33-летняя жительница Луганской области возродила в шахтерском регионе старинное искусство писанки
Более чем тысячелетнее искусство писанки на Луганщине в советское время было практически искоренено, а самобытные традиции росписи в этом крае — восточной Слобожанщине — забыты. Сегодня в шахтерском городе Сверд-ловске старинное искусство возродилось. Произошло это благодаря усилиям очень энергичной и талантливой женщины — 33-летней художницы Татьяны Коновал.
Татьяна Коновал пока единственный автор из Луганской области, чьи работы пополнили экспонаты уникального музея писанки в городе Коломыя на Закарпатье.
- Я там рассматривала писанки со всех уголков Украины, — говорит Татьяна. — У каждой — лицо своего региона. Поэтому успехом считаю то, что мне удалось показать самобытность писанки Восточной Украины.
Однажды на выставке в Киеве Татьяна увидела писанки, выполненные в неизвестном для нее стиле — без окрашивания, как будто кто-то сделал резьбу по яйцу. Особенно ей понравилось одно гусиное яйцо: рисунок был объемный. Однако автор необычной писанки держал в секрете этот трехмерный метод росписи.
- Мастер сказал лишь, что это народный метод, а эффект достигнут посредством окисления, — вспоминает Татьяна. — И больше никаких подсказок. Вернувшись домой, я начала экспериментировать. Вначале брала всякие окислители, которые женщины используют для покраски волос, но потом вспомнила слова мастера о том, что способ народный, а значит, не должно быть никакой химии. В одной старинной книге прочитала, что на Полтавщине для писанок использовали сок квашеной капусты. Художницы рисовали воском, а на ночь клали яйца в рассол. Те участки скорлупы, которые не были защищены воском, частично разрушались, тем самым создавался эффект резьбы. Стала и я экспериментировать с капустным соком, специально даже переквашивала капусту, чтобы вышел более концентрированный рассол. Резьба получилась!
А потом появилось у художницы и свое ноу-хау. Началось все с банального дефицита: как-то накануне Пасхи в магазинах и на рынке пропали белые яйца. Оказалось, на птицефабриках не стало белых кур, одни коричневые. Тогда Татьяне поневоле пришлось перейти на яйца коричневого цвета.
- В какой-то момент меня осенило: а что если использовать для «резьбы» обычный уксус, это ведь тоже природная кислота, — говорит Татьяна Коновал. — И тут я заметила, что тон яиц в процессе окисления скорлупы меняется, становится все более светлым. Значит, если послойно снимать коричневый цвет скорлупы, то можно добиться разных оттенков.
Тогда, оперируя различными оттенками от белого до темно-коричневого, Татьяна Коновал создала свой стиль росписи писанок, до этого еще никем не используемый.
По словам Татьяны Коновал, для писанкарства подходят яйца любых птиц, включая перепелиные. Но наиболее эффектными рисунки получаются на страусиных яйцах — и размер большой, и толщина скорлупы позволяет сделать рисунок более рельефным. Заготовки приходится покупать за границей, хотя в Новопсковском районе Луганской области уже несколько лет существует страусиная ферма.
- Я пробовала работать с яйцами украинских страусов, но, к сожалению, пока не получается, — признается художница. — Цвет яиц страусов, которые были завезены к нам из Африки, темно-зеленый. И при обработке можно будет поиграть с этим колером.
Кому-то может показаться, что писанкарство — детская забава, но у Татьяны Алексеевны на этот счет иное мнение.
- Это занятие развивает усидчивость, требует концентрации внимания и точности ювелира, — говорит Татьяна Коновал. — Конечно, бывает, что юный мастер допускает ошибку. Тогда приходится начинать все сначала. Если рука дрогнет — труд пропал. Так что работа очень серьезная, даже смеяться нежелательно. Все проходит, как говорится, на одном дыхании.
В то же время, занимаясь с детьми в студии, Татьяна пришла к мысли, что учить нужно и взрослых. Ведь испокон веков писанки расписывали дома. Мамы и бабушки помогали детям выводить простые узоры-символы.
- Я очень рада, что пасхальная писанка вернулась в семью, снова стала ее живым символом, — говорит Татьяна Коновал. — Даже моя двухлетняя дочурка расписывает яйца, причем делает это с восьми месяцев. В первый раз она прямо таки вырвала у меня из рук писачок (специальная трубочка, по которой стекает воск, используемый для нанесения рисунка. — Авт. ) и стала усердно царапать по скорлупе, будто я учила ее этому.
К слову, американские ценители украинского писанкарства стали постоянными заказчиками у Татьяны Коновал. Особенно любят они «уксусные» писанки.
- Когда я была в Киеве (как раз перед визитом Виктора Ющенко в Америку) один из представителей секретариата Президента купил у меня несколько таких работ, — рассказывает Татьяна Коновал. — Он был удивлен и даже сказал, что благодаря моим работам изменил свое мнение о Луганском крае. Тогда я спросила: «А какое же мнение у вас было до этого?» И он, извинившись, признался, что всегда считал восток страны, образно говоря, суржиковым регионом, где нет своих самобытных культурных традиций. К большому сожалению, мы все еще находимся в плену стереотипов, созданных политиками, в которые они не только нас, но и себя заставили поверить