Начальник управления столичной Госавтоинспекции полковник милиции Анатолий Павловский рассказал «ФАКТАМ» о ситуации на дорогах Киева, ответил на вопросы о взаимоотношениях инспекторов и водителей
Не секрет, что в последнее время работа Госавтоинспекции становится более прозрачной, а обращения граждан к сотрудникам ГАИ приносят реальные результаты. Например, каждый водитель сегодня может потребовать визитную карточку у инспектора, на которой указаны реквизиты его руководства. Если автомобилист недоволен действиями гаишника, командир подразделения обязан выехать на место инцидента и провести служебное расследование.
За два месяца нынешнего года руководство ГАИ получило более 20 подобных заявлений. После проведения служебного расследования шесть жалоб подтвердились, провинившиеся привлечены к ответственности
- Анатолий Сергеевич, не достигла ли война — а иначе то, что творится на дорогах, и не назовешь — своего предела? С каждым годом как в Киеве, так и в Украине увеличивается число погибших и травмированных в ДТП. Надо усиливать ответственность за правонарушения на дорогах. Ведь сегодня даже по тротуару ходить стало опасно!
- Предложения по ужесточению наказаний за нарушение Правил дорожного движения у многих вызывают справедливую поддержку. Однако одними карательными санкциями проблему не решить. Законопослушность граждан — это своеобразный индикатор состояния общества в целом. Усиливать ответственность и водителей, и пешеходов, безусловно, необходимо. Одновременно будет ужесточен контроль и за сотрудниками ГАИ. Убежден, что честный и принципиальный автоинспектор всегда сможет навести порядок на дороге.
- Наверное, без достойной зарплаты сделать это ему будет ой как нелегко.
- Знаю, что у нового руководства МВД этот вопрос — один из первых на повестке дня. Так что, думаю, здесь у нас будет улучшение.
- Что происходит сегодня в центре столицы? Складывается такое впечатление, что туда съехались автомобили со всех городских массивов, а разъехаться не могут — сплошные заторы.
- С этим явлением сталкиваются все крупные мегаполисы планеты. И Киев отнюдь не первый в списках городов, задыхающихся от так называемых пробок. Вопрос же в том, что Госавтоинспекция проблему заторов может пока решать, к сожалению, лишь за счет четкой и безукоризненной работы на перекрестках регулировщиков. Как только транспорт начинает скапливаться, опытный инспектор справится с затором быстрее, чем любой светофор. Другое дело, что некоторые водители игнорируют, а зачастую даже не знают требований регулировщика и едут так, как им удобно, порою даже на запрещающий сигнал сотрудника ГАИ!
Еще один пример: правилами запрещено выезжать на перекресток, если там уже образовался затор. Но это элементарное требование повсеместно нарушается! Тем самым водители создают проблемы как себе, так и другим автомобилистам. А еще реально подвергают опасности жизнь самого инспектора: за последние полгода под колесами машин пострадали три наших сотрудника.
Очень часто заторы возникают из-за припаркованных у тротуаров машин. Даже на узких улочках в центре города автомобили ставят под углом, так называемой елочкой. На запрещающие знаки водители практически не реагируют, а снимать номерной знак с машины нарушителя закон не позволяет.
- Возможно, решить проблему поможет принудительная эвакуация таких автомобилей?
- Сегодня в центре уже работают четыре эвакуатора, которые были приобретены по распоряжению городской администрации. В перспективе их количество возрастет до десяти. С учетом работы погрузчика неправильная парковка обойдется водителю примерно в 170 гривен. Правда, практика первых дней работы эвакуаторов показала: как только автомобиль собираются ставить на платформу, почти сразу рядом появляется его владелец. Тем не менее водителю придется оплатить работу погрузчика — порядка 60 гривен. Кроме того, оформляется протокол, который впоследствии направляется в суд. Если машину все-таки отправили на штрафплощадку, то узнать о ее местонахождении владелец сможет в дежурной части ГАИ по телефону 213-70-64 или 02. Хочу отметить, что принудительная эвакуация, как может кто-то подумать, вовсе не коммерческое мероприятие. С ее помощью мы создаем комфортные условия для проезда законопослушных водителей.
- Скептики, ссылаясь на мировой опыт, утверждают, что бороться с заторами практически бесполезно. Вы разделяете их пессимизм?
- Решать проблему заторов необходимо комплексно. На помощь инспекторам должны прийти эффективные методы организации дорожного движения. Подключив, к примеру, к автоматизированной системе управления движением максимальное количество «проблемных» перекрестков, можно оперативно переключать светофоры, разводя потоки машин. Безусловно, нужно обустраивать в городе парковочные места, вводить определенные ограничения для движения транспорта, реконструировать улицы, путепроводы, развязки В комплексе все это позволит добиться положительных результатов. И городские власти многое делают в этом плане — все-таки в центре столицы транспорт движется, и нет многочасовых пробок, как в ряде других городов.
- Как сейчас обстоят дела с угоном автомобилей?
- В Киеве в среднем угоняют два автомобиля в день. Каждая вторая автокража столичными правоохранителями уже раскрыта. По статистике, практически 90 процентов общего числа угонов было совершено с дворовых территорий. Поэтому я настоятельно рекомендовал бы владельцам оставлять свои машины — особенно в ночное время! — на охраняемых автостоянках. А еще обязательно установите на машину противоугонное устройство и в любых ситуациях не забывайте им пользоваться. Помните: заводские стандартные «противоугонки» не гарантируют надежную защиту автомобиля.
Хорошо зарекомендовали себя замки, блокирующие ручку коробки передач, рулевое колесо. Оптимальный вариант — оборудовать машину как механической защитой, так и электронной сигнализацией. Случаи, когда угонщики спиливают механические замки или пытаются вскрывать автомобиль, начиненный хитрой сигнализацией, — большая редкость. Если машину все же угнали, без промедления звоните по 02. Чем раньше вы сообщите о случившемся в милицию, тем больше шансов найти вашу машину.
- Какие автомобили угоняют в Киеве чаще всего?
- В рейтинге угонов сегодня «лидируют» «Дэу-Ланос», «Фольксваген-Пассат» и джип «Тойота-RAV4». Каждый пятый угнанный в этом году автомобиль был этих марок.
- Анатолий Сергеевич, если честно, возможно ли нормальное сотрудничество ГАИ и водителей?
- Я считаю, что вполне возможно, но при некоторых условиях. Просто обе стороны должны отвечать за свои поступки. Если водитель считает неправильными действия инспектора, он может звонить и жаловаться. Но хочу, чтобы водители предъявляли претензии не только к ГАИ, но и к себе! Для этого я готов установить в своем кабинете телефон доверия, по которому автомобилисты могут «покаяться» в собственных грехах и, если сочтут нужным, приехать и оформить протокол за допущенные ими правонарушения на дороге. Ведь ходят же люди исповедоваться в церковь. Правда, там обходится без протоколов. Возможно, осознание своей вины заставит многих водителей задуматься о поведении на дороге.