Происшествия

«сейчас мне уже и умирать не страшно. Ужаснее того, что я перенесла, ничего не бывает»

0:00 — 21 апреля 2005 eye 291

Жесточайшие пытки, которым подвергли грабители одинокую 76-летнюю херсонскую пенсионерку Лидию Павленко, прекратились благодаря вмешательству соседей, буквально вырвавших старушку из рук палачей

- Дядька Коля Воронцов и дядя Сережа Гавриленко во-от там живут, — показывают на дальний конец улицы играющие в футбол пацаны.  — Кто ж их не знает? Знаменитые на всю округу теперь фамилии!

«Дядька Коля» и «дядя Гавриленко» мало того, что в последнюю минуту отбили у бандитов бабушку Лиду, чья жизнь висела на волоске, так еще и задержали одного из налетчиков.

- Зачем мне винтовка, если у меня такие соседи? — шутит пострадавшая херсонка.

«Грабители крушили мебель, рвали на мне одежду и требовали денег»

На самом деле Лидии Павленко сейчас не до шуток: сквозь седые волосы видны следы многочисленных швов. Глубокие ножевые раны врачи зашили, но из-за шумов в голове старушка плохо воспринимает происходящее, лицо ее стало черным и распухло, а тело онемело.

- Финкой резали, железным прутом колотили, топтали сапогами, а потом раскалили паяльник…  — голос Лидии Саввичны срывается.

… Стоял солнечный мартовский день. Баба Лида вышла вычистить маленький палисадник у дома. От скрипа калитки разогнула спину — посреди двора стояли двое молодых незнакомцев.

- Есть кто дома? — без приглашения направились они к веранде.

- Что вам нужно? — заторопилась следом старушка.

- Не очень-то гостеприимно встречаешь, — нахмурил брови один из мужчин.  — Мы пришли по делу, которое можно уладить только в доме.

Не успела хозяйка шагнуть в тесную кухоньку, как непрошеные гости заперлись с несчастной в ее хате.

- Вот так я попала в плен к этим головорезам, — вздыхает Лидия Саввична.  — В первую же секунду тряхнули меня так, что от халата отлетели все пуговицы. Ясно, пришли убивать. Кошелек принесла им без пререканий — там было 67 гривен. Даже по рюмке хлопцам налила, чтобы откупиться, — жить-то хочется. Уходите, умоляла, возраста моего постесняйтесь, забирайте все, что приглянулось, и тихо расстанемся!

После задержания один из мучителей бабушки Лиды попытался обвинить в случившемся… саму старушку: дескать, после выпитого они с братом просто озверели. «Были бы трезвые, такого не произошло бы!» — говорит бандит в свое жалкое оправдание.

- Может, и так, — одышливо-хрипло соглашается пострадавшая, стыдясь собственного малодушия.  — Растерялась. Не каждый же день грабители врываются… Начали они крушить металлическим прутом старенькую мебель. А сама от их ударов летала от стены к стене, как пучок редиски. Из-за денег такие страдания принимать?! Да Бог с ними, сбережениями, — отдала четыре с половиной тысячи гривен, которые на смерть себе отложила. Мы, старики, гробовыми их называем…

Наступила короткая передышка: мужики жадно считали вытащенные из разбитого ими шифоньера гривни. А затем потребовали, чтобы хозяйка отдала им золото. Как ни клялась бабушка, что золота у нее отродясь не было, головорезы отказывались верить.

- Перед смертью ты еще у нас попляшешь! Пощекочем паяльником самые нежные места, перестанешь за нажитое цепляться, — грозили хмельные мужики.

«Эту старушку мы присмотрели еще летом»

- С вас когда-нибудь шкуру живьем сдирали? — спрашивает журналиста старушка.  — Ну, тогда не поймете, что я пережила. А когда включили паяльник и он докрасна накалился… Я почувствовала, что пришли мои последние минуты. Тут-то и мелькнуло за окном знакомое лицо. Если б не Коля, меня уже похоронили бы.

- Насторожило, что калитка у Лидии Саввичны открыта, а хозяйки нигде нет, — рассказывает «ФАКТАМ» сосед пенсионерки Николай

Воронцов.  — Заглянул в окно — господи, внутри все вверх дном! Стал изо всех сил колотить в дверь — высунулась физиономия незнакомого парня, и он нагло гаркнул через стекло: бабка занята, мол, уходи! Ну, я и пошел соседей поднимать.

- Я как раз по хозяйству возился, — присоединяется к разговору Сергей Гавриленко.  — Слышу, Николай на всю улицу кричит: «Бабу Лиду убивают!» Мы даже вооружиться не успели, скорей туда. Попытались открыть окно — не поддается. Николай, гляжу, уже входную дверь высаживает. Вбежали в дом — окровавленная хозяйка на полу лежит, разбросав руки, взгляд у нее безумный, а мимо нас пытается какой-то мужичонка прошмыгнуть. Мы его связали, выволокли на улицу. Я пошел милицию и «скорую» вызывать. Второй грабитель еще раньше высадил дальнее окно и скрылся.

- Не успел я на секунду отвернуться, как наш пленник исчез, — продолжает Николай.  — Правда, я догадался, куда он мог направиться, выбежал на соседнюю улицу и настиг гада. Дал трубой по голове, он и свалился. Связал его опять, бандит — тюфяк тюфяком. Теперь-то, думаю, не уйдет.

Но стоило Николаю отлучиться за более надежной веревкой, как грабитель этим тотчас воспользовался.

- Пока мы ехали на место происшествия, преступники успели скрыться, — рассказывает заместитель начальника угрозыска Комсомольского РОВД Херсона Олег Ярошак.  — Вызвали кинологов, собака взяла след и привела нас в плавни. Девочка, гулявшая с собачкой на берегу речки, подтвердила: дядя со связанными руками прячется в камышах. Мы оцепили весь район речки Веревчиной и стали прочесывать камыши. Два часа по пояс в воде бродили и одного из беглецов задержали. Изловить второго помешали сумерки.

Оказалось, что грабеж с разбоем пытались совершить 30-летний херсонец Анатолий и его 34-летний брат Степан, оба ранее судимые за кражи.

- Минувшим летом мы тут неподалеку нанимались копать огороды, — признался Анатолий.  — Тогда и присмотрели одинокую старушку. Так сказать, на черный день. Моя сожительница сейчас ждет ребенка, деньги нужны…

«Не будем бабушку беспокоить. Зачем ей лишние переживания?»

В доме потерпевшей соседи успели уже навести порядок, но все здесь еще откликается бедой: зияет дырой старенький шифоньер, разбиты зеркала и оконные стекла, искорежен телефонный аппарат.

У постели стонущей хозяйки дома сидит ее старинная подруга.

- Что с Лидочкой сделали! — вытирает слезы баба Муся.  — Она так ждала весны, тепла… Ведь за последние семь лет две онкооперации перенесла. Больше была в больнице, чем дома. Только-только выкарабкалась, и на тебе, новая напасть! У Лиды муж и сын умерли, осталась лишь внучка, да и та в Крыму. Надо как-то доживать свой век, а как, если на одиноких стариков охота объявлена?

Пока мы беседовали, грюкнула входная дверь, и хозяйка услышала знакомый, приводящий ее в ужас голос. Оказалось, следователь привез подозреваемого — Анатолия — на воспроизведение обстоятельств преступления. Журналисту и бабе Мусе предложили выступить в роли понятых. Но соседка, сославшись на головную боль, ушла домой.

Анатолий наотрез отказался входить в комнатушку, где лежала изувеченная им хозяйка. «Не будем бабушку беспокоить, — проявил он «заботу».  — Зачем ей лишние переживания?»

- Нечаянно задел хозяйку финкой, потом толкнул, — осторожно выбирает выражения задержанный…

Когда обстоятельства преступления были воспроизведены и все протоколы подписаны, хозяйка вздохнула, будто проделала тяжелую работу.

- Эти братья — настоящие профессионалы, — убеждена Лидия Саввична.  — «Работали» слаженно. Наверное, на их счету не одна я. Знаете, после пережитого мне и умирать не страшно. Потому что ужаснее того, что перенесла, ничего не бывает. Как они будут отвечать за мои страдания, вы не скажете?