Украина

Никопольский завод ферросплавов стал первым предприятием, которое фонд госимущества проверил уже при новом правительстве. Ни одного нарушения обнаружено не было

0:00 — 25 марта 2005 eye 322

Пока заинтересованные стороны судебного процесса состязаются в юридической казуистике, завод демонстрирует эффективную работу

Скандальная история с выяснением законности приватизации ОАО «Никопольский завод ферросплавов» продолжает развиваться «по нарастающей». В деле появляются новые участники. Когда 24 февраля в Печерском районном суде слушалось дело по конфликту между руководством Никопольского завода ферросплавов и владельцем контрольного пакета акций предприятия — консорциумом «Приднепровье», в процесс вмешалась глава парламентского Комитета по вопросам приватизации Валентина Семенюк. Выступив в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, она неожиданно заявила, что договор купли-продажи пакета уже давно признан недействительным — решением Коммунарского суда Запорожья

5 июня 2003 года.

Это решение, конечно же, было немедленно обжаловано адвокатами «Приднепровья», однако к процессу подключился юрист ЗАО «Укрэнергосбыт» Андрей Микитин — опять же в качестве третьей (а точнее, уже четвертой) стороны с самостоятельными требованиями. Он также потребовал признать договор недействительным — на том основании, что были нарушены права «Укрэнергосбыта» как участника приватизационного конкурса. Иск «Укрэнерго-

сбыта» был частично удовлетворен: суд наложил запрет на отчуждение акций, принадлежащих «Приднепровью», до окончательного выяснения обстоятельств.

Появится ли в суде пятый участник — неизвестно, однако сам процесс уже оказывает крайне негативное влияние на положение дел громадного предприятия. Являясь крупнейшим производителем ферросплавов в мире (в прошлом году завод занял первое место, произведя 1,023 миллиона тонн продукции), Никопольский ферросплавный оказывает влияние на экономику не только региона, но и всего государства. Только налогов за 2004 год было уплачено 154 миллиона гривен, не говоря уже о том, что от своевременных поставок продукции этого предприятия зависит половина сталелитейных производств в стране.

Само судебное разбирательство было вполне предсказуемым. Намерения нового правительства пересмотреть итоги приватизации последних лет были известны еще до выборов. Однако, намерения — намерениями, а право — правом. Вполне предсказуемым было и то, что уличить участников приватизационной сделки в нарушении законов не получится. И, потерпев неудачу в «прошлом», преследователи обратились к «настоящему» — судебные поиски посвящены фактам неисполнения приобретателем инвестиционных обязательств. Однако НЗФ и здесь оказался на высоте. 16 марта была проведена плановая проверка предприятия, по итогам которой представители Фонда госимущества, «Приднепровья» и заводского руководства составили акт с 328 страницами приложений, согласно которому консорциум «Приднепровье», ставший владельцем 50% + 1 акции, добросовестно и аккуратно выполняет все условия инвестиционного договора. А 23 марта в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция представителей НЗФ, на которой были оглашены результаты этой проверки.

Многие экономические показатели 2004 года для НЗФ оказались даже более успешными, нежели заложенные в инвестиционном договоре. Покупатель обязывался обеспечить среднюю зарплату на уровне 920 гривен в месяц, а выплачивал 1080 гривен. По словам директора предприятия Владимира Куцина, в настоящее время средняя зарплата на заводе составляет уже 1300 гривен (третья по уровню во всей металлургической отрасли). Рентабельность производства в инвестиционном договоре планировалась на уровне 10,5 процента, а реально оказалось 12,3 процента. Для объема реализованной продукции была установлена нижняя планка в 1 миллиард 568 миллионов гривен, которую завод в 2004 году превысил на 59 процентов, продав продукции на 2 миллиарда 451 миллион. Кроме этого, Фонд госимущества отметил выполнение поставленных требований по созданию безопасных условий труда на предприятии, реализацию плана работ, связанных с защитой окружающей среды, сохранение установленной численности работников завода. НЗФ стал первым предприятием, которое прошло проверку Фонда госимущества уже при новом правительстве. Ни одной претензии к заводу нет.

- Мы не верим, что к процессу приватизации нашего завода могут быть какие-то серьезные претензии, — заявил на пресс-конференции глава правления ОАО «Никопольский завод ферросплавов» Владимир Куцин.  — Однако вынуждены постоянно доказывать нашим зарубежным партнерам, что эти судебные разбирательства не нарушат стабильность работы предприятия.

Дело в том, что мировая конъюнктура ферросплавного производства в настоящий момент ухудшается, и заключать соглашения становится все сложнее. Так, в прошлом году, не выдержав конкуренции с украинским производителем, остановились два ферросплавных предприятия — во Франции и в Северной Америке.

Одним из самых впечатляющих достижений в работе Никопольского ферросплавного стал переход от так называемых спотовых (ограниченных) контрактов с заказчиками к долгосрочным договорам с постоянными партнерами. Деловая репутация создается годами, а разрушается за минуты.

Подписание долгосрочных контрактов может оказаться под угрозой из-за подозрения в наличии даже малейших трудностей и уж тем более — в таких, какие ожидают предприятие в случае смены собственника. Амбиции участников состязания в Печерском суде могут оказаться для предприятия роковыми. Так что и «возвращать» станет нечего.

Справка

ОАО «Никопольский завод ферросплавов» занимает монопольное положение в Украине по производству электроферромарганца и силикомарганца. Производственные мощности завода позволяют ежегодно выпускать более 1,2 миллиона тонн продукции. Доля продукции НЗФ на мировом рынке ферросплавов составляет 11,5%. Основными рынками сбыта являются Украина, Россия, страны Евросоюза, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, куда экспортируется 70% продукции НЗФ. В 2004 году завод увеличил объем произведенной продукции на 17,6% по сравнению с показателями за предыдущий год. Чистая прибыль предприятия за тот же период выросла с 20 миллионов 863 тысяч гривен до 70 миллионов 534 тысяч, то есть более чем в три раза.