Происшествия

Главарь преступной группы, совершившей десятки заказных убийств с помощью инъекций быстродействующего яда: «в сизо я придумал такой способ лишать людей жизни, по сравнению с которым смертоносные уколы — это вчерашний день… "

0:00 — 19 мая 2005 eye 1699

Апелляционный суд Днепропетровской области приговорил киллеров «со шприцами» к пожизненному заключению

В тот день известный днепропетровский бизнесмен Лев Винницкий приехал в офис, как обычно, в 8. 45. Поднимаясь по лестнице в вестибюле, он заметил идущего ему навстречу бомжа. Поравнявшись с бизнесменом, бомж неожиданно воткнул ему в ногу шприц. От боли мужчина стал вырываться и кричать, но тот вцепился в него мертвой хваткой. Борьба продолжалась меньше минуты, после чего бомж бросился бежать. «Через несколько секунд у меня онемели мышцы, я не мог дышать, стал терять над собой контроль», — вспоминал потом Винницкий. На его крик сбежались охранники и сотрудники фирмы. Охранник бросился догонять бомжа, остальные растерянно стояли вокруг уже почти не подававшего признаков жизни шефа. Только один из сотрудников, поняв, что произошло, стал высасывать кровь из раны от укола на ноге Винницкого. Потом сделал искусственное дыхание, по сути, спасшее ему жизнь. Уже позже, в больнице, бизнесмену рассказали, что в шприце был смертоносный яд, в состав которого входили медицинский препарат и сильнодействующая кислота.

Прежде чем возглавить банду киллеров, бывший спецназовец тренировал в Америке полицейских, а в Украине — бойцов «Беркута»

- Первая оперативная информация о том, что в Днепропетровске промышляет банда киллеров, которая расправляется с коммерсантами нестандартным способом, поступила к нам в сентябре 1999 года, — вспоминает Виктор Рябов, работавший в то время старшим оперуполномоченным по особо важным делам Днепропетровского областного УБОП.  — Мы тогда даже предположить не могли, что преступники совершают убийства с помощью инъекций какого-то смертоносного медпрепарата, ведь ни одна судмедэкспертиза на тот момент не обнаружила яда в организмах погибших. Позже выяснилось, что препарат, ставший в руках преступников орудием убийства, относится к группе миорелаксантов и вызывает так называемый курареподобный эффект.

Согласно данным судмедэкспертизы, лекарственные препараты группы миорелаксантов применяют в медицине для расслабления скелетной мускулатуры при проведении хирургических операций. Применение лекарств этой группы требует обязательного использования искусственной вентиляции легких. Человек, которому ввели такой препарат, находится в сознании, но обездвижен и не может самостоятельно дышать, без оказания ему медицинской помощи наступает смерть. Наличие у человека хронических заболеваний только усиливает воздействие препарата на организм.

- Мы подняли данные обо всех коммерсантах, чья смерть наступила при странных обстоятельствах, — говорит В. Рябов.  — Стали выяснять, у кого из них в процессе работы возникали конфликтные ситуации. О деталях нашей деятельности знали не более десяти человек: кроме руководства милиции и прокуратуры, следователь и несколько оперативников УБОП и СБУ.

- Боялись утечки информации?

- Не только. В серьезные преступные группы, как показывает практика, нередко входят и бывшие правоохранители, которые стараются не терять связей с коллегами и зачастую бывают в курсе того, над чем те работают. По крупицам собирая информацию о деловых контактах погибших бизнесменов, мы вышли сначала на некоего Иванского, а затем и на остальных участников преступной группы. За ними было установлено наружное наблюдение, которое вскоре принесло неожиданные результаты. Перемещаясь по городу, преступники настолько профессионально заметали следы, что в присутствии бывших правоохранителей среди их наставников сомнений уже не возникало. Лидеров в банде оказалось двое — бывшие сослуживцы 34-летние Юрий Иванский и Игорь Зимин.

Отслужив два года в спецназе внутренних войск, Иванский поступил в среднюю милицейскую школу, где изучил различные виды боевого искусства, получил черный пояс по каратэ. Благодаря своим спортивным успехам он попал на стажировку в Таиланд, после чего некоторое время работал в Штатах, тренируя тамошних полицейских. Да и в Украине был на хорошем счету — как инструктор по рукопашному бою готовил к выполнению боевых заданий бойцов «Беркута». Зимин же, приехавший в Днепропетровск из Желтых Вод, кроме службы во внутренних войсках, ничем более похвастаться не мог. И тогда бывший сослуживец лично занялся его подготовкой, обучая шпионским тонкостям. Страстный любитель детективов, Зимин видел в этом игру, а главное, возможность удовлетворить собственные амбиции.

- В то время обывателю было достаточно сложно достать литературу, предназначенную для сотрудников спецслужб, — вспоминает Николай Хащевой, первый заместитель начальника главка борьбы с организованной преступностью МВД Украины, занимавший в 1997 году должность начальника Днепропетровского областного УБОП.  — У Зимина же все это было. К примеру, учебники по взрывотехническим работам, «Выживание в зоне вооруженных конфликтов», справочники по стрелковому оружию и т. д. Во всех этих книгах подробно описывались приборы для технической разведки, способы защиты объектов и информации, изготовления радиоуправляемых взрывных устройств, методы ведения слежки. В библиотеке Игоря нашлось место и для фармакологической литературы, откуда он также почерпнул немало информации, пригодившейся ему впоследствии при совершении убийств.

- Уже в 1997 году бывшие сослуживцы возглавили мощное, вооруженное до зубов бандформирование, целью которого было совершение заказных убийств,  — продолжает В. Рябов.  — В преступную группу вошли около десяти человек, в том числе и два бывших сотрудника милиции. Один из них проработал в уголовном розыске восемь лет, дослужился до капитана, но был уволен из правоохранительных органов по дискредитирующей статье. Бывший милиционер, которого члены банды называли Дедушкой, втянул в дело даже своих родственников  — сына Александра и племянника Леонида. Работающий в больнице Леонид поставлял им запрещенные в свободной продаже лекарства, а Саша, которому в то время было около 25 лет, мог сконструировать взрывное устройство любой степени сложности. Вскоре по настоянию отца он создал в домашних условиях целую подпольную лабораторию по изготовлению амфетаминов. На эти наркотики Зимин впоследствии «подсадил» другого члена банды, киллера Сергея Хмеля.

Хмель вырос в семье полковника Вооруженных сил, но, покатившись по наклонной, попался на краже и был осужден. Попав в банду Зимина-Иванского, Сергей участвовал в совершении нескольких убийств, получая за свою работу копейки. Понимая, что рано или поздно главари захотят разделаться с ним как с нежелательным свидетелем, Хмель решился на побег из банды. Спустя два месяца Зимин наведался к его родителям и пригрозил, что, если Сергей не явится к нему в течение недели, с их семьей может произойти несчастный случай. Могу сказать, что седой полковник был не робкого десятка, но, как он сам потом рассказал, от этих слов и леденящего душу бандитского взгляда ему стало не по себе. После возвращения в банду Зимин поселил Сергея на чердаке своего дома, чтобы полностью контролировать все перемещения подопечного…

Знакомые лидера группировки рекомендовали его бизнесменам как порядочного человека, который может решить любую проблему

Еще одного члена этой преступной группы — боксера Евгения Самборского из Чернигова — Зимин «приручил» другим способом. Зная, что тот падок на женщин, главарь банды обеспечивал его карманными деньгами, а в качестве гонорара за одно из убийств отдал свой «Мерседес» (эту иномарку у Евгения затем отобрала ГАИ по наводке тех же Зимина и Иванского).

- Деньги и «крутая» машина были нужны Самборскому, чтобы производить впечатление на слабый пол, — говорит В. Рябов.  — Несмотря на множество случайных связей, в Чернигове у него была постоянная любовница. Узнав от Зимина о влиянии миорелаксантов на организм человека, Евгений решил таким способом извести ее мужа. От укола, сделанного Самборским, у молодого мужчины обострилась давняя болезнь поджелудочной железы, а затем отказало сердце, поэтому никто из медиков не усмотрел во внезапной смерти признаков умышленного убийства.

Благодаря большим возможностям Зимина, в распоряжении банды оказалось столько оружия, что его перечень занял бы не одну страницу. Кроме того, у преступников после задержания были изъяты 15 кг взрывчатки, чемодан патронов к разным видам оружия, приборы ночного видения, лазерные оптические прицелы и т. д. Члены банды очень быстро освоили навыки профессиональных разведчиков. «Серенькие» и неприметные на вид, как настоящие шпионы, они изучали распорядок дня жертвы по минутам, а затем уже определялись со способом ее ликвидации.

- Четыре года эта банда оставалась «темной лошадкой» не только для правоохранителей, но даже для преступного мира, — рассказывает Виктор Рябов.  — Заказы на убийство только от проверенных людей принимал Иванский. Ни с кем из представителей криминалитета члены группировки отношений не поддерживали. Имея широкие связи в правоохранительных органах, коммерческих структурах и криминальных кругах, Иванский добывал нужную ему информацию, в том числе и об успешных предпринимателях. Интересно, что знакомые главаря банды, которые не догадывались о его преступной деятельности, рекомендовали его некоторым бизнесменам как порядочного человека, который может решить любую проблему, ведь без «крыши» тогда не могла существовать ни одна фирма.

Попалась в хитросплетенные сети Иванского и одна бизнес-леди из Днепропетровска, у которой в то время как раз назревал конфликт с компаньоном. Женщина решила его припугнуть, и Иванский пообещал за кругленькую сумму решить проблему с деловым партнером раз и навсегда. Способ, при помощи которого будет разрешен конфликт, он при этом не назвал. Так банде впервые представилась возможность заявить о себе всерьез.

За жертвой установили слежку и, выяснив, что у бизнесмена есть собственный «Мерседес», решили взорвать коммерсанта в его машине. Морозным январским утром Зимин и Хмель на своем автомобиле подъехали к дому бизнесмена. Через некоторое время во двор заехал уже знакомый преступникам «Мерседес». Вышедший из машины мужчина, которого сидевшие в засаде киллеры приняли за личного водителя жертвы, скрылся в подъезде. Хмель пробрался к машине, прикрепил взрывное устройство к ее днищу под передним сиденьем пассажира и вернулся в засаду.

Через час из подъезда вышел хозяин иномарки в сопровождении приятеля. Бизнесмен сел за руль, а знакомого усадил на переднее сиденье, но бандиты решили, что мощности взрывного устройства все же хватит и для устранения коммерсанта… В результате взрыва погиб только пассажир «Мерседеса», а сам бизнесмен практически не пострадал.

- Тогда оперативники УБОП пошли по ложному пути,  — продолжает Н. Хащевой.  — Ведь в результате взрыва погиб очень известный в России коммерсант, владелец нескольких казино, к тому же имеющий связи с криминальным миром. Мы ломали головы над вопросом, кому мог помешать игорный магнат, отследили жизнь погибшего, но не нашли ни единой зацепки.

Как выяснилось позже, «бомба» предназначалась его днепропетровскому приятелю, и хотя чудом выживший предприниматель догадывался, что объектом покушения был именно он, правоохранителям о своем предположении ничего не сказал и, опасаясь за свою жизнь, выполнил все требования бизнес-леди.

- Согласившись на помощь Иванского, эта женщина на убийство как раз и не шла, — говорит В. Рябов.  — Но бандит повернул дело таким образом, чтобы потом требовать с нее деньги как с соучастницы. Ее запугали чуть ли не до смерти: звонили по телефону, приезжали домой и на работу, избили зятя в подъезде, угрожали убить дочь и т. д. Шантажом и угрозами преступники выманили у женщины около 120 тысяч долларов.

Под видом случайного укола шипами розы преступник сделал предпринимателю инъекцию яда

Спустя полгода после первого покушения Иванский узнал, что уже знакомая ему бизнес-леди заключила крупную сделку с другим предпринимателем, и за 100 тысяч долларов предложил Зимину убрать этого коммерсанта, чтобы прибрать к рукам его деньги.

Из медицинской литературы Зимин узнал о курареподобном эффекте некоторых медпрепаратов, поэтому, чтобы смерть бизнесмена выглядела естественной, решил сделать ему инъекцию миорелаксанта. С помощью племянника Дедушки Зимин приобрел нужное количество этого лекарства, а для усиления эффекта смешал его с сильнодействующей кислотой. В дальнейшем этот рецепт приготовления отравы преступники использовали и в других эпизодах. Яд хранили в холодильнике, а выходя «на дело», заматывали шприц со смертоносной жидкостью в мокрую тряпку. Устройство для инъекций Зимин тоже разрабатывал сам, укорачивая иглу у инсулиновых шприцев настолько, чтобы ее можно было незаметно зажать между пальцами. Использовали преступники и пипетки, снабдив их иглами.

- Прежде чем применять препарат в деле, бандиты решили на ком-то его испытать, — продолжает В. Рябов.  — В центре Днепропетровска они нашли бездомного и сделали ему укол. Через несколько минут несчастный, чьей смертью потом никто не заинтересовался, скончался в муках прямо у них на глазах. Препарат испытание прошел…

Перед осуществлением задуманного члены банды несколько дней внимательно следили за «объектом», вычисляя удобный для покушения момент. И когда однажды ничего не подозревающий бизнесмен поднимался по лестнице в свой офис, киллер напал на него и под видом хулиганской выходки сделал инъекцию. Через несколько минут мужчина упал на землю с приступом удушья, и прибывшим врачам скорой помощи осталось лишь констатировать смерть коммерсанта в результате сосудистого поражения головного мозга. О том, что случившееся — тщательно спланированное убийство, никто тогда и подумать не мог.

Вскоре заказы на убийства начали поступать киллерам со стороны. Пока прагматичный Иванский подсчитывал барыши, видя в деятельности банды только коммерческую выгоду, Зимин к выполнению специфических заданий подходил творчески, всякий раз изобретая все новые способы убийства.

- Похоже, его интересовал не столько результат, сколько сам процесс охоты на жертву, — рассказывает В. Рябов.  — К примеру, получив заказ на устранение предпринимателя из Кривого Рога, Зимин придумал следующее. Зная, что «объект» часто бывает на городском рынке, бандит передал исполнителю… букет роз. В толпе киллер якобы случайно столкнулся с коммерсантом и в этот момент сделал ему инъекцию. Предприниматель подумал, что укололся шипом розы, но уже через несколько шагов рухнул на землю с приступом удушья. Спасти его удалось только благодаря своевременно оказанной медицинской помощи. В другом случае жертве загодя прокололи шину в автомобиле. Пока хозяин машины был занят заменой колеса, киллер подошел к нему сзади и сделал укол. Только при помощи случайных прохожих, сделавших ему искусственное дыхание, мужчина остался жив. Нередко, чтобы запутать следы, исполнители, действуя по указанию Зимина, маскировали заказное убийство под уличный грабеж или хулиганскую драку.

Собирались преступники совершить заказное убийство и в Киеве. Зимин даже снял в столице апартаменты. При обыске в этой квартире в холодильнике были обнаружены миорелаксанты и ряд других медпрепаратов, усиливающих действие яда. Кроме того, подготовительный этап работы (разведка, слежка за «объектом») был к тому времени уже завершен, и то, что убийство не произошло, — заслуга правоохранителей, раскрывших эту банду.

Всего следствием были собраны доказательства по девяти эпизодам, оперативные же данные говорят о гораздо большем их числе. Но выяснить это уже вряд ли удастся. В большинстве случаев уголовные дела по факту убийств возбуждены не были, поскольку врачи, исследовавшие причину смерти погибших, устанавливали лишь острую сердечную недостаточность.

- Сколько заказчики платили киллерам за работу?

- Таксы не было, но о доходах преступной группы можно судить по тому, на что и сколько тратилось денег, — говорит В. Рябов.  — Иванский, к примеру, «отгрохал» себе в Днепропетровске трехэтажный особ-няк, жил на широкую ногу. Зимин приобрел две квартиры в одном доме в центре Днепропетровска, откладывал деньги на покупку еще двух соседних квартир, купил «Мерседес» и новые «Жигули» 99-й модели, помогал родственникам. Остальные члены преступной группы, по сравнению с главарями, получали гроши. Кстати, тот факт, что жертвы некоторых покушений остались в живых, преступников нисколько не беспокоил. Деньги с заказчиков они брали, как за выполненную работу.

- Не смущало ли заказчиков это обстоятельство?

- А куда им было деваться, ведь банда могла их шантажировать. По словам Зимина, он никогда не работал вслепую. Детальная информация о жертвах и заказчиках помогала ему, выстраивая план устранения первых, держать во власти вторых.

- Не человек, а прямо какой-то криминальный талант…

- Так и есть. Он с таким восторгом и блеском в глазах рассказывал о своих злодеяниях, что даже у бывалых оперативников мороз пробегал по коже… А на последней нашей встрече перед судом и вовсе заявил, что, находясь в СИЗО, придумал еще более изощренный способ лишать людей жизни, по сравнению с которым инъекции, по его словам, покажутся нам вчерашним днем…

- Как обвиняемые вели себя на допросах, в суде?

- Зимин сразу держался высокомерно, все равно, мол, ничего не докажете. Потом вместе с остальными обвиняемыми стал давать признательные показания, но не до конца правдивые. То есть сведения преступников о времени, месте и способе совершения заказных убийств полностью совпадали с показаниями потерпевших и случайных свидетелей. Но свое участие в том или ином эпизоде каждый из членов банды пытался замолчать или смягчить, сваливая вину на других. По чьей-то указке еще до окончания следствия все обвиняемые отказались от своих показаний, но суд признал их вину и приговорил Зимина и Иванского к пожизненному заключению, а их сообщников — к девяти и более годам лишения свободы. Безнаказанными в этом деле остались только заказчики убийств, чьи личности или степень вины не были установлены судом… Кстати, после оглашения приговора все бандиты написали жалобы на якобы незаконные действия со стороны милиции и прокуратуры, а Зимин при этом назвался еще и жертвой… политических репрессий.

- После задержания этой преступной группы ходили слухи о причастности ее членов к убийству российского журналиста и телепродюсера Владислава Листьева. Надо полагать, эта версия не нашла подтверждения?

- О Листьеве была получена оперативная информация от самого Зимина. Отрабатывая эту версию, мы стали активно сотрудничать с российскими коллегами, а ему только этого и надо было. Как-то в беседе с Хащевым Зимин признался, что его любимый детектив — «Обет молчания» А. Ильина, где рассказывается о деятельности секретных подразделений ГРУ КГБ, так называемых антикиллерах, которые ради очищения общества убивали людей с криминальным прошлым. Хащевой тогда спросил меня: «Хочешь понять психологию этого человека? Найди эту книгу и прочти до завтрашнего утра». Возможно, Зимин возомнил себя антикиллером. Он был убежден, что в России существуют такие подразделения, и даже намекал на свою готовность к ним присоединиться. Для этого ему нужно было «засветиться» перед российской ФСБ, а громкое убийство Листьева — хороший для этого повод, тем более, как выяснилось, кое-кто из членов банды действительно не раз выезжал в Россию, в частности в Москву. Других данных, которые могли бы подтвердить слова Зимина о причастности группировки к убийству российского телеведущего, у следствия нет.

P. S. Некоторые данные о потерпевших в их интересах изменены.