Происшествия

«гадалка сказала, что я могу погибнуть на воде», — призналась 55-летняя женщина подруге и… Увидела, как их матрас уносит в море

0:00 — 27 августа 2005 eye 835

Две жительницы Краматорска Донецкой области целые сутки провели в штормящем Азовском море на надувном матрасе

Ни спасатели, ни пограничники в пятибалльный шторм не могли выйти на своих катерах на поиски двух отдыхающих, которых унесло в море на надувном матрасе. Когда спустя сутки спасать «путешественниц» вылетел вертолет, женщины уже были на берегу, в больнице. А родственники, успевшие их оплакать, узнали о чудесном спасении лишь через несколько часов.

Несколько часов Светлана держала за руки соскользнувшую с матраса Людмилу

С 55-летней пенсионеркой Людмилой Скидановой и ее соседкой, диспетчером аварийной службы горгаза Краматорска 59-летней Светланой Тутовой, я беседовала уже в Краматорске в День независимости. Оптимизм этих женщин потрясает: пять дней назад они чуть не погибли, поступив в больницу с сильным переохлаждением и солнечными ожогами. Еще 20 августа ходили, держась за стены, а сегодня бодрые позируют на фоне своего матраса!

- Мои дети с семьями накануне приехали на отдых из России, остановились в поселке Широкино (Азовское побережье Донецкой области.  — Авт. ) у хозяйки. И я предложила соседке съездить к ним на три дня, — рассказывает Светлана Тутова о том, как началось их приключение.  — Людмила обрадовалась. Говорит: «У меня как раз есть трехместный надувной матрас!»

Само провидение, казалось, предостерегало женщин. Отгул на работе Светлане удалось взять только к 16 часам четверга. А в пятницу, в день отъезда, подруги опоздали на электропоезд до Мариуполя. Пришлось им ехать более дорогим пассажирским поездом, да и тот на час опоздал, заставив поволноваться сына и дочь Светланы Тутовой, которые встречали женщин на вокзале. Зато в пятницу вечером подруги успели искупаться в теплых водах Азова. А 19 августа с утра сходили на рынок, купили там меду на Спас и, позавтракав бутербродами и яблоками с медом, отправились на море. На пляже собралось семейство Тутовых — старший сын Саша с женой и младшая дочь Галя с мужем и внучкой Дашей. Людмила и Светлана прилегли на матрас размером с двуспальную кровать, спущенную на воду, и мирно беседовали недалеко от берега. Море было спокойным. Прибрежный шельф на Азове такой, что уж и берега не видно, а пловцу море по колено. В общем, волноваться вроде было не о чем.

«Знаешь, Света, а моей матери гадалка как-то сказала, что я могу погибнуть на воде», — поведала подруге Людмила. «Ой, нас, кажется, в море уносит», — тут же заметила Светлана. «Наверное, предсказание сбудется», — пошутила Люда. «Да не выдумывай ты! А то еще и вправду сбудетсяЙ» — отмахнулась Светлана.

Люда слезла с матраса, пытаясь его остановить, и обнаружила, что дна под ногами нет. Берег едва виднелся вдали, а неожиданно налетевший ветер вдруг погнал матрас в море, как торпеду. Света схватила Люду за руки, но уже не могла втащить обратно на мокрый и скользкий матрас.

- Наши злоключения начались примерно в 13. 30, — рассказывает Светлана.  — А сколько часов Люда проболталась в воде, не знаю. У меня уже руки одеревенели, а ее все время уносило ветром под матрас. Наверное, часа три прошло, пока Люде удалось взобраться

обратно.

Борясь со стихией, оптимистки восхищались красотами моря и неба

Берега уже давно не было видно, а матрас все несло вперед, как вдруг на горизонте появились рыбацкие сети. Попытка подгрести к сетям и там «затормозить», увы, не удалась. Судя по всему, женщин унесло в открытое море, потому что к закату им пришлось отбиваться от окруживших их чаек и бакланов. Они непрерывно гребли, пытаясь повернуть матрас к берегу. Светлана даже руку растерла. Но берег не был виден. А удерживаться на матрасе становилось все труднее. Шторм усиливался.

- Этот матрас ортопедический, как потом объяснили врачи в больнице в поселке Мангуш, куда нас привезли, — рассказывает Людмила.  — Он без «ушек» — держаться не за что, а волна на нас накатывала такая, как девятый вал! Держались, как могли, чтобы не смыло и матрас не перевернулся. К тому же у нас еще не было закручивающейся к нему заглушки. Счастье, что пробка не вылетела и он не сдулся.

Начавшуюся на море ночь женщины не восприняли как катастрофу. Наоборот, две оптимистки решили, что огни укажут им на берег, к которому они надеялись прибиться. Несмотря на то что шторм продолжался и от ледяного ветра тела сводило судорогой, женщины продолжали двигаться. Они работали руками и разминали ноги, не давали друг другу уснуть и читали молитвы.

- Люда, смотри, медузы сияют в воде, как светлячки! — говорила Светлана.  — А зарево стоит, наверное, от металлургического комбината. Точно, мы в районе Мариуполя.

- Вот бы сюда моего сына Лешу с фотоаппаратом! Какой рассвет на море волшебный! — восхищалась Людмила.

По пути мореплавательницам не раз попадались рыболовецкие суда, но шум шторма поглощал крики о помощи. Утром 20 августа, потеряв надежду на помощь, женщины решили, что надо активнее спасаться. Уже перевалило за полдень, когда они заметили видневшийся на мысе пансионат. Оказалось, это Белосарайская коса. «Помогите нам!» — умоляла волны Светлана. И волны послушались — матрас прибило к берегу. Неожиданно они увидели возле себя мальчика лет шести. Он не слышал криков женщин. Но, когда малыш выпрямился и женщины увидели, что вода ему по колено, Люда тут же спрыгнула с матраса. Света кое-как сползла с него и, обессиленная, осталась лежать на мели. Люда потащила матрас к берегу и упала на песок недалеко от подруги.

«Мы приплыли от Широкино, больше суток были в море», — объяснила Люда подошедшей к ней курортнице. «Но при таком шторме проплыть на матрасе 50 километров невозможно», — удивленно произнесла пляжница. «Жить захочешь — сможешь», — только и сказала Люда.

Убедившись, что перед ней не спортсменки-экстремалки, женщина подняла на ноги отдыхающих пансионата «Белый лев», у которого сошли на берег незадачливые курортницы. Наши героини благодарны отдыхающим, которые обтерли их от песка и соли, отогрели, накормили и передали в руки заботливых врачей. Именно врачи районной больницы поселка Мангуш оказали первую помощь женщинам, а потом сообщили родственникам о том, что Светлана и Людмила живы.

«В море в одних купальниках ночь не пережить», — «утешали» родных рыбаки

Об операции по спасению родственники Людмилы Скидановой и Светланы Тутовой вспоминают с возмущением.

- Вертолет оказался бы не нужен, если бы от нас сразу не отмахнулись, — рассказывает дочь Светланы Тутовой Галина.  — Реальная помощь поступила только через 25 часов, когда наши мамы были уже в больнице.

По словам Гали, прошло не больше 30 минут после того, как они хватились мам. Обойдя пляж и наведавшись в домик, молодые поняли, что женщин унесло в море. Они пошли к директору ближайшего пансионата. «Да напились ваши мамаши и где-нибудь спят», — отрезала директор, вместо того чтобы выдать телефон спасательной станции в поселке Седово. Кстати, единственной на большом участке побережья. В праздник найти трезвых обладателей плавсредств, чтобы самостоятельно начать поиск, детям Тутовой не удалось. Не нашлось спасательных катеров и в детском лагере, куда им посоветовали обратиться.

Через пару часов муж Светы и ее брат отыскали маленький прогулочный глиссер, на котором они прошли около трех километров, но вынуждены были вернуться из-за усиливающегося шторма. Дозвониться в милицию удалось лишь через знакомых в Краматорском горотделе милиции, в котором Саша Тутов когда-то работал. Краматорская милиция соединила родственников со спасателями ближе к вечеру. Те ответили, что их катера не оснащены прожекторами и не смогут работать ночью в шторм.

- Нечего уже там искать, — «утешали» рыбаки родственников, — в море на матрасе в одних купальниках ночь не пережить.

Но те продолжали уговаривать спасателей, все больше удивляясь тому, что на Азовском побережье, густо застроенном базами отдыха, пансионатами и детскими лагерями отдыха, некому спасать людей на воде! В подразделении МЧС в Новоазовске, например, ответили, что располагают только… пожарной машиной.

А у единственного спасателя в поселке Седово, с которым на свой страх и риск бывший военный моряк Саша Тутов вышел в штормящее море, не оказалось даже спасательного жилета.

- Мы чуть не поседели, видя, как волны на несколько метров подбрасывают вверх катерок, — говорит жена Саши, наблюдавшая за смелой вылазкой с берега.  — Они сами чуть не погибли.

Ближе к ночи Тутовым сообщили, что можно подключить к поискам вертолет. Муж и сын Люды Скидановой, выехавшие ночью на помощь Тутовым из Краматорска, уже в

9 утра обивали порог Мариупольского горисполкома. Несмотря на воскресный день, городскому голове Мариуполя Юрию Хотлубею удалось предоставить поисковому экипажу местной службы Донецкого авиапредприятия «Скифа авиа» гарантийное письмо об оплате работы вертолета — 2100 гривен в час. В 14. 30, когда женщины уже находились в больнице, муж Людмилы Виктор был на борту вертолета, который два часа курсировал над побережьем.

Перед возвращением в Краматорск Тутовым посоветовали дня через три вернуться… за телами женщин. По пути из Широкино дети уже успели сообщить родным в Курск о несчастье. А Виктор Скиданов, муж Люды, возвращавшийся с сыном из Мариуполя, успел рассказать сон. Снилось ему белое свадебное платье. Говорят, это к похоронам. Но неожиданно явилась во сне их с Людой дочка, сказав отцу: «Свадьбы не будет!» И вот на полпути, уже под Донецком, и Скидановым, и Тутовым позвонили знакомые из Краматорска: «Живы женщины!»

- Если бы мы миновали Белосарайскую косу, то нас прямиком понесло бы в Керченский пролив и в Черное море, — как заправские мореплаватели показывают соседки на карте свой путь.  — Пролив мы бы точно не прошли. Его, говорят, даже суда не всегда проходят, где уж нам — на матрасе!