Маленькая виннитчанка Танюша появилась на свет лишь с одной ножкой, и родители отказались от девочки. А потом, оправившись от потрясения, все же забрали дочурку домой
- Роды у меня были тяжелые — двое суток мучилась, — рассказывает мама девочки Яна Мацишина. — Когда же наконец услышала первый крик младенца, так обрадовалась! «Девочка. Но у нас большие проблемы», — вполголоса и как-то нерешительно произнес молоденький акушер-гинеколог. Он поднес ко мне ребенка — прелестная темноволосая головка, беленькие ручки И тут я почувствовала сильную боль в сердце: у моей малышки почему-то была только одна ножка. «Это сон, — первое, что пришло мне в голову. — Ведь сколько их было — один страшнее другого!» Однажды, до родов, мне приснилось, что ножка младенца вылезла из моего живота, а я запихнула ее обратно. Еще снилось, что малышка превратилась в пластмассовую куклу! Отчаяние и страх сдавили горло — я не могла ни плакать, ни стонать. Лежа в гинекологическом кресле, сквозь тяжелую полудрему слышала крики медиков: «Давление падает! Яна, не спи, скажи хоть что-нибудь!». Очнулась уже в реанимации. Когда почувствовала себя лучше, медики спросили, буду ли я отказываться от дочки. И объяснили: от этого зависит, в какое отделение меня переведут для дальнейшего лечения: туда, где находятся молодые мамы с новорожденными детками, или туда, где не будет слышен детский плач. Казалось, мне просто не хватит сил вновь увидеть своего ребенка, вот и написала заявление, в котором отказалась от дочки. И мужа убедила сделать то же самое
О том, что 27 января, вскоре после Татьяниного дня, в Винницком городском роддоме Ь 1 родилась девочка без ножки и от нее отказались родители, появились публикации в местной прессе. Врачи назвали малышку Таней. Горожане стали проведывать девочку, приносили игрушки, молочные смеси, пеленки, подгузники. Одна из женщин, навещавших малышку, говорила, что лучше отдать ее в монастырь: там Танюша, подрастая, не чувствовала бы, что не такая, как все Девочка улыбалась тем, кто о ней заботился, — как будто благодарила.
- Мы с женой, когда оправились от шока, поняли, что уж если совсем чужие люди неравнодушны к судьбе Тани, то родные отец и мать не могут быть в стороне, — говорит папа девочки Анатолий. — Да мы просто обязаны сделать доченьку счастливой!
С первых недель беременности будущая мама, которая недавно закончила медицинский колледж, выполняла все рекомендации врачей. Тем более тогда, когда у нее была угроза прерывания беременности. Четыре раза(!) Яну осматривал один и тот же врач кабинета ультразвуковой диагностики женской консультации Винницкого роддома Ь 1, но никаких врожденных патологий у плода доктор не заметил. Вот и писал в медицинской карте беременной, что все в норме.
- Как-то во время очередного посещения кабинета УЗИ я поинтересовалась, можно ли определить пол будущего ребенка, — вздыхает молодая мама. — Ответ меня ошарашил: «Скорее всего, у вас девочка. Если муж будет недоволен, пусть кое-что «доделает»! Когда я захотела взглянуть на экран аппарата УЗИ, доктор почему-то рассердился и сказал: «Вот родишь, тогда и наглядишься!» Разве можно так неуважительно относиться к беременным женщинам? Я слышала, один врач-узист, когда еще ребенок был в лоне матери, определил, что на одной ручке у малыша шесть пальчиков, а не пять. А у моего ребенка ножки не было, и врач этого не заметил! Зачем тогда нужно такое УЗИ, которое к тому же стоит немалых денег? Если бы меня предупредили, какого ребенка вынашиваю, может, свыклась бы с мыслью о том, что малышка не такая, как все
- Врач, который проводил ультразвуковое исследование, опытный, даже внедрял метод УЗИ в акушерстве и гинекологии в лечебных учреждениях нашего города, — говорит главврач Винницкого роддома Ь 1 Виктор Коваленко. — Но после случившегося мы направили его
на курсы повышения квалификации. Полагаю, если произошла ошибка в диагностике, значит, были на то серьезные причины. Возможно, положение плода не позволило определить патологию. Метод УЗИ несовершенен: изображение на экране аппарата напоминает рентгеновское — контуры, тени и полутени. К тому же аппарат ультразвуковой диагностики у нас старый. Если мы выявляем какие-либо отклонения от нормы, то в сроке беременности до 22 недель производим ее искусственное прерывание. Кроме того, будущих мам, которые не могут выносить ребенка, а также тех женщин, у которых рождались дети с патологией развития или мертвые, направляем на консультацию к генетику. В случае с Яной Мацишиной никаких показаний для такого обследования не было.
Теперь, когда стало ясно, что у ребенка произошел генетический сбой, если Яна с Анатолием захотят еще иметь детей, им необходимо проконсультироваться у генетика.
Муж Яны и ее родители, ожидавшие рождения здоровенького малыша, были так шокированы появлением на свет девочки без ножки, что не стали отговаривать молодую маму, которая решила отказаться от ребенка. И когда Яна одна вернулась из роддома, окружили ее теплотой и заботой, стараясь облегчить страдания. А о малышке не вспоминали вслух. Но ни о чем другом, кроме девочки, молодая женщина думать не могла: «Не голодна ли дочка, есть ли у нее пеленки, подгузники?» В голову то и дело лезли слова любимой детской песенки: «Моя мама — лучшая на свете » Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей об оставленной малышке, Яна пошла на курсы косметологов. Но и это не помогло. В конце концов женщина отправилась в дом ребенка, предполагая, что дочка там. Когда Яну стали расспрашивать, временно или навсегда она отказалась от своего ребенка, она очень удивилась, ведь в роддоме об этом не говорили. Узнав, что дочь находится в городской больнице «Центр матери и ребенка», Яна поспешила туда. Даже не надеялась, что медики тепло и радушно ее встретят.
- Танюша пробыла у нас чуть больше двух месяцев, — улыбается заведующая отделением патологии новорожденных Винницкой городской больницы «Центр матери и ребенка» Татьяна Третяк. — Она полностью обследована, хорошо развивалась, как и положено, набирала вес. Медсестры и санитарки любили побаловать девочку, постоянно носили на руках. А когда за ней пришла мама, все мы обрадовались, ведь никто не может заменить ребенку родную мать. Здесь ждали Танюшину маму: уже даже были готовы документы для перевода девочки в дом ребенка, но мы с этим не спешили. Девочке еще предстояла небольшая операция: у нее слишком узкий носослезный канал, и в глазике все время стояла слеза. Впрочем, эти заботы легли на плечи Таниных родителей. Мы не виним Яну в том, что она сначала решила оставить свою дочь. Попав в такую сложную ситуацию, женщина нуждалась прежде всего в поддержке психолога, а такого специалиста в наших роддомах, увы, нет.
- Мне так приятно, что рядом с Танюшей были добрые и неравнодушные к чужой беде люди, — радуется Яна. — Когда я увидела чистенькую, ухоженную малышку в люльке, взяла ее на руки и прижала к себе, была уверена: теперь никому доченьку не отдам! Два месяца без нее были самыми тяжелыми и для меня, и для мужа. Впрочем, мне показалось, что во время нашей первой встречи девочка восприняла меня немного настороженно.
- Медсестры, которые ухаживали за Танюшей, рассказали, что она очень тихий и спокойный ребенок, не капризничает, словно уже осознает: надо быть сильной, ведь впереди много испытаний! — рассказывает Анатолий. — Когда мы с женой сообщили своим родителям, что забираем дочь домой, они очень обрадовались. Оказывается, они собирались навестить девочку втайне от нас с Яной, для чего и накупили много детских вещей.
Молодые родители любят свою дочь такой, какая она есть. Вот только переживают, как сама Танюша, повзрослев, воспримет то, что не сможет бегать и резвиться, как другие детки. А ее бабушка Валентина Николаевна рассказала нам, что не понаслышке знает, как тяжело ухаживать за человеком без ноги: после болезни потерял ногу отец женщины.
Яна уже побывала в горисполкоме и облгосадминистрации в надежде получить хоть какой-то совет или помощь на протезирование ребенка. Но, увы, после этого еще больше расстроилась. По словам женщины, один из чиновников, узнав, что ее муж Анатолий после окончания Винницкой сельскохозяйственной академии не может устроиться по специальности, посоветовал ехать в Португалию. И добавил: «Неплохие деньги там заработаете, даже на протезик для девочки хватит». Но супруги Мацишины верят: мир не без добрых людей, откликнутся те, кто готов протянуть руку помощи. Семья с благодарностью примет советы по воспитанию ребенка с такой патологией и ждет писем на домашний электронный адрес (janam@in. vn. ua). Родители Танюши начали собирать деньги на протезирование дочери и будут признательны за любую поддержку.