Происшествия

Подарив на пасху любимому человеку писанку красного цвета, девушка намекает, что уже пора и сватов засылать

0:00 — 28 апреля 2005 eye 387

В Чистый четверг полагалось до восхода солнца помыться, убрать в доме и во дворе и постричь детей, а вечером принести домой из церкви горящую свечу В последнее воскресенье перед Пасхой — Вербное  — наши предки обязательно приносили из церкви освященные ветки вербы. Ими шутя хлестали тех, кто проспал службу, и приговаривали: «Не я б'ю, верба б'х, за тиждень Великдень, вже недалечко червоне яхчко». И хотя впереди была хлопотная неделя, когда нужно и к празднику подготовиться, и, соблюдая строгий пост, душу очистить покаянием, люди уже с облегчением вздыхали: «Дочекалися Пасхи, дочекахмось i Божощ ласки!»

«Страстной» свечой наши предки лечили лихорадку, давали ее в руки умирающим, чтобы облегчить страдания

В народе последнюю перед Пасхой неделю называли Белой, так как в эти дни крестьяне белили хаты и деревья в саду. Кроме того, на Белой неделе красили и расписывали яйца. Хозяйки надевали чистые вышиванки и, помолившись, принимались за работу. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному. От техники росписи и зависит название: писанки, скробанки, дряпанки, малеванки. Писанки — яйца, расписанные с помощью воска. Скробанки и дряпанки — однотонные, с выцарапанными иголкой узорами. Малеванки — с нарисованными кисточкой картинками библейского содержания.

Но прежде чем приступить к росписи яиц и приготовлению пасхальной трапезы, нужно было навести порядок в доме и во дворе. Этому посвящался Чистый, или Страстной четверг. До восхода солнца убирали в хате, в сараях, амбарах и кладовках. Глава семьи сгребал и сжигал в саду старые листья. Считалось, что их дым очищает землю от зимы, прогоняет смерть и всякую нечисть.

А еще до восхода солнца полагалось вымыться, чтобы вода унесла все болезни. Люди верили: если в Чистый четверг постричь детей, у них не будут выпадать волосы и болеть голова. Вечером еще и стирали. Вместо мыла использовали пепел, который собирали и хранили вместе с лекарственными травами. Чистый пепел — лучшее средство от кожных заболеваний.

В четверг обязательно ходили в церковь на особую вечернюю службу, на которой читается 12 отрывков из Евангелия. Слушая, люди становятся на колени и зажигают свечи. После последнего чтения свечу не гасят, ее стараются донести домой зажженной. Копотью от ее пламени наши предки рисовали на дверях и потолке кресты. Этой свечой лечили лихорадку, давали ее в руки умирающим, дабы облегчить их страдания. В некоторых регионах Украины в Чистый четверг обжигали в печи соль (»четвергова сiль»). Считалось, что она помогает от болей в желудке, полезна коровам и овцам.

В Страстной четверг еще и кололи свинью, «щоб сало бiлим було». Ведь, по старинной традиции, на Пасху вместе с куличами и крашенками в церкви освящали и печеного поросенка, и колбасы, и вино — словом, все, чем хотели разговляться. Кстати, освященную снедь тоже считали сильнодействующим магическим и лечебным средством. Например, хлебом лечили горло, салом — коров, маком на Юрия обсыпали хлев, чтобы уберечься от ведьм, Существовало поверье, что остатки пасхальной пищи (кости, крошки и скорлупа), закопанные на краю пашни, могут спасти урожай от града.

В праздничную ночь смельчаки бегали за село и смотрели, не сверкают ли там огнями клады

В Страстную пятницу в церкви выносят плащаницу  — ткань с изображением тела Христа. Это день самого строгого поста. Более того, в пятницу не полагалось шить, прясть и колоть дрова. Однако именно в этот день после захода солнца хозяйки пекли куличи (пасхи, бабы). Кстати, в Украине известно до 50 разновидностей пасхальных куличей. Например, в старину обязательно выпекали белые, желтые и черные пасхи. Белые предназначались для умерших предков, желтые — для солнца и неба, черные — для людей и плодородной земли.

Продукты для праздничной сдобы запасали заранее, даже в голодные годы крестьяне старались сберечь хоть горсть хорошей муки для пасхи. Печь кулич нужно с молитвой на устах и в тишине. От грохота и суеты он может просесть, внутри образуются полости, а это сулит болезни или даже смерть кого-нибудь из родных. В старину в тесто добавляли несколько мелких перышек, целебные травы и, вымешивая, приговаривали: «Ладься, пасочко, красна, як сонечко, пухка, як пiр'ячко, а чистенька, як зiллячко». Готовые куличи помещали в корзинки, выстланные рушниками. Их оставалось только освятить в церкви. Самую большую пасху хранили до поминальных выходных, «щоб добре родила пшениця».

В субботу заканчивали красить и расписывать яйца, готовить пасхальные блюда. После захода солнца семья отправлялась в церковь на праздничную службу. Дома оставались лишь младенцы да совсем старые и больные люди. Говорили: «Хто засне святковощ ночi, той проспить свох щастя». К церкви шли с корзинами или же ехали на телегах, заполненных снедью.

Возле храма молодежь разводила общие костры. Причем дрова должна была выделить каждая семья. Забывших об этом наказывали: парубки воровали у них какую-нибудь деревянную вещь из хозяйства. Интересно, что в эту ночь смельчаки бегали за село и смотрели, не сверкают ли там огнями сокровища и клады.

На протяжении трех дней после Пасхи прихожанам разрешалось звонить в церковный колокол

После службы спешили домой разговляться. В каждой области Украины существовал свой обычай начала пасхальной трапезы. Но наиболее распространенным был такой. Семья становилась перед образами и молилась. Хозяин брал в руки тарелку с освященным куличом и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и раздавал всем по кусочку яйца со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'щ».

Сначала ели яйца и кулич, а уж потом — поросенка, колбасы и прочие деликатесы. Напиться в Пасху считалось большим грехом. Позавтракав, взрослые и дети спешили на улицу, где всех ожидали пасхальные забавы: игры, песни и танцы. Люди обменивались традиционными приветствиями: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», дарили друг другу писанки и крашенки.

По традиции, пасхальное гулянье происходило во дворе возле церкви. Кстати, на протяжении трех дней после Пасхи всем прихожанам разрешалось звонить в церковный колокол. Молодежь соседних сел соревновалась в силе и удали. Чтобы произвести впечатление на девушек, парубки играли в «башню»: на плечи пятерых самых сильных парней становились четверо, на них — трое, еще выше — двое и наконец — один. Многоярусная акробатическая композиция, танцуя, передвигалась. Чья «башня» протанцует дольше, в том селе самые лучшие женихи.

В понедельник после Пасхи молодежь выходила на улицу с ведрами и обливала друг друга водой, поэтому и называли этот день «поливальным». Позже появился обычай обрызгивать девушек духами. Девчата могли откупиться от обливания определенным количеством крашенок или писанок.

На второй день после Пасхи мужчины ходили поздравлять попа, пана и друг друга. При этом обменивались крашенками или писанками. На третий день женщины ходили поздравлять попадью, панну и друг друга. Они брали с собой калачи, также христосовались и обменивались крашенками и писанками. Детям было принято дарить светлые и яркие писанки, хозяину — с изображением «безкiнечникiв», а пожилым людям — черно-белые с «небесними мостами» и «поясами». Своим возлюбленным девчата несли красные писанки, в ответ парубки одаривали их платочками и бусами.

Между прочим писанки, в отличие от крашенок, не едят, а хранят до следующей Пасхи в доме на почетном месте как обереги. Если яйцо случайно разобьется, его полагается закопать в огороде или в поле.

Следующая неделя после пасхальной в народе называется Гробки, Могилки, Проводы. Полагается помянуть умерших, привести в порядок могилы. Причем в старину люди, придя на кладбище, обращали внимание не только на могилы родственников, но и на чужие. Молодые люди обходили погост и смотрели, чтобы нигде не осталось заброшенных и неухоженных могил, чтобы ни о ком не забыли.

В Поминальное воскресенье на кладбище шли всей семьей. С собой несли яйца, куличи. После панихиды люди обедали, щедро одаривали нищих — «на помин души». В некоторых областях сохранился обычай повязывать на кресты рушники.

С культом предков связывают и «рахманскую» Пасху, которая когда-то отмечалась в первые среду и четверг после Пасхи. По народным поверьям, рахмане — народ, который живет в подземном царстве, поэтому не знает счет времени. Чтобы сообщить им о приходе Светлого Воскресения, бросали в речку скорлупу пасхальных яиц.

В статье использованы

материалы,

предоставленные

Институтом фольклора

Национальной Академии наук Украины

Творожная пасха

Для приготовления понадобится: 2,5 кг творога, 500 г сметаны, 400 г слив. масла, 12 яиц, 700 г сахара, ваниль.

Творог протереть через сито, хорошо перемешать со сметаной и растопленным маслом. Постоянно помешивая, добавлять по одному яйцу. Снова тщательно перемешать и поставить на 10 минут в духовку. Затем добавить ваниль и сахар. Когда масса охладится, выложить ее в форму и поставить на холод.

Считается доброй традицией пробовать все,

что выставлено на пасхальном столе. В зажиточных домах было принято готовить 48 блюд — по числу дней истекшего поста. Но как же разговеться, не навредив при этом

здоровью? За полчаса до трапезы выпейте небольшими глотками стакан минеральной воды, а затем еще один —

во время еды. Выбирайте ту воду, на которой стоит пометка «хлоридно-натриевая», например, «Миргородскую».

Такая вода регулирует работу желудка и помогает снять ощущение тяжести после обильного застолья.

Ведь недаром вода всегда символизировала очищение