Об этом «ФАКТАМ» заявил глава комиссии Народного руха Николай Степаненко, который назначен представителем министра МВД по изучению обстоятельств гибели Вячеслава Чорновола. Расследование трагической смерти известного политика возобновляется
Дело об убийстве Вячеслава Чорновола, возбужденное под давлением общественности в конце марта 2001 года по статье «Террористический акт», спустя четыре месяца было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Сейчас Министерство внутренних дел и Генпрокуратура расследование гибели лидера Народного руха обещают возобновить. На днях министр внутренних дел Юрий Луценко подписал приказ о назначении полковника милиции Николая Степаненко представителем главы МВД и поручил координировать расследование обстоятельств гибели Вячеслава Чорновола. Накануне Николай Леонтьевич дал «ФАКТАМ» свое последнее интервью в качестве независимого эксперта, отметив, что в дальнейшем будет общаться с прессой исключительно в рамках Уголовно-процессуального кодекса.
Напомним, что автокатастрофа, в которой погиб Вячеслав Максимович, произошла на трассе Борисполь-Золотоноша ночью 25 марта 1999 года. По странному стечению обстоятельств, которые до сих пор заставляют многих усомниться в случайности трагедии, водитель груженного зерном КамАЗа с прицепом начал разворачивать грузовик на дороге именно в тот момент, когда там проезжал Вячеслав Чорновил. Шедшая на большой скорости «Тойота» лидера НРУ влетела прямо в сцепку КамАЗа с прицепом, стоявшего поперек дороги. Смерть Вячеслава Чорновола была мгновенной. Пресс-секретарь лидера НРУ Дмитрий Понамарчук, спавший на заднем сиденьи, выжил, но получил травмы и перенес тяжелую операцию. На следующий день тогдашний глава МВД Юрий Кравченко заявил, что Чорновил погиб в случайном ДТП и другие версии даже не будут рассматриваться. Поэтому не удивительно, что милиция, проведя расследование трагедии, квалифицировала ее как дорожно-транспортное происшествие. Спустя несколько месяцев дело было прекращено, а водителя
КамАЗа Владимира Куделю осенью 1999 года амнистировали.
Однако соратники Вячеслава Чорновола уверены: грузовик на ночной трассе появился не случайно. Об этом заявил глава комиссии Народного руха по расследованию гибели Вячеслава Максимовича Николай Степаненко.
- Николай Леонтьевич, когда была создана комиссия Народного руха по расследованию гибели Вячеслава Чорновола?
- На следующий день после трагедии. В то время я был гендиректором акционерного общества «Украинский сувенир», членом Центрального провода и главой Киевской областной организации НРУ. Согласно действующему законодательству я, в отличие от следователя или журналистов, не имел права собирать материалы. Тем не менее переговорил, наверное, с тысячами человек. Анализировал информацию в прессе, выезжал на место происшествия, вымерял, моделировал ситуацию. В конце концов, и я, и члены комиссии пришли к выводу: следственная бригада МВД просто не обращает внимания на многие несовпадения. По крайней мере, существует около 15 вопросов, на которые правоохранительные органы всячески уклонялись давать конкретные ответы.
- Насколько я понимаю, новых доказательств неслучайности гибели Вячеслава Чорновола на сегодняшний день нет?
- Я бы не употреблял слово «доказательства». Существуют скорее предположения о неслучайности гибели лидера НРУ. На сегодняшний день достаточно тех фактов, которые не рассматривались ранее по политическим соображениям, но могут быть изучены сейчас. Напомню: до сих пор нет четкого ответа на вопрос, почему водитель КамАЗа Куделя выбрал самый неудобный и длинный маршрут из Днепропетровской области на Волынь. Следователям он говорил, что поехал по этой дороге потому, что уже 11 раз так ездил. А на вопрос, почему якобы пропустил нужный поворот, Владимир Куделя отвечал, что ехал здесь всего один раз и не запомнил трассу. Кроме того, Куделя выехал на маршрут днем, в 12. 30. В это время, как правило, дальнобойщики в путь не отправляются. Почему поздно выехал? Отвечает, что жена готовила ему еду. А супруга утверждает, что муж менял колесо. Опять несовпадение.
А куда запропастился журнал регистрации машин на Переяслав-Хмельницком КПП? Когда мы обратились с запросом в МВД, чтобы посмотреть записи и выяснить, какая иномарка преследовала долгое время кортеж Чорновола и Удовенко, то оказалось, что журнал исчез. Кроме того, в ходе следствия так и не установили, почему в практически новой «Тойоте» не сработали подушки безопасности. По непонятной причине следователи почему-то не искали водителя автомобиля с кировоградскими номерами, который помогал вытягивать «Тойоту» из-под КамАЗа.
- И что же, по-вашему, этот свидетель может рассказать?
- О человеке с кавказской внешностью говорил следователям охранник Геннадия Удовенко. Этот свидетель затем звонил в кировоградский Народный рух с предложением: «Если вы поможете мне выехать за границу, я дам показания, кто был в
КамАЗе и какая там была радиосвязь».
- Как, по-вашему, разворачивались события за несколько секунд до аварии?
- Я смоделировал ситуацию сначала на миллиметровке, а затем на компьютере. Получается, что опытный водитель Чорновола Евгений Павлов видел фары КамАЗа за 280 метров. У Кудели на грузовике большое зеркало, он видел фары «Тойоты» за тысячу двести метров и не должен был разворачиваться. Но внезапно начал разворот, когда легковушка приблизилась примерно на расстояние 90 метров. Наверняка Павлов все это время думал, что
КамАЗ просто движется в сторону Борисполя. Когда понял, что грузовик разворачивается, было уже поздно. КамАЗ с прицепом останавливается, как полураскрытая книга, поперек дороги. У водителя грузовика не выдерживают нервы — он выскакивает из кабины. Евгений Павлов успевает только нажать на тормоз, машина проходит 33 метра и врезается в сцепку КамАЗа с прицепом. Если бы грузовик не остановился, а продолжал движение, то освободил бы коридор в 6-7 метров. Этого достаточно, и машина Чорновола спокойно проскочила бы
- Помнится, в 1999 году следствие утверждало, что КамАЗ не мог развернуться в том месте, не воспользовавшись задним ходом.
- 26 марта 1999 года после следственного эксперимента был составлен протокол, из которого следует, что за две попытки Куделя два раза не смог развернуться без заднего хода. Я тщательно изучил технические характеристики КамАЗа, у этой машины минимальный радиус разворота — 8,5 метра. Ширина дороги — 17 метров 10 сантиметров. С помощью следственной комиссии Верховной Рады я вытребовал проведение повторного эксперимента. МВД согласилось. Куделе вновь предложили повторить маневр на том же месте. Он развернулся 6 раз во время 6 попыток! При этом тратил на разворот в среднем 22-44 секунды.
- По вашим словам выходит, что Куделя действовал умышленно?
- Я никогда не обвинял водителя КамАЗа в том, что он умышленно подставил грузовик под автомобиль, в котором ехал Вячеслав Чорновил. Еще в 1999 году я сказал и сейчас думаю, что Куделю использовали вслепую, направляя его действия ошибочной информацией. Например, необходимостью остановить человека, который не выплатил долг, или преступника. Возможно, водителя КамАЗа шантажировали. Но на убийство вряд ли бы он пошел. Это видно было и по его переживаниям.
- Чем закончилась ваша встреча с министром МВД Юрием Луценко?
- Министр МВД заинтересован в том, чтобы все дела были расследованы должным образом. В ближайшее время будет сформирована следственная группа, которая начнет расследование дела по факту гибели Вячеслава Чорновола. На этот раз, надеюсь, мы приблизимся к истинным причинам его смерти. Юрий Луценко дал команду восстановить меня на работе в МВД. Скажу только, что следственные действия я проводить не буду. Скорее всего, займусь координацией деятельности следственной группы, но в рамках Уголовно-процессуального кодекса. И если кто-то полагает, что моя задача сейчас — найти кого-то и наказать, то ошибается. Главная задача — дать ответы на все возникшие на сегодня вопросы.
- Ранее МВД рассматривала только одну версию — ДТП. А какие были у вас?
- Была версия, что за организацией убийства лидера НРУ стоит Павел Лазаренко, ведь Куделя 8 лет работал в колхозе, который возглав-лял брат экс-премьера. Но эта версия, как и предположение, что за ДТП стоят те, кто откололся от Народного руха, отпала по многим причинам. Рассматривался и вариант, что за гибелью Чорновола стоят пророссийские силы. Но более реальная, по моему мнению, версия о том, что убийство Чорновола организовали наши правоохранительные органы. Почему? Приближались президентские выборы, и Чорновил сильно мог спутать карты действующей власти. А методика устранения неугодных с помощью КамАЗа была отработана еще со времен устранения первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.