От создателей популярной телепередачи «Розыгрыш» пострадало немало известных личностей Жертвами российской передачи «Розыгрыш» становились Олег Газманов, Никас Сафронов, Ирина Хакамада, Нина Русланова, Ирина Аллегрова, Наташа Королева, Катя Лель, Анастасия Волочкова и другие известные и весьма достойные люди, не разглядевшие подвоха в ловко срежиссированных тележурналистами ситуациях. Попался на эту удочку и Роман Виктюк, даром что сам обожает дурачить других и знает все тонкости этого дела. «Как же вы так оконфузились, Роман Григорьевич?» — задали мы вопрос великому маэстро накануне Дня смеха, посетив его в Москве.
На третьей минуте монолога Роман Григорьевич внезапно прервал свой рассказ. «Идите к Грише! — велел мой собеседник. — Он лучше меня все расскажет!» Гриша, то бишь исполнительный продюсер театра Романа Виктюка Григорий Тумасов, знал о розыгрыше с самого начала. Поэтому был посвящен во все перипетии этого коварного шоу, которое показало мировую знаменитость в неожиданном свете.
- Программа охотилась за Романом Григорьевичем давно, — рассказал мне Григорий Тумасов. — А в ней обязательно кто-то должен быть проводником, человеком, которому жертва абсолютно доверяет. Например, близкий друг или родственник. Проводник знает, что это розыгрыш, и как бы ведет героя по сценарию. Редакция «Розыгрыша» обратилась ко мне где-то за полгода до записи передачи с просьбой, чтобы я был вот таким ведущим человеком в их программе.
Первоначально у них был совсем другой сценарий. Роман Григорьевич известен своей склонностью к мистификациям. Может, оставив пиджак на кресле в зале во время репетиции и сказав: «Да-да, дети, сейчас вернусь!», уехать в другой город и возвратиться дня через три.
Зная об этом, организаторы передачи в период, когда Роман Григорьевич ставил в Краснодаре оперу «Иоланту», решили запереть его в номере гостиницы и потом по телевизору пустить объявление о том, что Виктюк пропал без вести. ЧП! Ведь готовится премьера Все его ждут, никто не репетирует «Иоланту». Он же должен был сидеть запертым в гостиничном номере, все это видеть по телевизору и кусать локти от бессилия.
Отрядили целую редакцию в Краснодар, с тем чтобы замесить ситуацию вокруг этого. Но Роман Григорьевич поселился не в гостинице, а на съемной квартире, спутав все карты. Возникла проблема, как попасть в его жилье, чтобы вмонтировать микрокамеры. Организаторы передачи предлагали мне ехать вместе с ними и быть проводником, помочь достать ключ от квартиры. Но я отказался.
- Боялись прогневить мэтра?
- Я не представлял, как он к этому отнесется. Тогда телевизионщики попросили стать проводником в розыгрыше Виктюка директора Краснодарского театра оперы и балета, но и он не захотел. Тем не менее съемочная группа отправилась в Краснодар. Они представлялись корреспондентами, как-то пробивали эту ситуацию — ничего не вышло. Организаторы телешоу печалились по этому поводу, звонили мне и жаловались, мол, столько людей туда поехало, техника А тут такой провал!
И все-таки упускать Виктюка как героя передачи они не хотели: уж очень лакомый кусочек. У Романа Григорьевича есть передача «Поэтический театр Романа Виктюка». Она снимается в нашем же театре. Режиссер этой программы Игорь Волосецкий и стал тем самым проводником, который повел Романа Григорьевича по сценарию. Правда, замысел интриги был уже другим, и все сработало.
- Любопытно, что Роман Григорьевич, сам по жизни игрок, проглотил наживку.
- Вы знаете, человека, который сам играет, очень легко разыграть. В этом парадокс. А проделали телевизионщики все очень просто. Волосецкий сделал вид, что снимает очередную передачу «Поэтического театра», а сам пустил за камеры ребят из передачи «Розыгрыш». Но Роман Григорьевич этой подмены не заметил. Микрокамер, ловко вмонтированных в разных местах, тем более.
Кроме того, за два дня до этого Игорь рассказал Роману Григорьевичу, что в Москве собрались гуру с Тибета (у них, дескать, какой-то семинар) и, прослышав о Виктюке, страшно захотели попасть к нему на спектакли. То есть Волосецкий пустил Роману Григорьевичу, что называется, «ежа под череп». В тот день, когда под маркой поэтической передачи начали снимать розыгрыш, Волосецкий подошел к Виктюку и сказал: «Роман Григорьевич, приехали монахи с Тибета, о которых я вам говорил». Виктюк не удивился, ведь слышал, что здесь проводится семинар
И действительно, вошел замечательный, с каким-то просветленным лицом старый «монах» в длинном одеянии С ним был «монах» помоложе и переводчик.
- А где они нашли такие типажи?
- Старый «монах» — какой-то кореец, актер. Он изъяснялся на каком-то своем языке, двигал пальцами, а переводчик все это переводил. Виктюк с этим гуру стал говорить на свои любимые темы: общение с Космосом, связь театра со Вселенной. Ведь здание в Москве, в котором находится театр Романа Виктюка, строил архитектор Мельников. Оно с огромными раструбами, большими окнами, в 1924 году прошлого века так не строили. Это был воплощенный конструктивистский проект. При восходе и закате солнца здание светилось, Мельников называл его «дворцом света». Посередине располагается столб, якобы напрямую связывающий театр с Космосом. «Монахи» об этом тоже знали!
- И маэстро был сражен?
- Ну конечно! Редакторы хорошо потрудились над сценарием. Они точно поняли, о чем говорить, чтобы вызвать у режиссера доверие к этим людям! Когда «монахи» попросили разрешения провести в ближайшее время какой-то семинар в этом удивительном здании, Роман Григорьевич сказал: «О чем вы говорите? С огромным удовольствием!.. Без денег. Пожалуйста! Это же такое счастье иметь возможность общаться и говорить на эти темы!» Они распрощались Волосецкий продолжил съемки своей передачи. И вдруг забежал молодой «монах» и сказал, что, как только они вышли из здания, к ним подошла милиция А поскольку у них не было при себе документов, их препроводили в ближайшее отделение. Словом, их надо было выручать.
Организаторы «Розыгрыша» заранее договорились с администрацией нашего театра, чтобы мы на время куда-то уехали. Иначе Роман Григорьевич наверняка отправил бы в милицию кого-нибудь из нас. Но ведь было важно, чтобы он сам приехал в отделение милиции. Он отпирался, говорил, что нужно снимать, что у нас вечером спектакль, что он никуда не поедет И этот мальчик, молодой «монах», стал плакать и говорить: как же так, дескать, гуру отвезли в милицию, его нужно вытаскивать, и только маэстро Виктюк может помочь.
Словом, так телевизионщики вытащили Романа Григорьевича в отделение милиции, которое находилось рядом, буквально в пяти минутах езды от театра. Маэстро приехал туда, его заставили показать документы, чтобы он доказал, что он Виктюк и берет на поруки этих людей. Роман Григорьевич говорил: «У меня нет документов Да выйдите на улицу: весь город оклеен нашими афишами!.. »
А это действительно так. Мы играли в Международном доме музыки, и весь город, тысячи бигбордов, были оклеены фото Димы Бозина (ведущий актер театра Виктюка. — Авт. ). Повсюду висели огромные бигборды с фотографиями и репертуаром нашего театра. И Романа Григорьевича было фото, и Димки с Романом Григорьевичем
- Милиционер признал личность Виктюка?
- Нет. Для этого ему пришлось бы выходить из отделения милиции и смотреть на эти бигборды, чтобы сличить их с оригиналом. «Трэбовался пачпорт». «Пачпорта» не было, и Роман Григорьевич говорил, что он готов взять задержанных на поруки и дать любые расписки. Все это было достаточно долго, пока милиционеры не смилостивились: «Ну, забирайте своих гуру!» Когда они пришли в этот «обезьянник», где в клетке сидел гуру и переводчик, началось самое страшное.
Гуру стал делать какие-то пасы руками, и милиционер, который сидел у тумбочки, плюхнулся в обморок. Потом гуру переключился на другого милиционера, который пришел с ключами, чтобы эту клетку открыть. Второй милиционер тоже потерял сознание. И тут, якобы теряя последние силы, стал падать в обморок и сам гуру! Он стал валиться на руки переводчику. Переводчик говорит: «Я не могу его держать, войдите кто-нибудь!» А у лежащего без чувств милиционера в руках торчала связка ключей.
- И что, Роману Григорьевичу нужно было разжать «хладные пальцы» милиционера и забрать ключи?
- Да! Но он ни в какую! Ему стали говорить: «Вам же разрешили забрать этих людей? Возьмите ключи!» Но Роман Григорьевич упирался. И тут Игорь Волосецкий, он, как я уже говорил, был проводником в этой передаче и тоже приехал вместе с Виктюком и водителем в райотдел, взял ключи и открыл дверь клетки. Вбежал третий милиционер и как гаркнет: «Что это такое? Почему они лежат? Что происходит?» Вы представляете себе этот абсурд?
- Он растерялся?
- Дело не в том, что он растерялся Знаете, это такой натиск!.. Говорят, от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Страшно, когда ситуация выходит из-под контроля и твоего понимания. И ничего не спасает: ни имя, ни мировая известность. Ты — человек без паспорта (а у него же паспорта с собой не было), никто. Во-первых, ты в казенном доме, во-вторых, люди в погонах всегда производят гнетущее впечатление. Я, кстати, Романа Григорьевича могу понять. Он пришел делать добро, спасать людей, а оказался чуть ли не преступником! Ведь у него под ногами валялись три «трупа».
- Тут такая перепалка началась! — рассказывает Григорий Тумасов. — Роман Григорьевич, схватившись за свою душу, стал говорить: я к этому не имею отношения, я режиссер, что вы от меня хотите, отпустите людей И так далее. Его как бы подталкивали к этой клетке, но он уперся в дверной проем и туда не заходил. А задача передачи как раз и состояла в том, чтобы режиссер зашел в «обезьянник». Когда же стало ясно, что никакие силы не заставят его зайти и он уже был на грани, выбежала съемочная группа, все стали его целовать и говорить: «Вы стали участником передачи «Розыгрыш»!»
- А он?!
- Пошли сигналы «пи-пи-пи» Потому что такие матюки понеслись из уст Романа Григорьевича!
- Ну они рисковали! А вдруг бы с человеком что стряслось? Слышала, что у Романа Григорьевича неполадки со здоровьем
- Какие у него неполадки? Вы ему только не говорите! Может быть, как у любого взрослого человека у него есть свои недомогания, но, глядя на этого человека, можно только позавидовать его тонусу и реакции на жизнь. Я считаю, что он молодец. Себе самому желаю быть таким в его годы Он все еще ХОЧЕТ, все еще ХОЧЕТ! Это не каждому дано.
- Но шутки у них жестокие.
- Что касается розыгрыша Виктюка, то он еще неви-и-и-нный Потому что я знаю розыгрыш с Чулпан Хаматовой У Чулпан есть подруга — известный режиссер Нина Чусова. Чулпан приехала встречать ее в аэропорт, и тут объявили, что самолет захватили террористы. У актрисы случился обморок. Когда же ее стали приводить в чувство и успокаивать, мол, все это шутка, она даже по морде надавала редактору программы: «Как вы так можете?» Разругалась с ними в пух и прах, и, естественно, никакой передачи не получилось.
А передача с Руслановой, когда они у нее на глазах пустили на ее автомобиль танк! Я так понял, телевизионщики тогда подстраховались. Где-то за углом дежурила «скорая», врачи. Говорят, что до этого организаторы даже выясняли в поликлинике, нормальное ли у Руслановой сердце Но это, я согласен с вами, риск. Ведь человек непредсказуем. Может упасть в обморок, а может и наброситься. Ладно, Русланова отдубасила их мокрым полотенцем, сказала, кто они есть А если бы их принялись колотить по-взрослому Лещенко и Винокур?
- Что, они тоже попались?
- А то! Создатели передачи знают, на чем сыграть. У Романа Григорьевича слабым местом оказался Космос, а у Лещенко и Винокура пельмени. Не знаю, видели ли вы розыгрыш с ними? Им предложили стать лицом пельменей «Русские». И вот артисты приехали на завод, где делали пельмени, стали оговаривать суммы, которые им заплатят, какой будет реклама Рыльце на обложке. А потом им предложили зайти в огромный холодильник и посмотреть продукцию. Когда они туда вошли, дверь неожиданно захлопнулась.
Завхоз с ключами ушел, и дверь открыть стало невозможно Лещенко и Винокур просидели два часа в этом холодильном помещении, им громко говорили из-за двери, где лежит бутылка водки, где ее обычно прячут рабочие Друзья нашли эту водку, обтирались, глотали В общем, когда через два часа заледеневшие гости выпали из холодильника, им сообщили, что их снимало телевидение.
А чем, к примеру, взяли Александра Абдулова? Он невероятный собачник. Его привели в ресторан и сказали, что самое потрясающее блюдо, которое могут приготовить, это блюдо из собаки (это оказался корейский ресторан). Привели псину в ошейнике, из которой пообещали приготовить ужин. Абдулов возмутился: «Вы сошли с ума!» — и купил пса, чтобы тот не погиб. За сумасшедшие деньги — тысячу или две долларов. Но не тут-то было! Там сидел какой-то толстосум, подсадной, конечно, и спросил у повара: «А есть у тебя другая собака? Приготовь мне». Абдулов купил и второго пса.
Артист купил, по-моему, три собаки. «Вы гады! Животных губите!» — возмущался он. Причем до этого его попросили сфотографироваться с шеф-поваром ресторана, чтобы вывесить потом портрет. Так вот под конец Абдулов кричал, чтобы его фотографии в этом ресторане никогда не было, да и друзьям скажет, чтобы те сюда ни ногой
Считаю, что все было сделано замечательно. Ведь в минуты розыгрыша человек проявляется. Иногда бывают очень смешные вещи, когда в людях проступают самые искренние, добрые качества. А бывает, когда герои ведут себя странно. Но в любом случае все, кого разыграли, потом дают добро создателям передачи, хотят они видеть это на экране или нет.
- Роман Григорьевич не возражал?
- Нисколько. Программу показали месяц назад. Он с удовольствием потом рассказывал, как его поймали на крючок, как его разыграли, каким он рыцарем выглядел Мне кажется, ему понравилось. Я считаю, что он герой и выглядел достойно
- Но в клетку-то в «обезьяннике» не вошел?
- Не вошел. И правильно сделал!
- А он не стыдится обнаруживать эти моменты, когда ему страшно, когда он растерян? Ведь это из передачи не вырезали.
- Не стыдится. И в этом сила личности, понимаете?.. Не стесняться своих слабостей. К тому же он сам любит шутить. Поэтому способен понять и принять чужую шутку. Он может подделывать голоса, может состыковать людей, передав одну информацию от другого, чтобы посмотреть, как они друг на друга реагируют. А потом, когда разгорится сыр-бор, появиться в нужный момент и сказать: «Ладно-ладно, не грызитесь, это я пошутил».