На днях «ФАКТЫ» сообщили о том, что во Львовской области была обезврежена банда, грабившая в течение четырех (!) лет пассажиров, возвращавшихся из-за рубежа. Бандиты, переодетые в форму сотрудников ГАИ, «вычисляли» те автобусы, в которых наши «заробитчане» или их курьеры везли семьям заработанные тяжелым трудом кровные. Вот только один из эпизодов. В Сколевском районе Львовской области грабители остановили автобус «Мерседес», возвращавшийся из Италии, и, ранив водителя и нескольких пассажиров, похитили более
17 тысяч евро. Другая банда на протяжении двух лет грабила людей, возвращающихся с заработков в поезде «Братислава-Ужгород-Москва». Люди лишились десятков, если не сотен тысяч долларов (следствие устанавливает все новые и новые эпизоды преступления).
Почему же люди так рискуют, спросит неискушенный читатель. Ведь есть же банковские услуги по переводу денег в Украину. Почему наши соотечественники не пользуются этими благами? Ответ будет ясен, если разобраться в том, что обещает клиенту самая известная в Украине система денежных переводов «Вестерн Юнион».
Каждый день в Украину официально только через систему «Вестерн Юнион» приходит более 2 миллионов долларов переводов от частных лиц. Тогда как два других самых крупных оператора, действующие в нашей стране, — «Мани Грам» и «Анелик» — вместе делят чуть больше 10 процентов на украинском рынке денежных переводов, эта американская корпорация контролирует, по разным данным, до 80 процентов. И, как выяснил Антимонопольный комитет Украины, не стесняется пользоваться своим положением монополиста. По информации Нацбанка, в среднем украинскому гражданину приходится расставаться с 12-13 процентами суммы при переводе денег посредством «Вестерн Юнион». Вот и подсчитайте, сколько денег мы отдаем американскому посреднику за право поделиться ими с родственниками.
Современная стратегия по захвату международного рынка денежных переводов появилась одновременно с распадом Советского Союза и была отработана на западных соседях Украины: Польше, Румынии, Болгарии. Тогда сотни тысяч поляков, румын и болгар выехали в поисках лучшей работы в Западную Европу.
Аналитики американской корпорации установили, что, работая нелегально, мигранты заинтересованы в «прямых» переводах — без банковских счетов и процедуры обычных транзакций. Тогда в бывших странах «народной демократии» население еще не имело собственных банковских счетов и карточной системы, поэтому «прямые» переводы «гастарбайтеров» были безальтернативными. Важную роль также играл психологический фактор «мгновенного» перевода живых денег. Для населения, только что избавившегося от тотального контроля государства, это было таким же символом продвинутой цивилизации, как «быстрое питание от «Макдональдс» и «свежее дыхание от «Стиморол».
На политическом уровне «Вестерн Юнион» продвигала имидж самой передовой компании в сфере информационных и коммуникационных технологий, которая привносит в страну высокие стандарты качественного обслуживания (так называемые четыре девятки — 99,99 процента надежности). А факты говорили о том, что «Вестерн Юнион» ежегодно зарабатывает миллиарды долларов на переводах именно рабочих-мигрантов.
Согласно предварительному заключению Антимонопольного комитета, «Вестерн Юнион» при создании соглашений с нашими банками навязывает им такие условия сотрудничества, которые усложняют их работу с возможными конкурентами американской компании.
Украинцы, легально и нелегально работающие в Германии, Италии, Испании, также предпочитают «прямые» и «мгновенные» переводы. К этому их подталкивают платящие черным налом работодатели, полиция, устраивающая облавы и часто отбирающая последний заработок у нелегалов, «родная» мафия, взимающая дань на границе.
В мае прошлого года Антимонопольный комитет Украины начал расследование деятельности корпорации. Председатель комитета Алексей Костусев тогда заявил: «По официальным данным, более семи миллионов украинцев трудятся сегодня за границей. Неофициально их еще больше, и все они зарабатывают деньги тяжелым трудом. Почему же, чтобы передать эти средства в Украину, миллионы людей должны испытывать еще одну дискриминацию?»