил полреспублики в поисках оборудования аптеки XIX — начала XX века. Найти более старое даже не рассчитывали. И вот в 1970 году в Стрые местные жители посоветовали заглянуть в покосившуюся, буквально вросшую в землю хату с вывеской «Аптека». Оказалось, там сохранилась мебель, которую поставили еще перед открытием этой аптеки в XVIII веке! Сделанная из добротного дуба, с хрустальными ручками, мебель не рассохлась и не сломалась. Ее изготовили под заказ — по размерам помещения аптеки. Местные власти собирались сносить старинную хатку, поэтому мебель подарили музею. Теперь она является частью экспозиции.

Больше всего впечатляют интерьеры древнерусской бани, крестьянской хаты, операционной, где показаны сцены оказания врачебной помощи.

- В какой-то степени наша экспозиция подобна той, которую можно увидеть в знаменитом Музее мадам Тюссо, только фигуры у нас не восковые, а выполнены из более прочных и долговечных стоматологических фотополимеров, — говорит директор музея кандидат медицинских наук Вадим Шипулин.  — Фигуры размещены в соответствующих интерьерах. Одну такую сцену — визит земского врача к больному крестьянскому мальчику — известный тележурналист Леонид Парфенов использовал для съемок своего сериала «Российская империя».

А сейчас я покажу вам наш подвал. Кстати, герой романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» Николка Турбин искал там тело полковника Най-Турса: в подвале в начале XX века находился морг судмедэкспертизы с 96 камерами для хранения трупов и огромными глыбами льда, чтобы поддерживать минусовую температуру. Они не таяли даже летом. Булгакову анатомический театр был хорошо знаком: в нем будущий врач постигал премудрости науки. Оборудование столетнего морга сохранилось, видите, здесь даже кости попадаются. Думаю, нам удастся провести реставрационные работы и показывать подвал посетителям. Ну, идемте наверх: сейчас тут слишком сыро, грибок…

В музее есть несколько превосходных диорам. Директор подводит нас к одной из них — «Обороне Киева», на которой изображена сцена сражения в 1941 году на окраине города, в районе Голосеево. На ее своде мы увидели водяные разводы.

- Это потому, что крыша течет, — объясняет Вадим Шипулин.  — В 2003 году потратили на ее ремонт более 550 тысяч гривен, а минувшей зимой крыша вновь стала течь. Пришлось даже временно закрыть музей: опасались, что вода может проникнуть к электропроводке и вызвать короткое замыкание. Сейчас музей работает. Но сможем ли мы до осени отремонтировать крышу? Денег для этого более чем достаточно: государство целевой строкой в бюджете предусмотрело на ремонт здания два миллиона гривен. Вот только воспользоваться ими не удается. Проблема в том, что наше здание принадлежит Национальному медицинскому университету. Получить деньги на ремонт вуз не может, так как они «расписаны» музею. Но и на наш счет их также не имеют права перевести, ибо здание нам не принадлежит. Вот такой правовой казус. Кстати, из всех музеев Украины, имеющих статус национальных, только наш не владеет помещением, в котором находится. Поэтому мы добиваемся, чтобы памятник архитектуры передали музею. Замечу, что для капитального ремонта потребуется не два, а пять миллионов гривен. Ведь, по заключению специалистов института «УкрНИИпроектреставрация», около 80 процентов стен поражены грибком, подтоплен фундамент, из-за чего здание неустойчиво. Нужно делать гидроизоляцию. Предоставить дополнительные средства готовы меценаты, но, опять же, деньги они выделят, если здание поступит на баланс музея. Найти общий язык с руководством медуниверситета пока не удается, хотя Министерство здравоохранения пытается нам помочь.

«ФАКТЫ» не берутся вмешиваться в имущественный спор, однако решиться он должен как можно быстрее, ведь от этого во многом зависит судьба памятника архитектуры и уникальных экспонатов.