В некоторых регионах Украины проезд уже подорожал, кое-где чиновники взяли время на размышления В последнее время жителей столицы все чаще интересует: так изменятся или нет цены на проезд? Причем о возможном пересмотре тарифов говорят перевозчики разных форм собственности: и владельцы микроавтобусов, и представители коммунального транспорта. Основания для повышения стоимости проезда традиционные: подорожали бензин, дизельное топливо и запчасти. К тому же растет цена новых микроавтобусов, которые частные перевозчики покупают за собственный счет или приобретают в кредит. Естественно, владельцы заинтересованы, чтобы машины себя окупали.
Масла в огонь слухов подлили и законодатели, запретив перевозить в маршрутках стоячих пассажиров. Частные перевозчики отреагировали моментально, потребовав у местных властей разрешить им повысить цены за проезд. В некоторых регионах его стоимость уже подорожала, кое-где чиновники взяли время на размышления. Поднять тарифы намерены и столичные маршруточники. Большинство перевозчиков даже назвали конкретные цифры: чтобы выезд микроавтобуса на линию окупался, пассажирам придется платить две, а то и 2,5 гривни. Но возник другой вопрос: люди, не имеющие материальных возможностей ездить по такой цене в маршрутках, станут пользоваться общественным транспортом, которого в городе и сейчас не хватает. И добраться, например, с Троещины до станции метро «Петровка» будет еще сложнее.
В главном управлении транспорта столицы подтвердили, что перевозчики действительно обратились к ним с просьбой пересмотреть тарифы и внесли свои ценовые предложения. Вопрос рассматривает специальная комиссия, куда вошли представители нескольких служб и ведомств. Когда именно изменятся тарифы, неизвестно, однако это вряд ли произойдет в марте — комиссия, скорее всего, не успеет всесторонне изучить вопрос.
- Сейчас продолжаются подсчеты, выясняются реальные затраты каждого конкретного перевозчика, — объяснил «ФАКТАМ» исполняющий обязанности начальника столичного управления транспорта Иван Шпилевой. — Проверяем, сколько машин на линии, какое количество пассажиров перевозит, какая рентабельность, а затем уже будем определять возможный тариф и выносить его на рассмотрение руководства города.
Несмотря на всю непопулярность подобного решения, столичные чиновники понимают, что на определенные уступки перевозчикам идти придется. Иначе они или обанкротятся, или уйдут с маршрутов. Куда тогда девать пассажиров? Перевозчики же утверждают, что закупили новые микроавтобусы типа «Богдан», некоторые частные автотранспортные предприятия выпускают на линию комфортабельные «Мерседесы», «Рено», автобусы средней вместимости — «Икарусы», ПАЗы, которые могут перевозить около 50 пассажиров.
Для пополнения машинного парка многим пришлось взять кредиты по 10 миллионов гривен. И если раньше микроавтобус стоил 130 тысяч гривен, то теперь за машину приходится платить уже 170 тысяч, а бензин за два года подорожал почти в три раза. При таком экономическом раскладе, да еще после запрета перевозить стоячих пассажиров, вернуть кредит очень сложно, не говоря уже о получении прибыли. Как правило, новый микроавтобус начнет окупать себя только через два-три года. И если стоимость проезда не изменится, а возить разрешат столько пассажиров, сколько сидячих мест в салоне, многим перевозчикам придется продать машины, оставив транспортный бизнес.
По словам Ивана Шпилевого, как минимум 35 процентов пассажиров в столице перевозят именно маршрутки. Пересадить этих людей на автобусы, трамваи и троллейбусы сложно — не хватает подвижного состава. Генеральный директор коммунального предприятия «Киевпасстранс» Николай Ламбуцкий отмечает, что в нынешнем году за счет городского бюджета закупят 180 ЛАЗов средней и большой вместимости. Первую партию новых автобусов и троллейбусов поставят в столицу уже до конца марта. Намечен и капитальный ремонт троллейбусов, трамваев.
Но для реализации всей программы обновления подвижного состава необходимо время. Поэтому придется выводить на улицы или больше маршруток (сейчас их и так более трех тысяч, что серьезно усложняет транспортную ситуацию, а будет почти 4,5 тысячи), или же разрешить перевозчикам повысить стоимость проезда. Правда, о суммах в 2-2,5 гривни речь даже не идет. Скорее всего, максимальный тариф — в зависимости от расстояния — составит 1,5 гривни.
Такую информацию на днях подтвердил и киевский городской голова Александр Омельченко: обращения частных перевозчиков есть, власти изучают вопрос о повышении стоимости проезда с 60 до 75 копеек, с 75 копеек до одной гривни, с одной гривни до 1,25 — 1,5 гривни. Однако в ближайшее время решение принимать не будут.
Еще один выход: пересмотреть запрет на перевозку стоячих пассажиров. Возможно, разрешат брать в салон микроавтобуса столько пассажиров, сколько указано в техническом паспорте завода — изготовителя машины. В «Богданах», к примеру, мест для сидения 25, а общих — чуть более 40. Изготовитель гарантирует безопасную перевозку именно такого количества людей, и запрещать перевозить стоячих пассажиров нет оснований. Другое дело — машины, где лишние пассажиры в салоне — скажем, в ГАЗелях, — это уже перегрузка, у машины смещается центр тяжести, она может опрокинуться, а аварийных выходов нет. Естественно, возить в таких микроавтобусах стоячих пассажиров никто не разрешит.
Не изменится в марте и стоимость проезда в общественном транспорте. Во-первых, специалисты не закончили сложных подсчетов затрат и доходов коммунальных парков, во-вторых, транспортники рассчитывают на компенсации из городского бюджета. Прежде всего — за перевозку льготников.
- Для столичной подземки возможны два варианта: или метро получает полную компенсацию из бюджета и не повышает тарифы, или получает частичную компенсацию и немного повышает цену за проезд, чтобы покрыть свои расходы, — объясняет ситуацию начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский. — По закону общественный транспорт не может быть убыточным, а возмещать недостающие средства должны местные органы власти, регулирующие тарифы за проезд. Столичному метрополитену, к примеру, необходимо в этом году компенсировать 140 миллионов гривен, иначе качество обслуживания пассажиров заметно ухудшится. Уже сейчас нет возможности ремонтировать вагоны, эскалаторы, менять турникеты Надеемся, что в марте бюджет пересмотрят и компенсацию мы получим.
На пересмотр в этом месяце расходов городской казны надеются и представители наземного транспорта. У них ситуация схожая: если компенсируют затраты из бюджета, значит, в автобусах, трамваях и троллейбусах пассажиры смогут ездить за 50 копеек. Однако многое зависит от стоимости в дальнейшем топлива. Оптимистически настроен и столичный мэр.