Справившись с травмой, которая могла сделать его инвалидом, культурист решил помочь в реабилитации детей-инвалидов
Пару лет назад имя Голтиса не сходило с газетных страниц. Как обладатель титула «Мистер Аполлон Европы» он подготовил двух чемпионов мира по культуризму. Как «Непобедимый чемпион Азии» — преодолел 850 километров пустыни Калахари, имея в запасе семь литров воды. Голтис создал команду путешественников-экстремалов «Эквитэс», члены которой то въезжали на автомобиле на крышу многоэтажки, то преодолевали Днепр по его дну Затаив дыхание, следили украинские телезрители за подвигами экстремалов. Но вдруг Голтис как в воду канул. Оказывается, атлет решил употребить свои таланты на то, чтобы помочь реабилитироваться детям-инвалидам.
Окна киевской квартиры Голтиса выходят на заснеженный сосновый лес. В комнате нет ни стульев, ни кровати Лежанка сколочена из досок — их поддерживают ножки из спилов закарпатского дуба. Пол устлан овечьими шкурами. В жилище витает горьковато-сладкий запах трав. Голтис хранит их в баночках, которыми уставлены полки в кухне. Но всепобеждающий дух природы не удержать под крышками — и он пьянит.
- Не могу вдали от природы, — признается Голтис. — Я ведь родился в Закарпатье. Лес и горы — моя стихия. Одно время даже жил в покинутом гнезде карпатского орлана. Кстати, на днях гостил у родителей. Мой отец делает очень вкусное вино. Привез целую канистру! Вы ведь не откажетесь попробовать?
Голтис разливает по бокалам ароматное сухое вино, и мы, устроившись на шкурах, начинаем беседу.
- Родители назвали меня Владимиром. Но в тот день, когда мне исполнилось девять лет, я, играя с ребятами на улице, упал так, что лбом угодил на острый камешек. Говорят, именно на этом месте у людей был когда-то третий глаз. Меня отнесли в больницу, врач вытащил камень, наложил повязку. А ночью мне снится, что спускается с неба облачко, подплывает ко мне и говорит: «У тебя уже есть имя, но отныне будет и второе — Голтис». Я проснулся и, чтобы не забыть слово, быстро записал его в школьной тетрадке. Может быть, и забыл бы об этом, если бы тот же сон и в ту же ночь не приснился моей бабушке. Она сказала: «Это добрый знак!» А уж если бабушка что сказала Ведунья была, травница в седьмом поколении, умела разговаривать с животными
Не зря говорят: имя — это судьба. Едва у мальчика появилось второе имя, как в его жизни случилось еще одно событие.
- Я был долговязым и страшно худым, — продолжает Голтис. — А по соседству жила девочка Наталка: голубые глаза и платье с бантом. Так старался привлечь к себе ее внимание, а она: «Голтис, ты же худой, как скелет!» Я и без того стеснялся своего тела. Бывало, все бегут на речку купаться, а я — на лесное озеро, чтобы никому не показываться раздетым. А тут эта Наталка! Расстроился жутко. Убежал домой, выплакался. Потом упал на колени перед иконами: «Господи, ну почему я такой худой? Сделай так, чтобы я стал толстым, как Васька!» У нас в классе было три толстяка — как же я им завидовал!
Впрочем, настоящим кумиром Голтиса был Гойко Митич — знаменитый югославский актер, исполнитель главных ролей в фильмах о благородных индейцах. «Чингачгук — Большой Змей», «Верная Рука — друг индейцев» сводили с ума многих мальчишек, но кто бы дерзнул встать рядом? Голтис решился. И призвал на помощь дядю-боксера, в то время служившего в армии. Мальчик написал ему слезное письмо: мол, когда вернешься, сделаешь меня таким сильным, как Гойко Митич? В ответ дядя прислал шутливый рисунок атлета: хорошо ешь и слушайся родителей — и тебя будет не узнать.
Когда дядя Голтиса вернулся из армии, он и впрямь не узнал племянника: перед ним стоял юноша с фигурой Геракла! Но стал парень таким не только потому, что хорошо ел.
- Меня осенила мысль: чтобы сделать тело красивым, надо все о нем узнать, — говорит Голтис. — И свои сбережения потратил на книги по физиологии и медицине. Читал прямо на уроках, за что частенько доставалось от учителей. До 12 лет изучил анатомию и физиологию, а вот биомеханика и биохимия в одиночку не давались. Спрашивать учителей боялся: вдруг засмеют? В Ужгороде работал профессор Снегурский — живая легенда. К нему-то я и отправился. Профессор, узнав о цели визита, конечно, удивился. Начал выяснять, что я уже знаю. Удивился еще больше: «Подожди в коридоре. Закончу прием, поговорим». Пошли мы в парк, сели на лавочку, и Снегурский терпеливо объяснил мне, что и почему происходит в организме человека.
А тут и литература о восточных единоборствах стала появляться, и первые тренеры. Мой наставник помог освоить сложнейшее из единоборств — мисю-дзю-рю, но систему общих тренировок я разработал самостоятельно. Вставая в пять утра, в любую погоду бежал раздетым до пояса к реке, окунался. Потом через лес, по горам поднимался к озеру. Плавал около часа, занимался дыхательной гимнастикой и возвращался домой — собирать портфель в школу.
Тренировки Голтис проводил втайне от друзей, и, когда однажды на уроке физкультуры впервые снял футболку, в спортзале воцарилось молчание. Придя в себя, ребята бросились щупать бицепсы Голтиса: «Ну ты даешь!» Да что одноклассники Когда Голтис гостил у дяди в Чехословакии и тот привел племянника в бассейн, тренер по плаванию предложил парню участвовать в конкурсе «Мистер Аполлон Европы»! В Советском Союзе культуризм не поощряли — в подобных конкурсах страна участия не принимала, так что в 1976 году 15-летний Голтис представлял Чехословакию. И победил! Своей победой похвастался только близким друзьям — в то время за такие «подвиги» можно было схлопотать большие неприятности.
Совершенствуя свое тело, Голтис даже подумать не мог, что однажды это спасет ему жизнь
- Будучи студентом Киевского института физкультуры, приехал навестить родителей, — вспоминает Голтис. — Вышел прогуляться со щенком. Когда по подвесному мосту переходили реку, собака не удержалась и упала в воду. Сиганул следом — щенку было не выбраться, его несло, словно пушинку. Но в воде плывущее бревно ударило меня по шее. Боль была жуткая! Выбрался с собакой на берег, и все как будто прошло. Я еще потренировался — как раз готовился к чемпионату СССР по бодибилдингу. А ночью чувствую: руки немеют, дыхание перехватывает. Понял, что поврежден шейный отдел позвоночника. Чтобы определить, насколько серьезна травма, утром отправился рентген делать. Но у врача не было пленки В общем, снимок сделали только на четвертый день. Пока проявлялась пленка, решил искупаться в реке. Только вошел в воду — «скорая» едет: «Эй, парень, выходи немедленно! У тебя позвоночник сломан, а ты плаваешь!»
В больницу ко мне вызвали того самого Снегурского — он был шокирован. Привел своих студентов: «Если бы у парня не было такой мышечной массы, он бы уже в морге лежал. В таких случаях выживает один из ста».
Врачи уложили Голтиса в постель и начали аккуратно готовить к тому, что он на всю жизнь останется инвалидом. Но парень не собирался сдаваться! Прикованный к постели, Голтис делал дыхательные упражнения, пил настои трав по бабушкиным рецептам и верил, что все будет хорошо. Когда через месяц сделали контрольный снимок, врачи ахнули: перелома как и не было. Голтис вернулся в институт и на «отлично» сдал экзамен по гимнастике.
- Я убежден: в жизни ничто случайно не происходит, — говорит Голтис. — Опыт работы с телом очень пригодился. Занимался с парнем, страдающим дистрофией: при росте 190 сантиметров он весил 48 килограммов, а теперь такой красавец, что девушки заглядываются! Моей ученицей была еще девушка, при росте 177 сантиметров весившая 120 килограммов. За полгода занятий она похудела до 54 килограммов, а талия уменьшилась с метра до 59 сантиметров.
В 1989 году — в то время я жил в Америке — пришлось лечить сестру жены экс-президента США Рузвельта миссис Денклан. Женщина была много лет прикована к постели, и ее состояние постоянно ухудшалось. Занимался с ней по своей системе — через год миссис Денклан встала на ноги. Родственников у нее было много, но свою огромную виллу она хотела завещать мне. Я отказался: ведь помогаю людям не ради выгоды.
А недавно познакомился с удивительным человеком — Виктором Гаврилюком, который создает центры реабилитации для детей-инвалидов. Буду ему помогать.
- Можете ли сказать, с чего начать тем, кто хочет построить себя подобно тому, как сделали это вы?
- Конечно. Есть несколько очень простых упражнений, которые способствуют развитию скелета, мышц и внутренних органов. Их можно выполнять в любых условиях. Заниматься нужно через день, не меняя последовательности.
1. Подъем на носок. Встать на брусок. Пятки — висят. Максимально поднять и опустить стопу. 12 повторений на каждую ногу.
2. Приседание на двух ногах. Но при этом центр тяжести перемещается то на одну, то на другую ногу. Чтобы усилить нагрузку на мышцы бедра, можно взять в руки гантели. 12 повторений на каждую ногу, итого 24 приседания.
3. Упражнение для дельтовидной мышцы. Обхватите кистью одной руки другую руку в районе локтевого сустава и, создавая сопротивление, отводите ее в сторону до положения 45 градусов по отношению к телу. Большой палец руки должен быть направлен вниз. 9 повторений на каждую руку.
4. Отжимание в упоре лежа. Расстояние между ладонями — полторы ширины плеч. Пальцы рук смотрят вперед, таз приподнят. Отжиматься нужно так, чтобы касаться пола ключицами, а не грудной клеткой. Не больше 15 повторений.
5. Упражнение для пресса. Лечь на пол, колени согнуты, руки за головой. Туловище отрывать от пола не больше чем на 45 градусов. При этом работает прямая мышца живота, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта, очищается печень и укрепляется диафрагма.