О вкусовых пристрастиях знаменитостей «ФАКТАМ» рассказал известный в мире ресторатор Бенджамин Голани. Визит министра иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили, которая в среду прибыла в Украину, ознаменовался обедом. В ресторане «Липскчй ОсобнякЪ» ее угощали салатом из сыра моцарелла и помидоров, блинчиками с икрой севрюги и икрой лосося, украинским борщом с пампушками, каре ягненка Говорят: человек есть то, что он ест. А что и как, интересно, едят люди, взобравшиеся на Олимп жизни — политики, артисты, спортсмены, модельеры? Конечно, можно было бы узнать у них самих. Но взгляд со стороны куда интересней!
До приезда в Украину господин Бени Голани был владельцем сети ресторанов в Вашингтоне «Вудсайтделикатес». Нынче он учредитель в Украине сети ресторанов «Мировая карта». Судьба улыбнулась Бени в том смысле, что он сидел за одним столом с президентами и их женами, звездами экрана и спорта…
Мы беседуем в ресторане «Липский ОсобнякЪ». Именно здесь часто проходили эти встречи.
- Бени, говорят, что многие политики обожают мороженое…
- Это да! Люди, стремящиеся к власти, как правило, сладкоежки, — улыбаясь, говорит Бенджамин Голани. — Я обедал со многими политиками, и, знаете, мало кто отказывался от десерта! Да зачем далеко ходить: братья Кеннеди, которые были среди моих первых клиентов в Вашингтоне, признавались, что все самые важные в своей жизни решения они принимали, собираясь ночью в одной из комнат Белого дома. И лакомились… разноцветным мороженым, которого было десятки сортов. А Сильвио Берлускони, итальянский премьер-министр! 27 февраля мы встретились в Италии на дне рождения бывшего динамовского футболиста Кахи Каладзе в ресторане «Нобу», принадлежащем Джорджу Армани, модельеру с мировым именем. Вы бы видели, с каким наслаждением Берлускони ел торт! Так ребенок не ест, а Сильвио Берлускони около 70 лет! К тому же сладкое — источник энергии. На той вечеринке у Кахи Каладзе Берлускони гулял до четырех часов утра!
- А что украинские президенты? Тоже лакомки?
- Знаете, — вдруг задумался Бени Голани, — в еде они очень разные люди! Леонид Кучма, как мне показалось, особо большого значения еде не придает. Хотите посмотреть меню ужина с президентом Польши Александром Квасьневским? Вот: «Салат из раковых шеек с грушкой, салат из утиной печенки с яблоками, телятина в клюквенном соусе на меду»… Сплошные деликатесы! Но, знаете, во время ужина Леонид Кучма ко многим блюдам даже не притронулся… Виктор Ющенко — тот гурман! Правда, с тех пор, как стал президентом, в ресторанах «Мировой карты» еще ни разу и не был…
- Слышала, Виктор Андреевич большой любитель морепродуктов…
- Дело даже не в конкретных вкусовых пристрастиях. Виктора Андреевича интересует все! Причем до деталей… Какой кухни блюдо? Если в нем особая какая-то трава или овощ, то где они произрастают? Ну, а главное — он умеет получать удовольствие от самых простых вещей, не говоря уже о сложных.
- Президенты следят за фигурой?
- Ну вы скажете! Они ж не объявляют! Правда, когда в Киев приезжал Александр Квасьневский, я заметил: он съедал каждого блюда ровно полпорции — хотя… было видно, что хотел бы поесть вволю. Президент Польши — человек, любящий жить в свое удовольствие! А тут пришлось ограничиваться. Говорят, он очень поправился во время первого срока своего президентства, и жена ввела для него мораторий на калории. Сама же она ох и красавица! Квасьневский даже приревновал, когда у входа в ресторан его супруге вручали цветы, а о нем будто бы забыли. То ли в шутку, то ли всерьез сказал: «Э-э! Я тоже здесь!» Но жена — молодец! Благодаря ее политике «полупорций» Квасьневский смог добраться до десерта — груши под карамельным соусом, а десерт, поверьте, стоил того…
- В детстве я был очень привередлив в еде, — вспоминает Бени. — Хлеб есть мог только горячий, а сметану — исключительно свежайшую… И вот результат! (Смеется.) Стал ресторатором!
- Кто из знаменитостей был вашим первым клиентом, помните?
- Мария Шрайвер — жена «терминатора» Арнольда Шварценеггера, племянница Джона Кеннеди. Очень красивая женщина, телеведущая. Но разве я знал, кто она? Я тогда понятия не имел, кто такой Шварценеггер… А потом ко мне в ресторан, представьте, пошло все семейство Кеннеди… Одни из самых богатых людей в Штатах! Знаете, какие они чаевые оставляли? Вместо положенных пяти долларов — пятьдесят, сто!..
- Американские президенты нашли вас и в Украине, судя по тому, что вы угощали Билла Клинтона.
- Билл заказывал у нас в основном салаты — мясные с зеленью. Но мы и намучились с этим приемом. Каждое блюдо, прежде чем подать президенту, секьюрити пробовали раз 25!
- Помните, кто из VIP-персон за всю историю вашего бизнеса заказал самое дорогое блюдо?
- Ну-у…
- Быть может, салатик какой-нибудь за тысячу долларов?
- За сколько?! — поднимает брови Бени.
- А что тут такого? Знаменитости имеют право! К примеру, в одном из лондонских ресторанов, я читала, за такую цену подают салат под названием «Хрустящие дары земли и моря». Это целая архитектурная композиция! Салат выполнен в форме макета земли из жаренных в масле ломтиков красного перца и картофеля. Внутри «земного шара» — отборные черные трюфели с крохотными листиками майорана. Все это сдобрено прованским оливковым маслом. Сверху же «земной шар» прикрыт тончайшими листочками из чистого золота — они такие тонкие, что съедобны.
- Нет, подобных причуд из наших клиентов никто не выявлял, — улыбается Бени. — У нас было другое, когда ко дню рождения заказали трехъярусный торт в человеческий рост — и из него в момент вручения торта имениннику выходила… девушка. Торт был необычайно красив — «усеян» сотнями белых и нежно-розовых розочек с капельками росы на лепестках, а по бокам драпирован небесно-голубой органзой. Клиентом оказался бизнесмен.
Среди гостей Бени Голани была и итальянская актриса Орнелла Мути, которая, по его словам, за столом кокетничала с мужчинами. И модельер Джордж Армани, приезжавший с дочкой в Украину на открытие своего бутика. Он просил готовить для него только украинские национальные блюда — ничего другого! И Пако Рабанн, который, по словам Бени, оказался в еде редким занудой: это ем, это не ем, это еще не знаю, ел бы или нет…
- Но особо всегда запоминаются приезды Михаила Саакашвили, — говорит мой собеседник. — Вот с кем можно душу отвести! Мало того, что анекдотом настроение на месяц поднимет, так всегда чем-то удивит. Когда приезжал во время «оранжевой» революции, вдруг звонит Давиду Жвании (нынешнему министру Украины по чрезвычайным ситуациям): «Так хочу украинского борща, просто умираю!» Отправились в «Липский ОсобнякЪ», а там закрыто — какой-то банкет. Что делать? Поехали в ресторан «Л'амур», где французская кухня. Сидят, а у Миши борщ из головы не выходит… Так что сделали? Послали гонца в «Липский ОсобнякЪ» — и через полчаса тот привез в «Л'амур» кастрюлю борща… Ну, а как он, переодевшись в спортивное, в пивной паб пошел — не слышали? Вытащил меня и Жванию, говорит: хочу в народ! Мы пили пиво, как студенты…
- И курили?
- С курением связано другое воспоминание. Был у нас в гостях Рудольф Джулиани, мэр Нью-Йорка (он стал особо популярен после событий 11 сентября 2001 года. — Авт.) — заядлый курильщик. А в Америке, если вы знаете, в ресторанах курить нельзя. Ну что делать? И у нас нежелательно, но мы ему позволили. А потом он изъявил желание: каждого сорта виски, который имелся в баре, продегустировать по 20 граммов! Никогда не забуду, как Джулиани тогда сказал: «Бени, это и есть счастье!.. «