Культура и искусство

Сделав руками пасы, тибетский гуру «умертвил» двух милиционеров, которые рухнули под ноги онемевшему от ужаса роману виктюку

0:00 — 1 апреля 2005 eye 497

От создателей популярной телепередачи «Розыгрыш» пострадало немало известных личностей Жертвами российской передачи «Розыгрыш» становились Олег Газманов, Никас Сафронов, Ирина Хакамада, Нина Русланова, Ирина Аллегрова, Наташа Королева, Катя Лель, Анастасия Волочкова и другие известные и весьма достойные люди, не разглядевшие подвоха в ловко срежиссированных тележурналистами ситуациях. Попался на эту удочку и Роман Виктюк, даром что сам обожает дурачить других и знает все тонкости этого дела. «Как же вы так оконфузились, Роман Григорьевич?» — задали мы вопрос великому маэстро накануне Дня смеха, посетив его в Москве.

«Первоначально Роман Григорьевич должен был пропасть без вести»

… На третьей минуте монолога Роман Григорьевич внезапно прервал свой рассказ. «Идите к Грише! — велел мой собеседник.  — Он лучше меня все расскажет!» Гриша, то бишь исполнительный продюсер театра Романа Виктюка Григорий Тумасов, знал о розыгрыше с самого начала. Поэтому был посвящен во все перипетии этого коварного шоу, которое показало мировую знаменитость в неожиданном свете.

- Программа охотилась за Романом Григорьевичем давно, — рассказал мне Григорий Тумасов.  — А в ней обязательно кто-то должен быть проводником, человеком, которому жертва абсолютно доверяет. Например, близкий друг или родственник. Проводник знает, что это розыгрыш, и как бы ведет героя по сценарию. Редакция «Розыгрыша» обратилась ко мне где-то за полгода до записи передачи с просьбой, чтобы я был вот таким ведущим человеком в их программе.

Первоначально у них был совсем другой сценарий. Роман Григорьевич известен своей склонностью к мистификациям. Может, оставив пиджак на кресле в зале во время репетиции и сказав: «Да-да, дети, сейчас вернусь!», уехать в другой город… и возвратиться дня через три.

Зная об этом, организаторы передачи в период, когда Роман Григорьевич ставил в Краснодаре оперу «Иоланту», решили запереть его в номере гостиницы и потом по телевизору пустить объявление о том, что Виктюк пропал без вести. ЧП! Ведь готовится премьера… Все его ждут, никто не репетирует «Иоланту». Он же должен был сидеть запертым в гостиничном номере, все это видеть по телевизору и кусать локти от бессилия.

Отрядили целую редакцию в Краснодар, с тем чтобы замесить ситуацию вокруг этого. Но Роман Григорьевич поселился не в гостинице, а на съемной квартире, спутав все карты. Возникла проблема, как попасть в его жилье, чтобы вмонтировать микрокамеры. Организаторы передачи предлагали мне ехать вместе с ними и быть проводником, помочь достать ключ от квартиры. Но я отказался.

- Боялись прогневить мэтра?

- Я не представлял, как он к этому отнесется. Тогда телевизионщики попросили стать проводником в розыгрыше Виктюка директора Краснодарского театра оперы и балета, но и он не захотел. Тем не менее съемочная группа отправилась в Краснодар. Они представлялись корреспондентами, как-то пробивали эту ситуацию — ничего не вышло. Организаторы телешоу печалились по этому поводу, звонили мне и жаловались, мол, столько людей туда поехало, техника… А тут такой провал!

И все-таки упускать Виктюка как героя передачи они не хотели: уж очень лакомый кусочек. У Романа Григорьевича есть передача «Поэтический театр Романа Виктюка». Она снимается в нашем же театре. Режиссер этой программы Игорь Волосецкий и стал тем самым проводником, который повел Романа Григорьевича по сценарию. Правда, замысел интриги был уже другим, и все сработало.

«За два дня до телешоу режиссеру сказали, что в Москве проходит… съезд монахов с Тибета»

- Любопытно, что Роман Григорьевич, сам по жизни игрок, проглотил наживку.

- Вы знаете, человека, который сам играет, очень легко разыграть. В этом парадокс. А проделали телевизионщики все очень просто. Волосецкий сделал вид, что снимает очередную передачу «Поэтического театра», а сам пустил за камеры ребят из передачи «Розыгрыш». Но Роман Григорьевич этой подмены не заметил. Микрокамер, ловко вмонтированных в разных местах, тем более.

Кроме того, за два дня до этого Игорь рассказал Роману Григорьевичу, что в Москве собрались гуру с Тибета (у них, дескать, какой-то семинар) и, прослышав о Виктюке, страшно захотели попасть к нему на спектакли. То есть Волосецкий пустил Роману Григорьевичу, что называется, «ежа под череп». В тот день, когда под маркой поэтической передачи начали снимать розыгрыш, Волосецкий подошел к Виктюку и сказал: «Роман Григорьевич, приехали монахи с Тибета, о которых я вам говорил». Виктюк не удивился, ведь слышал, что здесь проводится семинар…

И действительно, вошел замечательный, с каким-то просветленным лицом старый «монах» в длинном одеянии… С ним был «монах» помоложе и переводчик.

- А где они нашли такие типажи?

- Старый «монах» — какой-то кореец, актер. Он изъяснялся на каком-то своем языке, двигал пальцами, а переводчик все это переводил. Виктюк с этим гуру стал говорить на свои любимые темы: общение с Космосом, связь театра со Вселенной. Ведь здание в Москве, в котором находится театр Романа Виктюка, строил архитектор Мельников. Оно с огромными раструбами, большими окнами, в 1924 году прошлого века так не строили. Это был воплощенный конструктивистский проект. При восходе и закате солнца здание светилось, Мельников называл его «дворцом света». Посередине располагается столб, якобы напрямую связывающий театр с Космосом. «Монахи» об этом тоже знали!

- И маэстро был сражен?

- Ну конечно! Редакторы хорошо потрудились над сценарием. Они точно поняли, о чем говорить, чтобы вызвать у режиссера доверие к этим людям! Когда «монахи» попросили разрешения провести в ближайшее время какой-то семинар в этом удивительном здании, Роман Григорьевич сказал: «О чем вы говорите? С огромным удовольствием!.. Без денег. Пожалуйста! Это же такое счастье иметь возможность общаться и говорить на эти темы!» Они распрощались… Волосецкий продолжил съемки своей передачи. И вдруг забежал молодой «монах» и сказал, что, как только они вышли из здания, к ним подошла милиция… А поскольку у них не было при себе документов, их препроводили в ближайшее отделение. Словом, их надо было выручать.

Организаторы «Розыгрыша» заранее договорились с администрацией нашего театра, чтобы мы на время куда-то уехали. Иначе Роман Григорьевич наверняка отправил бы в милицию кого-нибудь из нас. Но ведь было важно, чтобы он сам приехал в отделение милиции. Он отпирался, говорил, что нужно снимать, что у нас вечером спектакль, что он никуда не поедет… И этот мальчик, молодой «монах», стал плакать и говорить: как же так, дескать, гуру отвезли в милицию, его нужно вытаскивать, и только маэстро Виктюк может помочь.

Словом, так телевизионщики вытащили Романа Григорьевича в отделение милиции, которое находилось рядом, буквально в пяти минутах езды от театра. Маэстро приехал туда, его заставили показать документы, чтобы он доказал, что он Виктюк и берет на поруки этих людей. Роман Григорьевич говорил: «У меня нет документов… Да выйдите на улицу: весь город оклеен нашими афишами!.. »

А это действительно так. Мы играли в Международном доме музыки, и весь город, тысячи бигбордов, были оклеены фото Димы Бозина (ведущий актер театра Виктюка.  — Авт. ). Повсюду висели огромные бигборды с фотографиями и репертуаром нашего театра. И Романа Григорьевича было фото, и Димки с Романом Григорьевичем…

«Виктюк готов был взять задержанных на поруки»

- Милиционер признал личность Виктюка?

- Нет. Для этого ему пришлось бы выходить из отделения милиции и смотреть на эти бигборды, чтобы сличить их с оригиналом. «Трэбовался пачпорт». «Пачпорта» не было, и Роман Григорьевич говорил, что он готов взять задержанных на поруки и дать любые расписки. Все это было достаточно долго, пока милиционеры не смилостивились: «Ну, забирайте своих гуру!» Когда они пришли в этот «обезьянник», где в клетке сидел гуру и переводчик, началось самое страшное.

Гуру стал делать какие-то пасы руками, и милиционер, который сидел у тумбочки, плюхнулся в обморок. Потом гуру переключился на другого милиционера, который пришел с ключами, чтобы эту клетку открыть. Второй милиционер тоже потерял сознание. И тут, якобы теряя последние силы, стал падать в обморок и сам гуру! Он стал валиться на руки переводчику. Переводчик говорит: «Я не могу его держать, войдите кто-нибудь!» А у лежащего без чувств милиционера в руках торчала связка ключей.

- И что, Роману Григорьевичу нужно было разжать «хладные пальцы» милиционера и забрать ключи?

- Да! Но он ни в какую! Ему стали говорить: «Вам же разрешили забрать этих людей? Возьмите ключи!» Но Роман Григорьевич упирался. И тут Игорь Волосецкий, он, как я уже говорил, был проводником в этой передаче и тоже приехал вместе с Виктюком и водителем в райотдел, взял ключи и открыл дверь клетки. Вбежал третий милиционер и как гаркнет: «Что это такое? Почему они лежат? Что происходит?» Вы представляете себе этот абсурд?

- Он растерялся?

- Дело не в том, что он растерялся… Знаете, это такой натиск!.. Говорят, от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Страшно, когда ситуация выходит из-под контроля и твоего понимания. И ничего не спасает: ни имя, ни мировая известность. Ты — человек без паспорта (а у него же паспорта с собой не было), никто. Во-первых, ты в казенном доме, во-вторых, люди в погонах всегда производят гнетущее впечатление. Я, кстати, Романа Григорьевича могу понять. Он пришел делать добро, спасать людей, а оказался чуть ли не преступником! Ведь у него под ногами валялись три «трупа».

«Из уст режиссера понеслись такие матюки!.. »

- Тут такая перепалка началась! — рассказывает Григорий Тумасов.  — Роман Григорьевич, схватившись за свою душу, стал говорить: я к этому не имею отношения, я режиссер, что вы от меня хотите, отпустите людей… И так далее. Его как бы подталкивали к этой клетке, но он уперся в дверной проем и туда не заходил. А задача передачи как раз и состояла в том, чтобы режиссер зашел в «обезьянник». Когда же стало ясно, что никакие силы не заставят его зайти и он уже был на грани, выбежала съемочная группа, все стали его целовать и говорить: «Вы стали участником передачи «Розыгрыш»!»

- А он?!

- Пошли сигналы «пи-пи-пи»… Потому что такие матюки понеслись из уст Романа Григорьевича!

- Ну они рисковали! А вдруг бы с человеком что стряслось? Слышала, что у Романа Григорьевича неполадки со здоровьем…

- Какие у него неполадки? Вы ему только не говорите! Может быть, как у любого взрослого человека у него есть свои недомогания, но, глядя на этого человека, можно только позавидовать его тонусу и реакции на жизнь. Я считаю, что он молодец. Себе самому желаю быть таким в его годы… Он все еще ХОЧЕТ, все еще ХОЧЕТ! Это не каждому дано.

«Чулпан Хаматова надавала по морде редактору передачи»

- Но шутки у них жестокие.

- Что касается розыгрыша Виктюка, то он еще неви-и-и-нный… Потому что я знаю розыгрыш с Чулпан Хаматовой… У Чулпан есть подруга — известный режиссер Нина Чусова. Чулпан приехала встречать ее в аэропорт, и тут объявили, что самолет захватили террористы. У актрисы случился обморок. Когда же ее стали приводить в чувство и успокаивать, мол, все это шутка, она даже по морде надавала редактору программы: «Как вы так можете?» Разругалась с ними в пух и прах, и, естественно, никакой передачи не получилось.

А передача с Руслановой, когда они у нее на глазах пустили на ее автомобиль танк! Я так понял, телевизионщики тогда подстраховались. Где-то за углом дежурила «скорая», врачи. Говорят, что до этого организаторы даже выясняли в поликлинике, нормальное ли у Руслановой сердце… Но это, я согласен с вами, риск. Ведь человек непредсказуем. Может упасть в обморок, а может и наброситься. Ладно, Русланова отдубасила их мокрым полотенцем, сказала, кто они есть… А если бы их принялись колотить по-взрослому Лещенко и Винокур?

- Что, они тоже попались?

- А то! Создатели передачи знают, на чем сыграть. У Романа Григорьевича слабым местом оказался Космос, а у Лещенко и Винокура… пельмени. Не знаю, видели ли вы розыгрыш с ними? Им предложили стать лицом пельменей «Русские». И вот артисты приехали на завод, где делали пельмени, стали оговаривать суммы, которые им заплатят, какой будет реклама… Рыльце на обложке. А потом им предложили зайти в огромный холодильник и посмотреть продукцию. Когда они туда вошли, дверь неожиданно захлопнулась.

Завхоз с ключами ушел, и дверь открыть стало невозможно… Лещенко и Винокур просидели два часа в этом холодильном помещении, им громко говорили из-за двери, где лежит бутылка водки, где ее обычно прячут рабочие… Друзья нашли эту водку, обтирались, глотали… В общем, когда через два часа заледеневшие гости выпали из холодильника, им сообщили, что их снимало телевидение.

А чем, к примеру, взяли Александра Абдулова? Он невероятный собачник. Его привели в ресторан и сказали, что самое потрясающее блюдо, которое могут приготовить, это блюдо из собаки (это оказался корейский ресторан). Привели псину в ошейнике, из которой пообещали приготовить ужин. Абдулов возмутился: «Вы сошли с ума!» — и купил пса, чтобы тот не погиб. За сумасшедшие деньги — тысячу или две долларов. Но не тут-то было! Там сидел какой-то толстосум, подсадной, конечно, и спросил у повара: «А есть у тебя другая собака? Приготовь мне». Абдулов купил и второго пса.

Артист купил, по-моему, три собаки. «Вы гады! Животных губите!» — возмущался он. Причем до этого его попросили сфотографироваться с шеф-поваром ресторана, чтобы вывесить потом портрет. Так вот под конец Абдулов кричал, чтобы его фотографии в этом ресторане никогда не было, да и друзьям скажет, чтобы те сюда ни ногой…

Считаю, что все было сделано замечательно. Ведь в минуты розыгрыша человек проявляется. Иногда бывают очень смешные вещи, когда в людях проступают самые искренние, добрые качества. А бывает, когда герои ведут себя странно. Но в любом случае все, кого разыграли, потом дают добро создателям передачи, хотят они видеть это на экране или нет.

- Роман Григорьевич не возражал?

- Нисколько. Программу показали месяц назад. Он с удовольствием потом рассказывал, как его поймали на крючок, как его разыграли, каким он рыцарем выглядел… Мне кажется, ему понравилось. Я считаю, что он герой и выглядел достойно…

- Но в клетку-то в «обезьяннике» не вошел?

- Не вошел. И правильно сделал!

- А он не стыдится обнаруживать эти моменты, когда ему страшно, когда он растерян? Ведь это из передачи не вырезали.

- Не стыдится. И в этом сила личности, понимаете?.. Не стесняться своих слабостей. К тому же он сам любит шутить. Поэтому способен понять и принять чужую шутку. Он может подделывать голоса, может состыковать людей, передав одну информацию от другого, чтобы посмотреть, как они друг на друга реагируют. А потом, когда разгорится сыр-бор, появиться в нужный момент и сказать: «Ладно-ладно, не грызитесь, это я пошутил».