Культура и искусство

Лина костенко: «хочеться чуда i трiшки вина… »

0:00 — 19 марта 2005 eye 2575

Сегодня выдающейся украинской поэтессе исполняется 75 лет

12 фактов из жизни

1. Лина Костенко родилась 19 марта 1930 года в старинном живописном городке Ржищеве на Киевщине. Спустя шесть лет семья переехала в Киев. Родители поэтессы были учителями. Отца, знавшего 12 иностранных языков, репрессировали.

2. Стихи Лина Костенко начала писать еще в отрочестве, печататься — с 16 лет. После школы училась в киевском педагогическом институте. Но затем отважилась оставить этот вуз и в 1952 году, выдержав большой конкурс, поступила в Московский литературный институт им. Горького, который закончила с отличием. Рецензент ее дипломной работы, известный писатель Всеволод Иванов дал такую оценку молодому автору: «Это очень талантливый поэт с большим будущим… Украинские стихи ее совершенны, а русские переводы, сделанные рукой автора, адекватны оригиналу». Диплом был фактически рукописью первого поэтического сборника Лины Костенко — «Промїння землї», которая вышла в 1957 году. Вскоре увидели свет ее книги «Вїтрила» и «Мандрївки серця».

3. 16 лет пришлось дожидаться Лине Костенко выхода своей четвертой книги — «Над берегами вїчноє рїки». Этот печальный «рекорд» вынужденного молчания не удалось «побить» еще никому из современных поэтов. Типографский набор двух ее поэтических сборников — «Княжа гора» (в 1962 году) и «Зоряний їнтеграл» (в 1972-м) был рассыпан. Творчество поэтессы подверглось нападкам. Об уровне критики можно судить по такому, например, пассажу: «В стихах Лины Костенко то и дело встречаешь понятия: бог, вещие колокола, божье бытие, рок смерти, смиренная молитва, крест, свечка — да всего не перечесть. И употребляются они не в отрицательном или ироническом смысле, а как олицетворение сокровенных чувств и мыслей… »

4. В 1965 году Лина Костенко собирала подписи под открытым письмом-протестом в ЦК КПУ и ЦК КПСС против начавшихся политических репрессий в Украине. Это было первое обращение такого рода, его подписали Сергей Параджанов, Олег Антонов, Николай Амосов… Год спустя, когда начались первые судебные процессы над «шестидесятниками», Лина Костенко приезжала во Львов с Иваном Драчом, Вячеславом Чорноволом и Иваном Дзюбой. Киевский «десант поддержки» осыпал обвиняемых цветами. Пробившись сквозь строй охранников, поэтесса вложила в руку подсудимой плитку шоколада, которую тут же выхватил начальник караула со словами: «Черт его знает, может, она отравлена?»

5. 26 мая 1966 года на собрании в Союзе писателей Украины литераторы «с гневом и возмущением заклеймили антисоветскую деятельность кучки националистических отщепенцев». Лина Костенко тогда, практически в одиночку, защищала перед аудиторией Ивана Свитлычного, Панаса Заливаху, Михаила Косива и Богдана Горыня. Как позже публично признался поэтессе коллега по литературному цеху, «ми сидїли, як зайцї, аплодуючи вам у кишенях».

6. Дважды Лина Васильевна объявляла голодовку — добиваясь выхода своей книги «Неповторнїсть» и протестуя против «вырезания» строф из подборки ее стихов, опубликованных в газете «Лїтературна Украєна». В последнем случае сухая голодовка длилась пять дней, и перед поэтессой все-таки извинились.

7. Несмотря на то что из официальной литературы имя Костенко на долгие годы было вычеркнуто, популярность ее стихов у читателей была необычайно велика: их переписывали от руки и передавали друг другу. Как замечает Вячеслав Брюховецкий, для многих необычайно важен был сам факт существования Лины Костенко. Когда, после шестилетних мытарств, в 1979 году увидел свет ее исторический роман в стихах «Маруся Чурай», книга была распродана за несколько дней. Повторное издание — 100 тысячным тиражом — разошлось молниеносно. При этом читатели, особенно студенты, нередко полностью переписывали роман, учили его наизусть.

8. За книгу «Маруся Чурай» и поэтический сборник «Неповторнiсть» Лина Костенко в 1987 году была удостоена Шевченковской премии. На вручении премии поэтесса говорила, что литература — это не состязание, не прыжки в высоту или бег наперегонки. Это извечная борьба добра и зла.

9. Однажды на вопрос журналиста: «Где находится ваша дача?» Лина Васильевна иронически ответила: «В Чернобыле!» Будучи в свое время членом Союза писателей, она никогда не имела ни писательской дачи, ни других благ. «Зато мы с мужем объездили всю Украину — на его маленьком «Запорожце» с ручным управлением. «Запорожец», скажу вам, пройдет там, где «Мерседес» застрянет», — рассказывала Лина Васильевна в интервью «ФАКТАМ». А шутка с «дачей в Чернобыле» объясняется совсем нешуточным интересом Лины Костенко к Чернобыльской зоне, куда она — единственная из украинских писателей — ездит уже 14 лет. В Минске поэтессе вручили медаль святой Ефросинии Полоцкой — ею награждают за особое, личное отношение к чернобыльской трагедии. В Белоруссии эта медаль есть у нескольких человек. А в Украине  — пока только у Лины Костенко.

10. В одну из чернобыльских экспедиций поэтесса отправилась вместе с супругом — Василием Васильевичем Цвиркуновым (в 60-х годах он был директором Киностудии имени Довженко). Он ушел из жизни в 2000 году, Лина Васильевна очень тяжело пережила эту утрату. Их связывало глубокое чувство, вместе они воспитали дочь Оксану и сына Василия.

11. Одиннадцать последних лет Лина Костенко практически не появлялась на публике. По ее собственному выражению, она «ушла в духовную эмиграцию». Причина — неприятие тех явлений в жизни Украины, которые в одном из стихотворений поэтесса определила как «декоративна незалежнїсть» и «неоцинїзм». Молчание прервалось осенью минувшего года: на пресс-конференции, проходившей до первого тура президентских выборов, Лина Костенко публично заявила о том, что поддерживает Виктора Ющенко, и стала его доверенным лицом.

12. »Царица поэзии в Украине» — так назвал Лину Костенко американский литературовед Джордж Луцкий. Ее произведения стали классикой и вошли в школьные хрестоматии. Поэтесса — лауреат целого ряда зарубежных литературных премий, в том числе и премии Франческо Петрарки. Сейчас напряженно работает в жанре прозы. Свои юбилеи она никогда не отмечала пышно и торжественно. На одном из них, например, просто читала стихи собравшимся в киевском Доме учителя. Звучали и такие строки: «Хочеться чуда ї трїшки вина… »