Происшествия

Альпинистка эльвира насонова: «после гибели попавших в буран участников женской экспедиции мне говорили, что, если бы я была там, трагедии бы не произошло»

0:00 — 10 марта 2005 eye 3143

64-летняя крымчанка — единственная в мире женщина, которой трижды присваивалось звание «Снежный барс», — надеется, что ей удастся установить еще один возрастной рекорд, достойный Книги рекордов Гиннесса

Два года назад (»ФАКТЫ» сообщали об этом) эта удивительная женщина готова была совершить восхождение на Эверест, или Сагарматху — «Мать снегов», как именуют гору жители Непала. Сделать это Эльвире Насоновой не удалось лишь по одной простой причине — она не смогла собрать необходимую сумму денег для участия в экспедиции. Этот шанс не упустила 63-летняя японка Тамая Ватанами, которая в 2003-м поднялась на самую высокую точку планеты и установила мировой возрастной рекорд. Затраты на экспедицию ей оплатили спонсоры, в частности одна из ведущих фармацевтических компаний Японии. Для участия в российской экспедиции на Эверест в мае этого года Эльвире Насоновой необходимы 15 тысяч долларов.

Горы отняли у отважной украинки самое дорогое — мужа и единственного сына

С Эльвирой Тимофеевной в ее алуштинской квартире мы встретились ближе к вечеру: днем она всегда в горах на тренировках. Крымские горы Насонова считает самыми прекрасными — потому что, поднявшись, непременно увидишь море. Взглянув на эту красивую, миниатюрную и подтянутую женщину со стильной стрижкой, никогда не скажешь, что ей уже 64 года. 40(!) лет она профессионально занимается альпинизмом. Ни за что не догадаешься, что когда-то горы отняли у нее самое дорогое — мужа-альпиниста и единственного сына, который погиб в автокатастрофе на горной дороге. Не случайно при упоминании имени Эльвиры Насоновой ее друзья-альпинисты начинают рассказывать многочисленные истории о необычайной красоте этой мужественной женщины и ее таланте покорять горные вершины. «Она была для нас богиней, взгляд Эльвирочки ловили, ею восхищались, старались выполнить любое ее желание, сделать что-то приятное. Ей даже цветы на вертолете на вершину горы привозили… » — рассказал один из ее учеников.

- Это они ходили в горах как боги, равных им не было, — узнав, кто раскрыл нам эти секреты, смущенно сказала Эльвира Тимофеевна.

- Но цветы на вершине горы все же были? Может быть, на 8 Марта?

- В марте в большие горы не ходят — там велика опасность схода лавин. Но свой день рождения (19 июля) непременно отмечаю в горах, в кругу друзей-альпинистов, — говорит Эльвира Тимофеевна.  — А цветы мне дарили вертолетчики под пиком Коммунизма. Мы, альпинисты, с ними очень дружили. Там, где пешком надо идти 10 дней, вертолетом доставят за 40 минут. Тогда, при восхождении на пик Коммунизма, мы договорились, что в 7 утра вертолет будет забрасывать нашу группу. Но потом по рации передали, что машины не будет, и мы пошли пешком. Вдруг слышим: летит вертолет. Оказалось, что пилот Володя (не буду называть его фамилию, ее многие знают) сделал исключение для… меня. Прилетел с букетом цветов и потом всю группу забросил, куда нам было надо.

- А что за история с вашим портретом, который висел в лагере альпинистов?

- База альпинистов была на Эльбрусе на высоте 3 тысячи метров, там в одной из комнат висел мой портрет, — еще больше засмущалась Эльвира Тимофеевна.  — Но у меня вечно не хватало времени зайти и посмотреть. Однажды пришла, но меня не узнали (в то время не было косметических средств для защиты лица от солнечных лучей и мороза, и мы все ходили с обгоревшими или обмороженными физиономиями). Кроме того, я была в горных ботинках, и нужно было разуться, чтобы не поцарапать пол, но времени у меня не было. Однако я попросила разрешения заглянуть в комнату, где, как мне говорили, висел мой портрет. Но меня не пустили. Потом эта база сгорела. Вместе с портретом… Вот такая история.

В начале шестидесятых весь альпинистский мир отметил быстрый спортивный рост молодой восходительницы из крымского поселка Кипарисное. Начав в 1960 году с вершины Гумачи (Кавказ), она в течение двух лет стала перворазрядницей, а с 1963 года регулярно проходила маршруты высшей категории сложности. В итоге к 1965-му в ее активе было уже 50 вершин. В 1966 году Эльвире Насоновой присвоили звание мастера спорта, через год она покорила свой первый «семитысячник» (гору высотой больше семи тысяч метров) — пик Ленина (7134 м). А затем и все остальные, которые были в СССР: Хан-Тенгри (7005 м), пик Победы (7439 м), пик Корженевской (7105 м) и пик Коммунизма (7495 м). Причем побывала на вершине каждого из них больше, чем по три раза, за что и была удостоена звания «Снежный барс» трижды. Для того чтобы один раз получить этот титул, необходимо покорить все «семитысячники» бывшего Союза. А в семидесятые годы у Эли (так ее называют друзья) появилась мечта — подняться на Эверест. Но в 1974 году на вершине пика Ленина женская команда Эльвиры Шатаевой попала в жестокий буран. Все восемь известных восходительниц погибли. И Федерация альпинизма запретила совершать восхождения чисто женскими группами — только вместе с мужчинами. Тогда многие говорили Насоновой, что, если бы она была в составе команды Шатаевой, все закончилось бы нормально.

- Меня не пригласили в ту экспедицию, — вздохнула Эльвира Тимофеевна, — хотя, наверное, надо было самой попроситься и, может быть… девочки были бы живы.

«Мужчины-альпинисты суеверны и женщин стараются с собой не брать»

После трагедии на пике Ленина Насонова (единственная альпинистка) на равных с мужчинами включилась в отборочные циклы в первую советскую экспедицию на Эверест. В итоге она была двадцать шестой. В экспедицию отправились двадцать четыре альпиниста, а Эльвиру Тимофеевну не взяли.

- Мужчины ведь суеверные, да еще и эгоисты по натуре, так что женщин стараются с собой не брать,  — улыбается Насонова.

Через тринадцать лет с женского альпинизма были сняты ограничения. В 1988 году Эльвира Насонова с командой своих учениц отправилась на Кавказ. За 20 дней альпинистки совершили семь темповых восхождений. Вместе с ними получал первый альпинистский опыт и Егор — единственный сын Эльвиры Насоновой.

- 30 декабря 1990 года в автомобильной катастрофе погиб мой сын, ему было 18 с половиной лет, — Ельвира Тимофеевна показывает фото улыбающегося парня.  — Чтобы хоть как-то утешить меня, в Алушту прилетели друзья-альпинисты. Но все равно мне жить не хотелось, так… существовала. В 1991 году женская сборная страны готовилась к восхождению на пик Коммунизма, после которого планировалась экспедиция в Гималаи, на Джомолунгму (Эверест). Но даже это событие не могло вывести меня из состояния, в котором я пребывала после смерти Егорушки. Ничего не хотелось. И вдруг позвонил Николай Черный, начальник экспедиции, и говорит: «Эльвира, а если в зоне вершины случится непогода и возникнет ситуация, подобная той, что была в 1974-м на пике Ленина? (Погибла женская экспедиция.  — Авт. ) Девочки могут растеряться, у них нет твоего опыта. Я хочу пригласить тебя в команду играющим тренером». Я как представила, что жуткая трагедия может повториться, сразу вылетела в Москву. 10 августа 1991 года мы с девочками вышли на высшую точку Союза — пик Коммунизма.

- В 1999 году на Эверест поднялась украинская экспедиция, водрузив на вершину горы флаг нашей страны…

- Да, но это была мужская национальная экспедиция «Эверест-99». При спуске вниз навсегда в гималайских снегах остался Василий Копытко. А Володя Горбач после восхождения полгода пролежал в больнице и перенес девять операций! Дело в том, что организм даже хорошо тренированного альпиниста может продержаться на высоте восемь тысяч метров (Эверест — 8848 метров) максимум три дня. После чего из-за недостатка кислорода в первую очередь начинают страдать клетки головного мозга, и человек теряет работоспособность. А самое страшное то, что он не может принимать правильные решения.

- Не это ли является причиной многих трагедий в горах?

- И это тоже. Вот почему иногда погибают очень опытные и физически сильные альпинисты. Высотник  — это не тот, кто способен подняться на восемь тысяч метров, а тот, у кого на этой высоте мозг работает четко. Я знаю немало примеров, когда тактически правильно построенная женская экспедиция оказывалась успешнее, чем та, в которой были одни мужчины.

Многие восходители видят в Эвересте соперника, которого хотят покорить. Это не мы покоряем горы, а они покоряют нас. Из тех, кто пытался взойти на «вершину мира», каждый шестой погиб и остался там. Забрать их тела невозможно — нельзя рисковать жизнью других. Так что вершина Эвереста напоминает кладбище.

- И на вертолете на нее невозможно подняться?

- Нет. Вертолет может летать на высоте восемь тысяч метров, но если он сядет, то уже не поднимется никогда — там же разреженный воздух.

«Физически, морально и психологически к вос хождению на Эверест я готова»

- А как же фиксируется факт подъема на вершину Эвереста?

- Есть специальная комиссия, которая снизу наблюдает за альпинистом с помощью очень мощных подзорных труб. Ее не интересует, как ты проходишь весь маршрут, важно, как ты преодолеешь последние метры, подходя к вершине. Там обязательно надо сфотографироваться.

- Альпинисты каких стран чаще всего ходят на Эверест? Это ведь престижно для государства, флаг которого они поднимают на вершину.

- Вот именно — престижно. Впервые на Джомолунгму взошли шерп (житель Гималаев.  — Авт. ) Тенсинг и новозеландец Хилари, которые шли под британским флагом в 1953 году. В 1996 году японка Ясуко Намо в возрасте 47 лет покорила Великую Гору. Она шла в составе новозеландской экспедиции, но на спуске пропала без вести. Японка Юнка Табей поднялась на вершину с помощью шерпа, который нес ее вещи. Кстати, на ее счету до этого было не очень много достижений. Но если человек верит в свои силы, если он еще до восхождения запрограммировал себя на победу, то, даже будучи слабее других, все равно выйдет на вершину.

- Вы готовы посоревноваться с нынешней рекордсменкой — японкой Тамаей Ватанами?

- Заявляю официально: физически, морально и психологически к восхождению на Эверест я готова. Очень хочу красиво завершить труд всей моей жизни и, пока еще есть силы, реализовать свою самую заветную мечту. Президент Виктор Ющенко поднимался на Говерлу и, думаю, знает, какие чувства охватывают человека на вершине горы. Надеюсь, что он, как никто другой, поймет меня.