Руководитель Госавтоинспекции Киева пообещал также, что массовых проверок наличия у автовладельцев страхового полиса пока не будет
Во время прямой линии с начальником столичной ГАИ полковником милиции Анатолием Павловским, продолжавшейся больше запланированного часа, телефон практически не умолкал. Это и не удивительно, ведь в Киеве зарегистрировано более 600 тысяч машин. И у многих автовладельцев есть вопросы к Госавтоинспекции. Правда, звонили не только киевляне, но и читатели «ФАКТОВ» из других областей. Многих прежде всего интересовало, не проводит ли ГАИ массовые проверки наличия страховых полисов, какие новшества в прохождении техосмотров, какой режим работы МРЭО, подешевели ли бланки документов.
Не остались равнодушными к ситуации на дорогах и домохозяйки: они советовали, как улучшить движение в городе, и просили навести порядок во дворах своих домов.
Все пожелания Анатолий Сергеевич записывал и обещал тщательно изучить, некоторые предложения даже реализовать на практике. А еще пообещал, что самые «крутые» — до недавнего времени — номерные знаки раздадут водителям-пенсионерам
- Анатолий Сергеевич, это Виктор звонит из Киева. Поздравляю вас с назначением на должность. Хочу спросить: не пришло ли время освободить улицы Киева от старых, ужасного вида машин, запретив их эксплуатацию? Все же европейская столица, а ездят здесь развалюхи.
- Согласен с вами, но это мое субъективное мнение: нельзя разрешать ездить автомобилям, техническое состояние которых не соответствует стандартам. Однако проверить их мы можем только во время техосмотра.
- Но ведь раньше инспектор мог штрафовать даже за немытую машину
- Сейчас таких штрафов нет. Более того, в свое время автомобили проходили техосмотр каждый год, нынче же — один раз в два года. Значит, и возможностей контролировать техническое состояние машин у нас стало меньше. Но будем стараться, чтобы в Киеве на дорогах ситуация улучшилась
- Добрый день. Звонит Ирина из Киева. Анатолий Сергеевич, в свое время министр внутренних дел Юрий Луценко обещал снизить стоимость бланков, выдаваемых в МРЭО. Это уже произошло?
- Да, обещание свое министр выполнил, цены на многие виды спецпродукции действительно снизили. Причем некоторые бланки подешевели почти вдвое. К примеру, свидетельство о регистрации транспортных средств — техпаспорт — раньше обходилось автовладельцу в 67 гривен, а теперь — в 37,5. За временный талон на право управления приходилось платить 15 гривен, сейчас он стоит 7,5, временный регистрационный талон, как и талон к удостоверению водителя, — 12,75, а не 15 гривен. Скажем, свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов обойдется уже не в 37,5, а в 12,75 гривни, такая же стоимость и свидетельства о подготовке водителей, перевозящих опасные грузы, хотя еще недавно цена этого свидетельства составляла почти 70 гривен.
- Это Киев, «ФАКТЫ»? Беспокоит Михаил Федорович из Хуста Закарпатской области. Анатолий Сергеевич, я много езжу по дорогам Украины и хочу спросить: кто по закону имеет право останавливать мою машину? По-моему, сейчас это может сделать любой человек в форме!
- В Правилах дорожного движения четко записано: останавливать транспортное средство, проверять у водителя документы, составлять админпротоколы имеют право только работники милиции. Причем, остановив автомобиль, наши сотрудники должны объяснить причину остановки, представиться и по вашей просьбе предъявить служебное удостоверение.
- Здравствуйте, меня зовут Игорь, звоню из Житомира. Можно уточнить у начальника ГАИ, правда ли, что сейчас началась очередная война с крутыми номерами и что их хотят передать пенсионерам?
- Скажу честно: я категорически против любых «козырных» номеров. Да их для ГАИ и не существует. Никакой номерной знак не освобождает водителя от необходимости соблюдать Правила дорожного движения. Другое дело, когда создается просто ореол вокруг номеров той или иной серии, своеобразный психологический настрой людей, и тогда номер возводится в ранг неприкосновенности. Поэтому нужно менять прежде всего психологию водителей. Сейчас, действительно, вводятся новые милицейские номера — четырехзначные на синем фоне. А нынешние знаки серии МI станут обычными рядовыми номерами.
По предложению министра внутренних дел уже изготовленные номера серии МI отдадут малообеспеченным водителям — на «Запорожцы», «Москвичи». Отменят вскоре и номера серии II — они нестандартные, ведь не имеют «прописки» в конкретной области. Однако никто не собирается насильно их изымать у владельцев — номера они купили, и это их собственность. Водителям просто во время перерегистрации машины или ее продажи предложат поменять знаки таких серий на обычные и заплатить соответствующую плату за новые.
Ну если кто захочет оставить их у себя, то, пожалуйста, однако преимуществ на дороге такие номера не дают. Как и всевозможные пропуска, удостоверения с просьбой обеспечить владельцам беспрепятственный проезд — эти документы уже отменены.
- Алло, прямая линия «ФАКТОВ»? Вас беспокоит Алла Тимофеевна. Мы не успели оформить страховку — нет пока лишних денег. Не возникнут у нас проблемы с гаишниками?
- Сейчас ГАИ пока массово не проверяет у водителей наличие страхового полиса и не составляет админпротоколов, так что штраф вам сейчас не грозит. Мы только рекомендуем всем оформить страховку, ведь таким образом вы обезопасите себя от многих неприятностей.
- Но сейчас точно не штрафуете?
- Нет, пока мы, повторюсь, не наказываем за отсутствие полиса.
- «ФАКТЫ»? Звонит вам киевлянин Николай Михайлович. У меня вопрос: что нового в прохождении техосмотра?
- Там немножко изменились расценки
- В сторону увеличения?
- Теперь предусмотрен дифференцированный подход — в зависимости от автомобиля. Я говорю о транспортном сборе: по некоторым видам транспортных средств он повысился.
- Меня интересуют грузовые машины, тягачи
- По ним транспортный сбор стал выше.
- Здравствуйте, Анатолий Сергеевич. Подскажите, пожалуйста, правда ли, что на Московском мосту в Киеве вроде бы вскоре будет реверс?
- Да, на Московском мосту действительно планируют организовать реверсивное движение, как на мосту Патона: по три полосы в каждом направлении и дополнительная со специальными светофорами — посередине. Вообще, реверс — прекрасный метод разгрузить мосты и дороги за счет увеличения количества полос и регулирования транспортных потоков. Однако есть серьезная проблема: многие водители почему-то воспринимают реверсивную полосу чуть ли не как взлетную и мчатся по ней со скоростью 120, а то и все 150 километров! Это крайне опасно и приводит к весьма серьезным последствиям. Поэтому очень прошу водителей не рисковать! Мы даже планируем над реверсивными полосами — рядом со светофорами — повесить знаки, ограничивающие скорость.
- Доброго вам здоровья! Я Зотов Александр Федорович, инвалид II группы. Сейчас надо этот, как его, полис оформлять. Так инвалиды войны II группы платят за него 50 процентов, а инвалиды I группы и участники войны получают полис бесплатно. А как нам, инвалидам II группы, быть, где брать такие деньги?
- Александр Федорович, цены на полисы, а также категории льготников ГАИ не устанавливает. Но мы не наказываем сейчас водителей за отсутствие страховки, тем более инвалидов войны.
- Так можно просто показать инспектору удостоверение инвалида?
- Да, и в случае недоразумений на дороге можно сослаться даже на меня.
- Большое спасибо!
- Алло, «ФАКТЫ»? Вас беспокоит Александр из Киева. Анатолий Сергеевич, у меня два предложения: необходимо отрегулировать работу светофоров, особенно на перекрестках в центре, так, чтобы водители могли поворачивать налево, не мешая другим автомобилям. А то ведь из-за этого часто и заторы, и аварийные ситуации возникают.
- Я понимаю, о чем вы говорите. Мы посмотрим, где можно изменить режим работы светофоров. Но это вряд ли решит проблему заторов в центре города. У нас наработаны другие методы, призванные улучшить ситуацию. Думаю, их поддержат городские власти. К примеру, очень эффективный способ разгрузить магистрали, сделав параллельные улицы дорогами с односторонним движением. Такое практикуют почти во всех городах мира. В Киеве, скажем, односторонними вскоре могут стать улицы Красноармейская и Горького, Жилянская и Саксаганского.
- Понятно. И другое предложение: почему бы не сделать круговое движение главным, а не второстепенным?
- Здесь надо каждый перекресток просчитывать специалистам, в зависимости от интенсивности движения с каждого направления: сможет ли «кольцо» нормально пропустить все машины, чтобы не собирались пробки на подъездах к нему. А вообще, круговое движение себя изжило, от него в Киеве постепенно отказываются. Взамен необходимо обустраивать перекрестки со светофорами, как на Ленинградской площади, или строить эстакады, развязки в нескольких уровнях, по примеру Севастопольской площади, тоннели.
Мы предложили властям ряд первоочередных мер. Уже вскоре начнется реконструкция Московской площади, где построят эстакаду. Необходимы развязки на Европейской, Ленинградской, Почтовой, Харьковской площадях, на пересечении улиц Артема и Чорновола. Придется расширить проспект 40-летия Октября, улицы Стеценко, Вышгородскую, Броварской проспект. Необходимо соорудить тоннель для автомобилей на Набережном шоссе — в районе моста Метро, убрать «горловину» на проезжей части улицы Набережно-Крещатицкой перед Рыбальским мостом.
- Добрый день, звоню из города Измаил, моя фамилия Самойленко. Я занимаюсь частным извозом на такси, и ГАИ заставляет нас брать путевку, отмечать там разрешение врача и механика на выезд. Правомочно ли такое требование?
- Да, чтобы перевозить людей, частный предприниматель, даже работающий на собственном такси, на самом деле обязан ежедневно проходить медицинский контроль, а машину должен ежедневно проверять механик. Как же по-другому гарантировать пассажирам безопасность? Более того, техосмотр вы должны проходить каждый год, а не раз в два года, как остальные легковушки, ведь свой автомобиль вы используете в коммерческих целях.
- Алло! Николай меня зовут, звоню из Киева. У меня такая ситуация: отец потерял документы на машину — техпаспорт и права. Долго придется их восстанавливать? И сколько необходимо заплатить?
- Долго восстанавливать не придется, если ваш отец предоставит все необходимые документы, чтобы получить новое водительское удостоверение. Плата составит около 130 гривен. Но вы можете подойти в любое МРЭО и там на стендах есть вся необходимая информация. Кстати, эти подразделения работают каждый день.
- Анатолий Сергеевич? Я Владимир Иванович Чумаков, пенсионер, получаю 263 гривни. Моей машине — 34 года, выезжаю пару раз в год. Сейчас надо проходить техосмотр, но я не в состоянии купить страховку — очень дорого
- Можете проходить техосмотр без страхового полиса, у вас не должно возникнуть из-за этого каких-либо проблем. А уже затем соберете по чуть-чуть денег, чтобы застраховаться.
- «ФАКТЫ»? Прямая линия? Меня зовут Наталия. Подскажите, пожалуйста: у нас на улице Скляренко — рядом с Куреневским парком — водители повально выезжают на встречную полосу, чтобы объехать заторы. Как с этим грубым нарушением бороться? Ведь нарушители рискуют не только своей жизнью, но и подвергают риску других людей.
- К сожалению, не все водители мыслят так правильно, как вы. И, нарушая правила, не задумываются над последствиями. Тут, конечно, сказывается слишком либеральная система наказаний: штрафы у нас просто мизерные (самые распространенные — 8,5-17 гривен). Да и сотрудники милиции лишены реальных механизмов воздействовать на нарушителей. Ведь сейчас мы не имеем права изымать водительские удостоверения, не снимаем номерные знаки, не доставляем машины на штрафплощадку. Многие водители этим пользуются, злостно нарушая правила.
Поэтому надо менять не только законы, но и сознание тех, кто за рулем. Каждый должен понимать: нельзя нарушать! Тогда и ситуация на дорогах улучшится, хотя ГАИ сейчас всеми силами старается обеспечить безопасность участников дорожного движения. Я, например, стараюсь максимально соблюдать правила. А на улицу Скляренко мы направим патруль и проконтролируем ситуацию, чтобы навести там порядок.
- Это прямая линия «ФАКТОВ»? Сергей Евгеньевич беспокоит, я водитель со стажем. Зачастую на дорогах — там, где возникают пробки, — нет инспекторов, а вот на широких магистралях слишком много патрулей, контролирующих скорость. Будете с этим бороться?
- Думаю, это ваше субъективное мнение. У сотрудников ГАИ большой круг обязанностей, в том числе контроль за соблюдением скоростного режима на улицах города. Ведь это очень опасное нарушение, из-за которого происходят серьезные аварии, приводящие к самым тяжелым последствиям. Сейчас у нас в дежурной части работает телефон доверия — 213-70-64, поэтому звоните и сообщайте, где необходимы содействие или помощь инспекторов, чтобы навести порядок на дорогах. Будем оперативно направлять туда патрули.
- Удачи вам в вашей работе!
- Алло, можно поговорить с полковником Павловским?
- Да, я вас слушаю.
- Меня зовут Леонид, прочитал в «ФАКТАХ», что недавно ваш сотрудник, младший лейтенант Олег Федоренко, спас жизнь водителю, которого пытались убить, и задержал нападающих. Скажите, а мужественного парня вы хоть как-то поощрили?
- Знаете, наши сотрудники очень часто первыми приходят на помощь людям, которые попали в сложные, иногда критические ситуации. И скажу без лишнего пафоса, нередко поступки инспекторов граничат с подвигом. Взять хотя бы упомянутый вами случай: возвращавшийся с работы милиционер, по гражданке, без оружия бросился на преступников. Мы его, конечно, поощрили — выдали премию.
- Анатолий Сергеевич, пользуясь случаем, хотел бы через газету обратиться и к вам, и к министру внутренних дел с предложением наградить инспектора на самом высоком уровне. Ведь это действительно геройский поступок!
- Спасибо.
Прямую линию подготовил
Валерий ДЕРКАЧ, «ФАКТЫ»