Культура и искусство

Народный артист белоруссии эдуард ханок: «ирина аллегрова уже в творческом климаксе, близок к этому состоянию и филя киркоров»

0:00 — 19 апреля 2005 eye 354

Отпраздновав день рождения, белорусский композитор приступил к съемкам авторской телепрограммы «Ту-ту к «Тату»

Знаменитый композитор, без песен которого в свое время не обходился ни один эстрадный концерт, 20 лет назад на гребне славы ушел из шоу-бизнеса. Буквально исчез с экранов. «Уходить надо вовремя», — говорит Эдуард Семенович. Но сидеть без дела маэстро не смог. Разъезжал по стране с лекциями о своем «законе волны». Эта теория подтолкнула Эдуарда Ханка заняться телевидением. Вот-вот на одном из центральных российских каналов появится авторская программа композитора «Ту-ту к «Тату». Чтобы собрать необходимый материал для телепрограммы, Эдуарду Семеновичу пришлось изрядно потрудиться. Работать приходилось и по ночам. Каждый день с утра до четырех часов ночи будущий телевизионщик перечитывает все украинские и российские центральные газеты, просматривает все ток-шоу и музыкальные программы, новости шоу-бизнеса, слушает радио. Записывает фразы из песен, делает заметки. «Вдруг кто-то ляпнет что-то интересное. А нет, так все собранное мною пригодится для диссертации, над которой сейчас работаю», — объясняет Ханок. Его можно сравнить с золотоискателями, которым, чтобы найти несколько граммов золота, приходится перелопатить горы. Даже во время интервью Эдуард Семенович не отрывался от экрана телевизора. Правда, с выключенным звуком. Боялся пропустить очередное ток-шоу.

«Все работающие в шоу-бизнесе — временные знаменитости. 99 процентов из них уходят в мусорный ящик»

- Говорят, готовите «бомбу» для телевидения.

- Хочу многое рассказать телезрителям о шоу-бизнесе. Поэтому и программу свою сначала хотел назвать «Путешествие по дорогам шоу-бизнеса, или Путешествие по стране Крутизне», но потом понял, что «Крутизна» лопнула. Так что название получилось довольно скромное — «Ту-ту к «Тату».

- Но ведь этой группы уже не существует…

- Ну и что? Как-никак, она чуть не победила на «Евровидении». Кроме того, «Тату» единственные вышли на международный уровень. У них фаны даже в Японии есть. Свое первое путешествие в качестве ведущего я совершу именно к этой группе.

- Какое же путешествие без попутчика?

- Попутчиком и соведущим будет Илья Резник. Получается что-то типа Тарапуньки и Штепселя: большой и маленький, шебутной и спокойный. Кроме того, Резник — солидный человек, его все знают, женщины в нем души не чают. На хребет, который я набросал, Илья Рахмиэлевич нарастил мясо программы. В общем, получилась смесь Сердючкиного

«СВ-шоу» и «Намедни» Леонида Парфенова. И никаких интервью со звездами… Их вообще не будет.

- А чем же привлечете внимание зрителей? Рассчитываете на свою популярность?

- Я понимаю, что современное поколение меня не знает. На улицах не узнают. А Илья Резник — узнаваемая личность. Кроме нас с ним, в программе будут люди, похожие на знаменитых артистов.

- Двойники?

- Двойники — это плохо. Больше ничего не расскажу. Будем останавливаться на разных станциях: «Миражи», «Малинино», «Фабрика», «Автономная область Газмания»… Самое главное, конечно, финал. Придумал его недавно в Киеве. Смотрел передачу, в которой Филиппу Киркорову и Насте Стоцкой вручали награду, и в голову пришла идея сделать «Автономную республику Пугачевщина» со станциями «Челобаново», «Малые Пресняки», «Средние Орбайкаты», «Киркоры». Кстати, «Киркор» будет три — «Большие», «Распутинские» и «Стоцкие».

- Слышала, по поводу этой программы вы встречались с Александром Цекало…

- Я счастлив, что мы так и не договорились. Мы с ним — как два плюса или два минуса… Не воспринимаем друг друга. Оба маленького роста, закомплексованные и считаем себя гениями… В общем, не сошлись.

- Судя по вашим книгам и интервью, вы со многими не сходитесь…

- Я всего лишь привожу примеры в подтверждение своей «теории волны».

Возьмем Игоря Крутого… Сейчас у него трудности, ему практически пришел «ханок». Первый канал с «Песней года» его кинул. В его офисе бесконечные проверки. Что-нибудь, наверное, найдут… Да и за роялем маэстро уже не видно. Все! А через пять лет никто о нем вообще не вспомнит. Он же ничего особенного не сделал. Даже Раймонда Паулса, автора многих выдающихся произведений, сегодня фактически уже нет! Все работающие в шоу-бизнесе — временные знаменитости. 99 процентов из них уходят в мусорный ящик.

«20 лет назад бросил пить и курить»

- Знаете рецепт, как сохранить популярность?

- Никакого рецепта нет. Можно только попробовать продержаться подольше. Но спастись нельзя. Это все равно что убежать от смерти.

- Но можно же попытаться продлить жизнь.

- Можно. Вот я, например, 20 лет назад бросил курить и пить. Благодаря этому выгляжу моложе, и лет 30 у меня ничего не болит! Но избежать смерти все равно нельзя. Вот и в шоу-бизнесе рассчитываю только на пару песен — например, «Вы шумите, березы».

- Такая скромность…

- Не скромность, а реальность. Скромность украшает самолюбивых. Они прикрываются ею, как ширмой. В современном мире скромный человек ничего не добьется в своей профессии, его просто сотрут. Чтобы состояться в шоу-бизнесе, необходимы четыре компонента: талант, сильная энергетика, попасть в нужное место в нужное время и деньги. Еще важно вовремя уйти.

- Ну кто же добровольно откажется от славы?

- То-то же. Если Пугачева завтра уйдет, ее место все равно никто не займет. Некому. А Алла Борисовна уже ничего нового сделать не может. Впала в творческий климакс, начала восхождение по дороге, идущей вниз. И это еще не худший вариант. Последняя стадия перед творческой смертью — творческая импотенция. Состояние, когда артист уже не способен родить песню. Например, Лев Лещенко. Уже не «цепляет». Пахмутова за двадцать лет родила «Русский вальс», Тухманов — «Чистые пруды», «Напрасные слова»… Шаинский только главную песню для КВН написал, Антонов — вообще ничего, на старье сидит. Ирина Аллегрова уже тоже в творческом климаксе, Валерий Меладзе «ВИА Грой» подпитывается, сам мало выступает. Ларису Долину спасло то, что она стала советником президента России, занялась общественной деятельностью. Уже и Филя Киркоров близок к климаксу.

- Что ж вы его так? Он еще молод…

- Филя убил себя скандалом с ростовской журналисткой Ириной Ароян. Его поклонники стали по две стороны баррикад. Я тогда Киркорову по электронной почте послал письмо, в котором посоветовал извиниться перед ней как перед женщиной, не как перед профессионалом.

Люди увидели, что он — хам, а это нельзя оправдать. Если бы Филипп сразу извинился, все были бы довольны. А он сделал это только через полгода. Фальшиво, как все, что он делает. Филины песни не соответствуют его состоянию. Потому что Киркоров — всего лишь выдающаяся посредственность: энергетика сильная, а талант слабый. Когда же эти два компонента совпадают, получаются Пугачева, Магомаев, Рихтер, Чайковский… А Филя прет середняком.

- Вы так смело критикуете.

- Да плевать мне на всех! У меня другая профессия. Мне часто говорят: «Вы Пугачеву критикуете. Только подумайте, кто вы, а кто Пугачева». Я не обижаюсь, ведь разница между мной и Пугачевой в том, что она все никак не может кончить, а я только начал.

- Попавшие «под раздачу» звезды выказывают недовольство?

- Иногда. Но морду еще никто не бил. Это исключено.

- За критику Пугачевой Отару Кушанашвили здорово досталось…

- Ему набили морду, потому что он грязный. Как проститутка. Его так называемая критика без аргументов. Да и сам он ничего не сделал. Более того, то, что я делаю, никакого отношения к критике не имеет. Это теория, примеры в подтверждение которой взяты из реальной жизни. Я лишь доказываю, что все артисты — временщики. Всем звездам рано или поздно приходит «ханок». Поэтому все приходят и уходят. А я остаюсь. На одном из мероприятий это даже вызвало улыбку у Аллы Борисовны. Она так тепло на меня посмотрела.

«Став популярным, начал ездить по стране, пошли бабы, водка… »

- А было время, когда Пугачева метала в вас громы и молнии. Правда, что вам даже пришлось на коленях просить прощения у Примадонны?

- Пришлось. Тусовка зажала. На самом деле за острые выпады в адрес Пугачевой в своей книге я получил комплимент от Примадонны. Примирение было публичным. Я бухнулся перед Аллой Борисовной на колени. Что-то пробормотал, встал и ушел. Потом мне передали, что она вдогонку сказала: «Предателей не прощают!»

- Так в чем же комплимент?

- Этими словами она подтвердила, что я был прав. Это все равно, как если бы я был советским разведчиком и обманывал немцев. Какой же я предатель? Если я предал Пугачеву, значит, сказал что-то важное для нее. Выходит, я абсолютно прав. А Пугачева пускай себе поет. Все равно она старомодная певица! Это показало и ее участие в «Евровидении». Из всех российских исполнителей Пугачева и Киркоров заняли там самые плохие места.

- Следите за «Евровидением»?

- Мне интересна Руслана. Она победила, потому что не связана с российским шоу-бизнесом. Работает на общеевропейский или мировой рынок. Она не слушает Пугачеву, Леонтьева, Борю Моисеева, другое барахло. Впрочем, «Евровидение» — то же самое, что «Славянский базар». Им уже никто не живет. Эти конкурсы не рождают звезд. Так, баловство для Европы.

- Вы так скептически ко всему относитесь. Неужели вас, популярного композитора и певца, не тянет снова выйти на сцену?

- Абсолютно не тянет. Свое отыграл. Но работать продолжаю, сочиняю новые песни. По «халтурам» езжу. Деньги зарабатываю.

- Работаете под заказ?

- Только так. Песней «Служить России тебе суждено или нет» уже три года открываются и закрываются все правительственные концерты. Николай Басков тоже купил ее. Правда, когда первый раз спел на Дне милиции, с треском провалился. Но почему-то упорно продолжает исполнять мою песню.

- Говорят, вы очень богатый человек.

- Получил деньги за клип-мультфильм «Самурай». На этот проект я попросил в долг у первых лиц государства. Они мне их просто подарили! Когда получил деньги, подумал: зачем что-то делать? Столько я никогда не заработаю! Вот и живу второй год на проценты.

- Вы еще и в Думу собирались…

- В позапрошлом году был кандидатом в депутаты. Выдвигался от «Народной партии», но она не прошла. Сейчас Борис Грызлов взял меня в «Единую Россию».

- Вы по-прежнему являетесь помощником Иосифа Кобзона?

- Конечно! (Показывает удостоверение с триколором.  — Авт. ) Правда, на общественных началах. Не хочу быть помощником на ставке: деньги копеечные, а работы — море. Столько бумажек! Не для композитора это.

- Так чем же вы Кобзону помогаете?

- А ничем. Если нужно будет, помогу. А пока сижу в думской библиотеке. Хожу туда каждый день, как на работу. Собираю материал для телепрограммы и пишу диссертацию.

- Главное, корочка есть. Выручает в нужных ситуациях?

- Не случалось. На машине, их у меня две, по Москве не езжу. Пользуюсь в основном метро. Так делают многие. Вот недавно на одной из станций встретил Андрея Малахова.

- Тоже не бедный человек…

- Богатство, если нет любимого дела, не приносит счастья. Будь ты хоть трижды богатым, сопьешься — и все. Хорошо, что я бросил курить и пить… Иначе спился бы точно. Став популярным, начал ездить по стране, пошли бабы, водка… А конкретного дела у меня тогда не было. Сейчас, когда я состоялся и у меня есть дело, можно дойти до финала. Чувствую, что сел на волну, и остановить меня уже трудно. Переживаю самый счастливый период в своей жизни. То ли еще будет…