Частные автобусные парки требуют поднять тарифы на перевозку пассажиров
Пару дней назад в центре города собралось около пятисот водителей из крупных автобусных парков столицы. Автоперевозчики требовали разрешить им поднять цены на проезд. Основная причина — большинство парков работают или с нулевой рентабельностью, или себе в убыток. А начинающееся подорожание дизельного топлива может вообще оставить большую часть столичных улиц без маршруток. Подробнее рассказать о причинах непростой ситуации и проблемах крупных частных автопарков мы попросили главу киевской организации работодателей-перевозчиков «Столица» Юрия Нестерчука.
- Юрий Викторович, каким образом автоперевозчики столицы оказались в ситуации, когда приходится работать практически себе в убыток?
- Возьмем для примера компанию «Союз-Авто», которую я возглавляю. Несколько лет назад был брошен клич от властей — развивайтесь, работайте. Мы взяли в кредит сто автобусов «Богдан». Сейчас первым купленным машинам уже три с половиной года. Необходимо обновлять автопарк. А за какие средства это делать? Цены на запчасти с 2000 года выросли в три раза. На дизтопливо — в три-четыре раза. В несколько раз поднялась зарплата водителей, механиков, слесарей. Да что там говорить — даже стоимость печатания билетов возросла! У других перевозчиков, входящих в нашу организацию, похожая история. Мы задыхаемся! Но на наши просьбы, мольбы не обращают внимания. А ведь крупные частные автопарки осуществляют 60 процентов автобусных перевозок столицы. Если не поднять тарифы, автобусы остановятся, а потом их просто заберут банки, потому что мы не в состоянии погашать кредиты за машины. Вдобавок к нашим обычным расходам прибавилась обязательная страховка. С каждого автобуса мы платим за нее больше двух тысяч гривен. У многих автопарков задолженности по оплате запчастей, топлива на месяц-два вперед. Есть перевозчики, у которых долги по дизелю — свыше миллиона гривен! Автоперевозчики начинают залазить в долги, а это первый путь к банкротству предприятий.
- Но грозятся, что топливо еще подорожает!
- Буквально на днях мне позвонили хозяева одной крупной автозаправочной сети и предупредили, что через неделю-две цена на дизель поднимется на 40-50 копеек за литр. А значит, наши расходы еще больше возрастут. Раньше мы просили поднять тарифы до 75 копеек на маршруты до 5 километров, до одной гривни — на маршруты 5-10 км, до гривни пятьдесят — на маршруты длиной 10 км. Но в нынешней ситуации даже эти тарифы все равно оказываются заниженными. Чтобы перевозки в городских маршрутках были рентабельными, цена билетов должна составлять одну гривню, гривню пятьдесят и две гривни соответственно. Иначе очень скоро повторится ситуация 1994-1995 годов, когда люди будут стоять на остановках, а уехать будет не на чем. Вы представляете, что начнется, когда половина киевлян не сможет доехать на работу? Это же катастрофа! Уже сейчас многие перевозчики просто вынуждены экономить и уменьшать число машин на линиях.
- Какие-то маршруты могут вообще остаться без автобусов?
- Нет, на это пойти мы не можем. Будем работать до последнего — возить людей. Ведь вы должны понимать, что частник частнику рознь. В нашу организацию «Столица» входит около десятка крупных частных автоперевозчиков, имеющих собственные автопарки по 100-150 автобусов. В штате у них сотни водителей, десятки механиков, слесарей. При этом налоги мы платим как обычное коммунальное предприятие. И контроля за содержанием автобусов в исправном техническом состоянии, трудовой дисциплиной водителей и всем остальным у нас ничуть не меньше, чем в коммунальных автопарках. У крупных наших перевозчиков — например таких, как «Автогруппа Украина», «Союз-Авто», «Ярослав», «Святослав» — машины каждый раз перед выходом на маршрут проходят контроль механиков, регулярное техобслуживание. Все эти меры гарантируют безопасность пассажиров, но для нас они означают дополнительные издержки. И киевляне должны понимать: если они хотят ездить на исправных, чистеньких, следующих по графику автобусах — за это надо платить. И не нужно перевозчикам льгот или каких-то дополнительных средств от города — просто дайте нам возможность работать!
- Коммунальным автопаркам тоже приходится нелегко?
- Конечно, но, если коммунальные автопарки получают хоть какую-то дотацию, мы несем все расходы сами и еще бесплатно возим льготников, на которых в среднем приходится около 10 процентов мест. За этих пассажиров мы не получаем никакой компенсации и по закону могли бы не брать безбилетников, но мы все равно делаем шаг навстречу людям. Почему же никто не хочет пойти навстречу нам? Ведь в Законе Украины «Об автомобильном транспорте» записано, что тарифная политика должна удовлетворять в первую очередь предпринимательский интерес, способствовать развитию автомобильного транспорта. Сейчас же ни одно из этих положений закона не выполняется. Кроме того, согласно этому же закону автоперевозчикам должны компенсировать убытки за работу по заниженным тарифам, так как перевозка пассажиров — это «социально значимая услуга», являющаяся госзаказом. Почему же это не делается?