Происшествия

Сколько стоит спонсорство реприватизации?

0:00 — 23 августа 2005 eye 294

Масштабную информационную кампанию, проводимую в последние месяцы против собственников Никопольского завода ферросплавов, оплачивают частные структуры, планирующие в результате передела собственности установить контроль над предприятием

Оставлять в госсобственности НЗФ никто не планирует

После ряда довольно скандальных судебных разбирательств, в результате которых приватизацию комбината «Криворожсталь» признали незаконной, в центре приложения реприватизационных усилий правительства оказался Никопольский завод ферросплавов. Именно с того момента, когда НЗФ стал основным кандидатом на расторжение договора купли-продажи, видимые затраты на обеспечение информационной поддержки реприватизации резко возросли.

С мая нынешнего года в украинских и зарубежных СМИ начали появляться сотни заказных статей, направленных против нынешнего владельца спорного пакета акций НЗФ — консорциума «Приднепровье». Стоимость такой волны публикаций и телевизионных сюжетов ежемесячно достигает нескольких сотен тысяч, а то и миллионов гривен. К примеру, 12 августа в издании «The New York Times» вышла статья, в которой был ряд предупреждений в адрес российской компании «Евразхолдинг», проявлявшей интерес к покупке акций НЗФ. Эта статья оказалась очень схожей с многочисленными публикациями в украинской прессе, в которых открыто отстаиваются интересы группы «Приват».

К этим многотысячным «информационным» расходам стоит добавить также плату за аренду десятков биллбордов, появившихся в июле на киевских улицах. На плакатах крупными буквами написано, что с коррупцией нужно бороться, поэтому НЗФ следует вернуть государству. Стоит отметить, что заказчики явно лукавят. По признанию Юлии Тимошенко, оставлять в госсобственности НЗФ никто не планирует, речь идет лишь о его перепродаже. Яркие и красивые биллборды ежемесячно увеличивают расходную часть реприватизационного бюджета на несколько сотен тысяч гривен. Ведь даже с учетом того, что расценки на наружную рекламу летом, как правило, низкие, аренда одного такого объекта стоит не менее двух-двух с половиной тысяч гривен в месяц. А таких биллбордов в Киеве десятки, если не сотни.

По сравнению с указанными расходами совсем скромно выглядят такие мероприятия, как организация многочисленных пресс-конференций, каждая из которых обходится в несколько тысяч гривен, а также проведение недорогих, но эффектных акций с массовкой наемной организации «Пора».

Кто они, добровольные помощники правительства?

Еще одной значительной статьей расходов в деле реприватизации НЗФ является оплата услуг адвокатов из компании «Пукшин и партнеры», которые представляют интересы Кабмина в судах, где рассматривается дело о законности приватизации завода. Адвокаты уверяют, что Кабмин не платит им, и, скорее всего, это так. Впрочем, представитель консорциума «Приднепровье» Сергей Власенко сообщил журналистам, что лично знает этих адвокатов, поскольку ранее они работали с ним в одной компании, однако альтруизма за ними никогда не замечалось. Поэтому предположил, что фактическим заказчиком адвокатских услуг в этом деле выступает не Кабинет министров. К слову, на рынке юридических услуг компания «Пукшин и партнеры» «стоит» дорого.

Таким образом, только поверхностный анализ стоимости информационной и юридической составляющих процесса реприватизации позволяет говорить о нескольких миллионах гривен ежемесячных расходов. Откуда Кабмин, основной двигатель отечественной реприватизации, берет такие деньги, ведь расходная статья реприватизации в госбюджете отсутствует? Источник финансирования нужно искать среди союзников правительства в деле лишения консорциума «Приднепровье» права на владение акциями НЗФ.

Определить этого союзника не сложно. Очевидно, им является днепропетровская финансово-промышленная группа «Приват». Именно она была одним из претендентов в конкурсе на покупку пакета акций НЗФ (50 процентов + 1 акция), который в 2003 году выиграл консорциум «Приднепровье». И вот уже два года «Приват», владеющий 23 процентами акций завода, ведет многочисленные судебные разбирательства с консорциумом «Приднепровье» за право владения контрольным пакетом. Смена власти в стране и передел собственности, который начался после нее, дал «приватовцам» шанс установить, наконец, контроль над Никопольским заводом ферросплавов. Именно благодаря финансовой мощи одной из крупнейших финансово-промышленных групп Восточной Европы украинцы имеют возможность наблюдать масштабную информационную кампанию, направленную против консорциума «Приднепровье».

Наивно было бы предполагать, что частная компания будет вкладывать значительные денежные средства в проекты правительства на условиях благотворительности. Конечно же, «приватовские» усилия будут оплачены. За свою помощь днепропетровцы получат контроль над НЗФ.

Многочисленные эксперты, потенциальные инвесторы и представители власти сегодня нередко говорят о падении инвестиционной привлекательности Украины. Но разве могут инвесторы интересоваться страной, где фактически по заказу частной структуры правительство расправляется с отечественным крупным бизнесом?