Очередное новшество разрабатывается в украинской Госавтоинспекции
По словам начальника департамента ГАИ МВД Украины генерал-майора милиции Сергея Коломийца, сейчас в действующие законодательные акты готовятся некоторые изменения, призванные улучшить порядок на дорогах и позволяющие более строго наказывать водителей, часто нарушающих Правила дорожного движения.
Попытки ужесточить ответственность автовладельцев правоохранители принимали уже несколько раз, но их не поддержали депутаты Верховной Рады. Нынче руководство ГАИ уже просит парламентариев не вернуть инспекторам широкие полномочия на дороге, а лишь частично их восстановить. Так, предлагается разрешить сотрудникам дорожно-патрульной службы только за некоторые нарушения временно изымать и передавать в суды (вместе с админпротоколом) водительские удостоверения: если, например, водитель сел за руль в пьяном виде, совершил ДТП, покинул место аварии, создал аварийную ситуацию или же нарушил правила проезда железнодорожных переездов.
Такие меры, по мнению Сергея Коломийца, необходимы, ведь сегодня решения судов о лишении прав часто не выполняются. И ничего удивительного в этом нет: при составлении протокола инспектор не вправе изымать водительское удостоверение, на суд нарушитель не является, о наказании не догадывается и спокойно ездит, хотя это ему запрещено, пока провинившегося «не отловят» инспекторы ГАИ.
Планируется возродить и практику доставки автомобилей на штрафплощадку. Однако список нарушений, за которые предусмотрена подобная санкция, может существенно сократиться. Так, сотрудник ГАИ отправит машину на штрафплощадку, если водитель в нетрезвом состоянии или же по каким-то другим причинам не может продолжить движение, а также когда у него отсутствуют регистрационные документы, или на транспортном средстве перебиты номера агрегатов.
Что касается админнаказаний, то ГАИ намерена сократить (если законопроект поддержит парламент) количество нарушений Правил дорожного движения, за которые водителей будут штрафовать. Остальные проступки поделят на «опасные» или «особо опасные». Вот как раз штрафы за них — к примеру, за создание аварийной ситуации, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, слишком быструю езду, проезд на красный свет светофора — могут существенно увеличить, некоторые даже в десятки раз (сейчас многие штрафы колеблются от 8,5 до 51 гривни).
За мелкие нарушения предлагают ввести так называемую накопительную систему предупреждений. Подобная практика широко применяется за рубежом: когда количество предупреждений превысит установленную норму, в ситуацию вмешиваются суды и примут решение, как наказать злостного нарушителя.
Все предупреждения — как за мелкие, так и за опасные проступки — будут заноситься в специальную компьютерную базу данных, имеющуюся во всех подразделениях ГАИ. Подумают и о злостных «уклонистах» от выполнения судебных решений. Для таких нарушителей разрабатывается система прогрессивного штрафа: если решение суда в свое время было проигнорировано, то затем на эту сумму насчитывается пеня. И чем дольше штраф не платится, тем весомее он автоматически становится. К тому же нарушитель, не уплативший штраф, не сможет пройти технический осмотр автомобиля, а значит — управлять машиной.
P. S. По словам Сергея Коломийца, вскоре дорожно-патрульную службу планируют переименовать в Государственную автопатрульную службу (ГАПС), а наименование самой ГАИ остается пока неизменным.