Происшествия

Если у автомобиля на гарантии вышел из строя бензонасос, экспертизу топлива в лаборатории автосервис обязан провести за свой счет, а ремонт закончить в течение двух недель

0:00 — 11 марта 2005 eye 476

Минпромполитики издал приказ, где наконец-то определены реальные правила гарантийного ремонта машин

Отношения наших автомобилистов и СТО раньше регламентировались любопытным документом под названием «Порядок гарантийного ремонта сложнобытовых изделий». Но положения «порядка» работники СТО никогда всерьез не воспринимали. Документ и в самом деле содержал немало абсурдных моментов — ведь писался он для электрочайников, а применятся должен был и к автомобилям. Например, все обслуживание машины в течение гарантийного срока его авторы обязывали СТО проводить бесплатно. Кроме того «товар» (в том числе автомобиль) можно было обменять на аналогичный при обнаружении в нем любого (!) недостатка. Естественно, никто этого «порядка» не соблюдал, понимая его нереальность. Заодно ремонтники наплевательски относились и к весьма разумным правилам. Например, к максимально допустимому сроку ремонта в 14 дней и выплате неустойки за каждый день задержки автомобиля на станции в размере одного процента от его стоимости.

Около года назад автомобили исключили из списка «бытовых приборов», а не так давно Минпромполитики подготовил отдельные нормы (в виде приказа) гарантийного обслуживания специально для автомобилей. И сразу же инженеры по гарантии стали поговаривать: мол, ничего нового в приказе нет, так зачем же выполнять весь этот бред! Но нет, граждане! Глупости из документа исчезли, и теперь его нужно воспринимать всерьез. Однако разберемся в наших новых правах.

Итак, ваша новенькая машина ехала-ехала и заглохла. Отчего-почему? Если не нарушили условий эксплуатации, смело вызывайте эвакуатор и просите оттарабанить вас на ближайшую фирменную СТО (ее адрес должен быть указан в сервисной книжке). В случае поломки не по вашей вине, станция обязана оплатить эвакуатор, чек от которого нужно сохранить. Естественно, на станции поломку попытаются списать на плохое топливо, на ваше неумение переключать передачи и т. д. Затем предложат провести экспертизу, причем… за ваши деньги. А один лабораторный тестик бензина стоит порядка 450 гривен! Не дайте себя обмануть — экспертизу неполадки или топлива в баке СТО обязано проводить за свой счет, а уж потом, доказав вашу вину или некачественность топлива, сможет потребовать у вас компенсацию расходов. Вы также имеете право настоять на проведении независимой экспертизы, и ее тоже обязана оплатить СТО!

Но прищучить станцию, заставив платить неустойку, если ремонт продлился дольше двух недель, вам вряд ли удастся. Продавцы машин, как правило, указывают в сервисной книжке, что срок ремонта продлевается на месяц, если на складе нет нужных запчастей. И подписав договор-гарантию, вы фактически соглашаетесь с этим…

А вот вернуть автомобиль автосалону можно на вполне законных основаниях. Известно, что принимать машину назад инженеры по гарантии отказываются принципиально. Ведь целиком поломанной машины практически не бывает, рассуждают они, а починить можно что угодно. На основании приказа вы имеете право не соглашаться на ремонт «опасных для жизни» неисправностей. Предположим, в сильный дождь у вас отключились дворники и на какое-то время вы потеряли возможность видеть что-либо перед собой. Фактически это стопроцентно аварийная ситуация, которая могла привести к страшной трагедии. В результате вы с полным на то основанием можете потребовать, чтобы автомобиль заменили на другой или же вернули ваши деньги. Ведь возникшая неисправность представляла опасность для вашей жизни или жизни других людей. Неполадку нужно задокументировать — приехать на станцию на эвакуаторе и в письменном заявлении изложить свои претензии. Также можно попытаться разорвать договор купли-продажи и вернуть деньги за автомобиль, если «на ремонт неоднократно возникающей неисправности необходимы большие затраты времени и труда». Правда, что значит «большие трудозатраты», Минпромполитики не уточнил.

Вы имеете право требовать

4… оплаты эвакуатора до ближайшего фирменного СТО, если будет доказано, что поломка произошла по вине завода (поэтому не забывайте сохранять чеки от эвакуаторщика);

4… начать ремонтировать вашу машину не позднее трех дней после момента обращения на СТО;

4… закончить ремонт не позднее 14 дней с момента его начала (если вы не согласовали с автосервисом другие сроки);

4… выплатить вам неустойку за каждый день задержки с окончанием ремонта в размере одного процента от стоимости автомобиля;

4… проведения независимой экспертизы неисправности за счет фирменной СТО (если «обвинения» клиента не подтвердятся, он будет обязан компенсировать автосервису эти затраты);

4… обмена автомобиля или разрыва договора купли-продажи, если неполадка признается опасной для жизни людей.