Политика

Бюджет на 2005 год станет испытанием не только для новой власти, но и для всей украины

0:00 — 15 апреля 2005 eye 215

От выполнения самого социального за всю историю Украины главного финансового документа страны зависит судьба грядущих парламентских выборов

По традиции выборы, то ли парламентские, то ли президентские, становятся для наших граждан временем получения всевозможных подарков и сюрпризов от претендентов на высший государственный пост или депутатский мандат.

Такого увеличения выплат бюджетникам Украина еще не знала

Получив мандат доверия, новая власть оказалась заложником собственных предвыборных обещаний. Поэтому их реализация оказалась не только делом совести новых украинских властей, но и необходимостью доказать свою состоятельность. Есть в стремлении «одарить» народ и вполне прагматическая составляющая, ведь 2005 год, как и 2004-й, пройдет под знаком выборов, только на этот раз уже парламентских. А значит, популизм будет в моде вплоть до марта 2006 года.

Первой попыткой украинских властей оплатить полученный кредит доверия избирателей и тем самым гарантировать себе достойное представительство в Верховной Раде стал разработанный правительством бюджет на 2005 год. Эксперты практически единогласно признают, что по своим намерениям — это наиболее социально ориентированный бюджет за всю историю независимой Украины. В частности, спикер парламента Владимир Литвин отметил, что если предыдущие главные финансовые документы были социальными на 59 процентов, то уровень соцобязательств в нынешнем составляет 80 процентов. Расходная часть бюджета задекларирована на уровне 115,3 млрд. гривен против 86 млрд. гривен в 2004 году. Увеличение расходной части достигнуто за счет дополнительных социальных отчислений на пенсии — 7,5 млрд. гривен, бюджетникам — 5,6 млрд. и 4 млрд. для малоимущих и военнослужащих. Повышение выплат бюджетникам пройдет в три этапа — 1 апреля, 1 июля и 1 октября этого года. Кроме того, в 12 раз (до 8,5 тысячи гривен) будет увеличена разовая выплата при рождении ребенка, выплаты помощи одиноким матерям — в 4,1 раза, помощь детям сиротам в 5,2 раза — с 90 гривен до 468 гривен.

Такого увеличения выплат бюджетникам Украина еще не знала. Но весь блеск социальной его составляющей не может не вызвать ряд вопросов относительно возможных побочных эффектов, которые неминуемо отразятся на общем экономическом состоянии нашей страны.

Повышение цен на основные товары неизбежно

Не особенно углубляясь в математический анализ, можно увидеть несколько серьезных рисков следования такой экономической политике, способных негативно сказаться на экономике в будущем. Во-первых, после того как начнутся выплаты, бюджетники смогут потратить на 20 миллиардов больше, что в условиях дефицита бюджета может привести к росту инфляции. Все объясняется просто. Получив деньги на руки, люди сразу же начнут их тратить. В результате цены на основные товары, в первую очередь на продукты, поднимутся. Это происходит из-за того, что количество товаров (предложение) в стране не увеличивается, а количество денег (спрос) у населения растет. То есть повышение цен на основные товары неизбежно. И нынешний стремительный рост цен на мясо с 20 до 35 гривен за килограмм — тому лишнее подтверждение.

По данным статистики, в 2004 году увеличение расходов с сентября по декабрь на 9 млрд. гривен повлекло рост цен на различные товары на

20-50 процентов. Министр экономики Сергей Терехин считает, что если не удастся компенсировать дефицит бюджета-2005 (около 7 млрд. гривен), то в этом году инфляция может составить 120-130 процентов. Однако, по его словам, правительству стоит довериться, оно справится с этой задачей, сохранив все социальные планы на высоком уровне. Но доверие к правительству, о котором просит министр, величина весьма непостоянная. Доверять можно, но проверять придется на своей шкуре.

Во-вторых, уязвимым финансовым местом бюджета является преодоление дефицита. Основные надежды на закрытие бюджетной «дыры» Кабмин возлагает на Фонд госимущества, который должен за счет приватизации обеспечить поступления в госказну в размере до 7 млрд. гривен. Кроме стандартной приватизации Кабмин надеется еще и на реприватизацию. Однако известно, что для Президента принципиально важно не выпустить этот процесс из-под личного контроля. По словам Виктора Ющенко, реприватизация будет носить «точечный» характер. Так что надежды Кабмина на серьезные поступления от реприватизации, скорее всего, не будут оправданы.

Уменьшение ввозных пошлин на товары отразится на отечественных производителях

Кроме того, новым главой ФГИ стала член Социалистической партии Украины Валентина Семенюк. Она — последовательный противник продажи стратегических объектов, за счет которых в первую очередь обеспечивались поступления в казну от приватизации. И Валентина Семенюк заверяет, что у нее в арсенале есть ряд мер, с помощью которых большую приватизацию можно заменить простым повышением эффективности работы госпредприятий. Как она будет это делать — профессиональная тайна, но тот факт, что парламент поддержал ее кандидатуру на пост главы ФГИ, свидетельствует о том, что депутаты согласны с ее планами.

Стоит упомянуть и еще одну потенциальную проблему правительства в процессе «вытягивания» гиперсоциального бюджета нынешнего года. Дело в том, что попытка в целях борьбы с инфляцией уменьшить ввозные пошлины на некоторые товары вполне прогнозируемо может сказаться на состоянии отечественных производителей. Кроме того, украинская промышленность понизит свою рентабельность и вследствие принятых недавно Кабмином решений о повышении тарифов на услуги «Укрзалчзницч» и «Укртатнефти». Увеличен также налоговый прессинг на некоторые категории украинского бизнеса. Эти меры могут привести к тому, что многие предприятия понизят свою доходность. И уже в следующем — 2006 году — налоговые поступления существенно снизятся, что непременно отразится на бюджетниках — пенсионерах, врачах, учителях.

Но Кабмин заверяет, что изменения параметров бюджета не будут иметь сколько-нибудь серьезных последствий, и украинская промышленность сможет приспособиться к новым экономическим условиям. Конечно, в условиях приближающихся выборов ответственность правительства Юлии Тимошенко чрезвычайно высока, и оно действительно будет стараться. Делать это, однако, можно по-разному. Например, если учесть все основные риски — инфляцию, спад производства и дефицит бюджета, — у правительства появляется соблазн включить «печатный станок». Это мы уже проходили и помним времена, когда все были «миллионерами», когда в 1994-м килограмм мяса стоил 2 тысячи купонов, а в 1995-м — 400 тысяч. Сейчас же первым признаком того, что деньги «начали печатать», является стремительное повышение цен на все без исключения товары. Но будем надеяться, на этот раз обойдется. И правительству удастся выполнить свои предвыборные обещания, внесенные в главный финансовый документ. Нам же остается только внимательно следить за теми, кому доверили судьбу страны.