Глава Минюста прокомментировал «ФАКТАМ» скандал вокруг фирмы, в которой работает его жена
Скандал вокруг семьи министра юстиции Романа Зварыча приобрел вялотекущую форму. Как известно, достоянием общественности он стал после того, как Роман Зварыч через 10 дней после своего назначения на пост главы Минюста заявил о намерении подать в отставку в связи с нежеланием втягивать свою семью в коррупционные схемы. И это после заявлений новой власти о намерении вести жесткую борьбу с коррупцией! Впрочем, несмотря на то, что министр юстиции все же остался в Минюсте, конфликт внутри нового правительства все еще полностью не исчерпан. О его деталях «ФАКТАМ» рассказал сам Роман Зварыч.
- Господин министр, так в чем, собственно, причина вашего довольно-таки резкого заявления?
- Суть конфликта очень проста. Моя жена Светлана является заместителем генерального директора украинской фирмы «Ойл-транзит». Она не акционер этого предприятия, работает там как наемный сотрудник. Фирма закупила 3 миллиона тонн нефти на российском рынке с целью ее перевозки в другую страну по контракту. Данная операция не обязательно должна быть выполнена в режиме реэкспорта, но «Ойл-транзит» выбрал именно его. Я знал об этой операции, жена консультировалась со мной по поводу ее законности. Проанализировав, я не увидел в реэкспорте ничего противоречащего украинским законам. Сама операция очень проста. Покупается товар, завозится на территорию Украины. Его растаможивают то ли для дальнейшей перепродажи на украинском рынке или переработки на отечественном нефтеперерабатывающем заводе, то ли вывозят в режиме реэкспорта в другую страну.
- А зачем вывозить?
- Мотивы могут быть разными. Для наглядности представим, что речь идет не о нефти, а, например, о мобильном телефоне. Так вот. На таможенную территорию Украины ввезен мобильный телефон с целью его реализации. Вдруг резко меняется конъюнктура рынка, и продавать его невыгодно. В этом случае можно сделать две вещи — сидеть со своим товаром, и он каждый день будет терять свою стоимость, или найти рынок с более привлекательной конъюнктурой. Вы наверняка знаете, что если с товаром не проведена никакая операция, то не платится и НДС. Телефон можно вывезти из Украины и никто в этом случае не претендует на возврат НДС. Подобная ситуация сложилась и в фирме «Ойл-транзит», которая в режиме реэкспорта хотела вывезти нефть за таможенную территорию Украины.
После моего назначения на пост министра ко мне поступил проект распоряжения Кабмина о запрете реэкспорта нефти, который до утверждения на заседании должен пройти процедуру юридической экспертизы в Минюсте. Это касается всех правительственных документов. Я поручил профильному департаменту министерства, в данном случае коммерческого законодательства, проанализировать и вынести экспертную юридическую оценку. Поручений, как писать правовой вывод, я, естественно, не давал. Если бы я это сделал, то это уже был бы не правовой вывод Министерства юстиции, а правовой вывод министра. Направив этот проект постановления Кабмина юристам, я ушел на заседание правового комитета парламента. Вернувшись через два часа, обнаружил у себя на столе выводы департамента по вопросу реэкспорта нефти.
- Они совпали с вашим мнением?
- Когда я их прочел, то понял, что это, извините, полная фигня, которая абсолютно не соответствует закону. Сначала я рассердился. Ведь знаю, что департамент, который сделал этот вывод, является одним из самых профессиональных в Минюсте. Поэтому вызвал сотрудников. Пришла заместитель руководителя этого департамента — вся в слезах, руки дрожат. На мой вопрос, что произошло, она рассказала о случившемся за два часа моего отсутствия.
Оказалось, один народный депутат, имеющий интересы в области транспортировки нефти, пришел в Минюст и практически продиктовал экспертную оценку по вопросу реэкспорта нефти Я успокоил своих сотрудников и попросил написать объективную оценку проекту постановления Кабмина, предупредив при этом: пока я ваш министр, буду стоять за вас насмерть. Больше такого давления на сотрудников в моем министерстве не повторится.
- Как это восприняли подчиненные?
- Они успокоились и принесли другой вывод. Я завизировал его, написав «Не согласовано!» и отправил в Министерство экономики. И тут начались удивительные вещи. Пошли звонки от чиновников, которые намекали мне, что отрицательный вывод Минюста по запрету реэкспорта нефти был подписан мной из-за того, что я лоббирую интересы своей жены. Для меня это было уж слишком, и я сказал: «Если премьер считает, что я действительно лоббирую интересы своей жены, или если Президент Украины считает, что правовой вывод, сделанный Минюстом, действительно свидетельствует о лоббизме интересов моей семьи, то пожалуйста — я открываю конституционный путь, чтобы избавиться от Зварыча как от проблемы. Я не хочу запятнать ни правительство, ни тем более Президента и пишу заявление».
- Так заявление все-таки было написано и легло на стол премьер-министра?
- Да, оно было написано и подано премьер-министру. Юлия Тимошенко пыталась меня найти, но я посчитал необходимым в первую очередь поговорить об этом инциденте с Президентом. С Виктором Ющенко мы общались в самолете по дороге во Львов. Я объяснил ему ситуацию. Президент поручил создать рабочую группу в составе министров экономики, топлива и энергетики, налоговиков, таможенников, СНБО, которую возглавил первый помощник президента Сергей Третьяков. На состоявшемся совещании этой группы был принят однозначный вывод о том, что правовая позиция Министерства юстиции абсолютно верная. Протестовал только министр экономики Сергей Терехин.
- Кажется, он сказал, что пока он будет министром, реэкспорта нефти не будет.